الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

СТАТЬИ

«Лучший из вас тот, кто лучше относится к своей жене












Много статей и книг посвящено роли мусульманской женщины, ее правам, обязанностям, тому, что определяет идеальную мусульманскую жену. Но семья – это взаимоотношения обоих супругов, и т.к. мужчина и женщина взаимозависимы – несправедливо будет говорить только об одном из них.

Многие мужчины считают, что их жены должны быть идеальными мусульманками, но при этом они почему- то забывают о своих обязанностях, которые предписаны им в Священном Коране и Пречистой Сунне.

В данной статье мы, ин ша Аллах, попытаемся устано¬вить баланс в этом актуальном вопросе, освятив неко¬торые обязанности мужа. Самые верные и правильные источники, где прописаны инструкции поведения во всех сферах жизни человека, – Коран и Сунна. Так, заглянем туда в поисках ответа.

ДО СВАДЬБЫ

Известно, что в Исламе нет такого понятия, как «гражданский брак», т.е. совместная жизнь мужчины и женщины без заключения никаха. Более того, за это предписано наказание. Но всему запретному в Исламе есть альтернатива, которая не несет в себе греха. Так, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и при¬ветствует) советует молодым людям в хадисе:

«Пусть женится тот, кто может жениться, поскольку это в наибольшей степени способствует потуплению взо¬ров и защите целомудрия; тому же, кто жениться не может, следует поститься, ибо пост для него будет подобен холощению» (Бухари).

Для тех, кто способен жениться дается следующая рекомендация от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

«На женщине женятся из-за четырех вещей: из-за ее имущества, из-за ее знат-ности, из-за ее красоты и из-за ее религии, выбери обладательницу религии, и ты преуспеешь» (Бухари, Муслим).

При этом, заключение никаха и празднова¬ние свадьбы является сунной. Но, согласно Шариату, мусульманин не обязан устраивать пышное застолье и расточительствовать, ибо Аллах в Коране говорит:

«… Ешьте и пейте, но не расточительствуйте, ибо Он не любит расточительных» (7:31).

Идеальная мусульманская семья строится на любви, чувстве взаимной ответственности и взаимоуважения. В Коране идет следующее описание отношений между супругами:

«Среди Его знамений – то, что Он сотво¬рил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (30:21). Также: «…Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них…» (2:187).

Поэтому, женившись (без излишнего пафоса и шика, как упоминалось выше), мужчина автоматически берёт на себя обязанности мужа.

ОБЯЗАННОСТИ МУСУЛЬМАНСКОГО МУЖА

Первая обязанность – поддержание, защита и от-ветственность за материальное обеспечение жены. В Коране говорится:

«Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преиму¬щество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества…» (4:34).

Муж должен обеспечить свою жену и детей всем необ-ходимым: едой, одеждой, кровом и т.д. Эта обязанность мужчины, согласно закону Шариата, сохраняется и в случае развода, пока не закончится выжидательный срок или даже более того. Материальное обеспечение семьи является прямой обязанностью мужа, но никак не жены.

Второе – не причинять супруге вреда и обид, про¬водить с ней время. Согласно Шариату, если муж не отводит ей договоренное время, не посещая ее и т.д., то жена имеет полное право подать на развод в шариат¬ский суд. Так же и в том случае, если муж причиняет ей вред, будь это побои, распитие алкоголя, оскорбления в ее адрес или ее родственников.

Хоть развод и разрешается в Исламе,это крайне нежелательная процедура. В хадисе Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) говорится:

«Самое ненавистное для Аллаха из дозволенного – развод» (Абу Дауд).

Даже если брак не самый удачный и жена допускает какие-либо ошибки в семейной жизни, муж должен избегать развода. В Коране говорится:

«...Живите с ними [женами] достойно, и даже если они неприятны вам, то ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра» (4:19).

