الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

СВЯЩЕННЫЕ ОКРЕСТНОСТИ МЕККИ

Долина Мина

Долина Мина – небольшое предместье Мекки, которое простирается от столба джамарат аль-‘Акаба до вади Мухассир, где, по преданию, погибло войско эфиопского царя Абрахи. Этимология названия «Мина» неясна: по одной из версий, это арабское слово означает место сбора людей. Согласно другой, когда-то в этой долине Адам рассказал ангелу Джибрилю о своем желании (таманна) вновь оказаться в раю, в память о чём она и стала называться "Мина". Наибольшее распространение получила версия, которая возводит это название к арабскому глаголу «манна» («лить», «проливать»), поскольку в этом месте режут (льют кровь) жертвенных животных.

Долина Мина – место проведения двух важных ритуалов хаджа – бросания камней в находящиеся здесь столбы (ар. джамарат) и жертвоприношения. Согласно мусульманской традиции, они были установлены пророком Ибрахимом (АС); первый из них напоминает о том, как он побил камнями шайтана, трижды представавшего перед ним в долине Мина. Второй также воспроизводит эпизод из его жизни: однажды Аллах Всевышний, желая испытать Ибрахима (мир ему), велел ему принести в жертву старшего сына Исма‘ила мир ему). Пророк покорно согласился исполнить волю Господа: он привел сына в долину Мина, где приготовился совершить жертвоприношение, однако Аллах остановил его. Удостоверившись в его преданности, Он запретил ему проливать кровь собственного сына, приказав заколоть взамен него барана.

В праздничные дни у столбов-джамарат скапливается огромная толпа паломников, плотность которой в часы-пик достигает 5-7 чел. на 1 м2 . В это время здесь фиксируется наибольшее за весь период хаджа число травматических случаев; в возникающей давке порою гибнут люди. Саудовские власти, пытаясь решить эту проблему, еще в 1975 г. соорудили в этом месте эстакаду, благодаря чему число паломников, совершающих обряд побивания камнями шайтана, увеличилось вдвое. В настоящее время они реализуют масштабный строительный проект, предусматривающий возведение нескольких новых ярусов над уже существующим строением.

Мечеть аль-Хайф

Мечеть аль-Хайф расположена в долине Мина, недалеко от малого столба (аль-джамарат ас-сугра). Это известная мусульманская святыня, в которой в год «прощального паломничества» совершил утреннюю молитву Посланник Аллаха (САС). (ат-Тирмизи). Согласно одному из хадисов, до него в этом месте молились семьдесят других пророков, в разное время совершавших паломничество к священной Каабе (ат-Табарани).

Долина ‘Арафат

В 22 км к юго-востоку от Мекки, за пределами её священной территории, лежит небольшая (10,4 км2) долина ‘Арафат. Она необитаема, а потому в ней нет ни постоянных поселений, ни сельскохозяйственных угодий. Раз в год эта пустынная в остальное время долина оживает: в неё толпами стекаются паломники для участия в главном ритуале хаджа - стоянии (вукуф) перед «ликом Аллаха», которое совершается в девятый день месяца зу-ль-хиджжа.

Арабские лингвисты выдвигают несколько версий происхождения названия этой долины. Полагают, что оно восходит к арабскому глаголу «‘арафа» («знать», «узнавать»). По преданию, ангел Джибриль, обучая Ибрахима (мир ему), обрядам хаджа, привёл его в долину ‘Арафат, где спросил: «Узнаешь ли ты это место? (ар. «Халь ‘арафт?»), на что он ответил: «Да, узнаю» («На‘ам, арафт»). Согласно другой версии, это слово происходит от производного глагола того же корня «та‘арафа» («знакомиться, узнавать друг друга»), поскольку именно здесь когда-то встретились и узнали друг друга после долгой разлуки изгнанные из рая Адам и Ева. Возможно также, что слово «‘Арафат» образовано от однокоренного с предыдущими глагола «и‘тарафа» («признаваться», «сознаваться»), так как, по разъяснениям лингвистов, в этом месте паломники каются в совершенных ими грехах.

В доисламские времена долина ‘Арафат служила местом отправления обрядов языческого паломничества. Впрочем, посещение её не считалось обязательным для постоянных обитателей священной территории (харам) – курайшитов. Последние не покидали ее пределы и совершали все необходимые обряды в соседней с ‘Арафатом долине Муздалифа. С утверждением ислама в Мекке этот обычай был уничтожен. Руководствуясь предписанием Аллаха («Ступайте затем, о курайшиты, туда, куда направились остальные люди…», Коран, 2:199), Пророк (САС) включил стояние в долине ‘Арафат в число обязательных обрядов хаджа, устранив расхождения в порядке совершения его разными арабскими племенами. В своем «прощальном паломничестве» 632 г./10 г.х. он, вопреки прежнему обычаю, останавливался именно на ‘Арафате.

Согласно хадису, местом ритуального предстояния служит вся долина ‘Арафат (Муслим), а потому паломник имеет право остановиться в любой ее части