Но если все-таки дело дошло до развода, то нужно соблюдать условия, предписанные в Исламе. Мужчина не имеет права объявлять развод, если у жены проте¬кает менструальный период или если она беременна. Развод не должен провозглашаться в пылу гнева и злости, а только когда оба супруга находятся в урав-новешенном эмоциональном состоянии. Муж обязан относиться к своей жене по-доброму и после развода. В период выжидательного срока (идда) он должен обе¬спечивать ее всем необходимым, не выгонять из дома и не причинять вред и обиды:

«О Пророк! Когда вы даете своим женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа. Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограниче¬ния Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе» (65:1). А также: «Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку. Не причиняйте им вреда, желая стеснить их. Если они беременны, то содержите их, пока они не разрешатся от бремени…».

Нельзя мужчине забирать обратно брачный подарок и подарки, которые он делал своей жене во время се¬мейной жизни:

«Развод допускается дважды, после чего надо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму. Вам недозволено брать что- либо из дарованного им, если только у обеих сторон нет опасения, что они не смогут соблюсти ограни¬чения Аллаха…» (2:229).

«Во времена невежества и в первые годы распространения Ислама мужчине позволялось разводиться с женой бесконечное коли¬чество раз, и если он хотел причинить жене страдания, то объявлял ей развод и возобновлял брак незадолго до приближения отведенного для развода срока, после чего снова объявлял ей развод. Он мог поступать так всю жизнь, причиняя женщине страдания, о которых доподлинно известно только Аллаху.

По этой причине Всевышний Аллах возвестил о том, что мужчине разрешается объявить женщине развод, после чего он имеет право возобновить брачные от¬ношения, только два раза. В течение отведенного для развода срока мужчина может изменить свое решение и вернуть жену, если только он не собирается причинить ей зло. Если же он объявляет женщине развод в третий раз, то ему не разрешается возобновлять брачные от¬ношения, ибо если он поступает так, то он либо дерзко ослушается своего Господа, либо не желает вести семейную жизнь со своей супругой, а лишь пытается причинить ей страдания.

Если мужчина объявил своей жене неокончательный развод, то ему предписывается либо возобновить нор¬мальные брачные отношения (причем подобное развитие событий является самым желательным, с точки зрения Ислама), либо окончательно развестись с ней достойным образом. Это значит, что при расставании муж не дол¬жен отнимать у жены ее собственность, потому что этот поступок является несправедливым и незаконным…» (Толкование Св.Корана Абд ар-Рахмана ас-Саади)

В том случае, если у мужчины несколько жен, то здесь еще большая ответственность. Ведь им всем он должен уделять одинаковое количество времени, дарить одинаковые подарки, любить их одинаково, не оставлять без внимания одну и уделять больше заботы другой. В Коране предписано:

«Вы не сможете отно-ситься к женам одинаково справедливо даже при сильном желании. Не наклоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно висящей. Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный» (4:129).

В хадисе Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) повествуется о том, что ждет мужчину, который несправедливо относился к своим женам:

«Если у человека будут две жены, и он не будет оди¬наково относиться к ним, то в День воскрешения он предстанет с волочащейся за ним половиной тела» (Абу Дауд, Насаи, Ибн Маджах)

Также идеальный мусульманский муж не должен возлагать ограничения больше, чем это сделал Аллах, а также Его раб и Посланник (да благословит его Аллах и приветствует).

Мужчина должен оберегать свою семью, обеспе¬чивая их также и религиозными знаниями, которые приблизят их к Аллаху и явятся защитой от наказания в Последней жизни:

«О те, которые уверовали! обере¬гайте себя и свои семьи от Огня, растопкой которого будут люди и камни!..» (66:6).

Муж должен удостове¬риться, что его жена просвещена в религиозных во¬просах. Если до семейной жизни она не занималась религиозным просвещением, то ему необходимо взять это под свою ответственность и обучить ее. Главенство в семье принадлежит мужу, и это ни в коем случае не означает диктаторство или тиранию. Мудрый муж дол¬жен сообща вместе со своей женой решать проблемы и прислушиваться к ее советам.

Муж не имеет права бить свою жену, если только она не совершит явную мерзость. В противном случае, жена может обратиться в шариатский суд. Избивание жены не свойственно для мусульманина. Однако не¬которые мусульмане утверждают в свою защиту и оправдание, что это постановление религии. Но они никак не признают, что бьют своих жен потому, что они жестоки и неуравновешенны. В Исламе проявление гнева и злости запрещается. Эти эмоции нужно пода¬влять, а никак не изливать на слабый пол. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Силен не тот, кто может повергнуть других, силен тот, кто владеет собой во время гнева» (Бухари, Муслим).

ПРИМЕР ПОСЛАННИКА АЛЛАХА (ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ)

Для любого правоверного мусульманина образцом высконравственного и высокодуховного человека яв¬ляется Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует). Мы должны брать пример с его об¬раза жизни, поведения. Братьям, в частности, нужно следовать образу отношений Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) с его женами.

Самый главный принцип, которого придерживался Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ис¬ходил из следующего хадиса:

«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наи¬лучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим женам» (Ахмад, Абу Дауд, Ибн Хиббан, Тирмизи).

Как же проявлял Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) наилучшее отношение к своим женам?

Во-первых, он не был деспотичным мужем. Касатель¬но «женской работы», то он помогал в этом своим же¬нам. Аишу (да будет доволен ею Аллах) спросили: «Что делал Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) в своем доме?». Она ответила:

«Он был обычным человеком, проверял свою одежду, доил овцу и обслуживал себя» (Ахмад ибн Ханбаль. Аль- Альбани сказал, что хадис достоверный). В другом пре¬дании сказано: «Он чинил свою одежду, свою обувь и делал все то, что делают мужчины в своих домах».

Во-вторых, он никогда не выражал недовольства по отношению к еде. Сообщается, что Абу Хурайра, (да будет доволен им Аллах) сказал:

«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) никогда не порицал никакую еду: если он желал ее, то ел, а если она ему не нравилась, он оставлял ее» (Бухари, Муслим, Абу Дауд, Тирмизи).

В-третьих, Пророк (да благословит его Аллах и при-ветствует) играл и шутил со своими женами. Передает¬ся от Аиши (да будет доволен ею Аллах), что однажды она была вместе с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в пути. Он сказал своим сподвижни¬кам:

«Идите вперед, идите вперед». А затем сказал ей: «Пойдем, посоревнуемся (т.е. побегаем напере¬гонки)» (Ахмад).

Но многие мужчины, к сожалению, пренебрегают этой сунной.

В-четвертых, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) спрашивал совет у жены и не считал это унижением. Как повествуется в длинном хадисе: «…Закончив составлять соглашение (о пере¬мирии), Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел своим сподвижникам: «Встаньте и заколите свой жертвенный скот, а потом обрейте головы». И, клянусь Аллахом, никто из них не двинулся с места, несмотря на то, что Пророк (мир ему и благо¬словение Аллаха) сказал это трижды. Увидев, что ни¬кто из них не встал, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) зашел к Умм Салама, рассказал ей о том, как повели себя люди по отношению к нему, и Умм Салама сказала: «О Пророк Аллаха, хочешь ли ты, чтобы твое веление выполнили? Выйди из дома и никому не гово¬ри ни слова, пока сам не принесешь в жертву своего верблюда и не позовешь цирюльника, чтобы он обрил тебе голову». Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вышел наружу и не заговорил ни с кем, пока не сделал все это. Увидев это, его сподвижники поднялись со своих мест, принесли в жертву своих животных и стали брить друг другу головы, проявляя такую поспешность, что чуть было не задавили друг друга насмерть» (Бухари).

Также из этого хадиса следует, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) делил со своей женой все дела, ведь она тоже принимала участие в поездке. Жены Пророка (да благословит его Аллах и приветству¬ет) не сидели дома взаперти, если были какие-либо дела, то они выходили из дома. От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал своим женам:

«Вам дозволено выходить по своим нуждам» (Бухари).

Поистине, в Пророке (мир ему и благословение Аллаха) для всех мусульман большой пример идеаль¬ного мусульманина, а для братьев – идеального мужа. Просим Всевышнего Аллаха сделать мусульманских мужчин одними из тех, о ком Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

«Лучший из вас тот, кто лучше всех относится к своей жене» (Тирмизи).

Подготовила Зульфия РАХАЕВА.

 

 

 

 

 

 

НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"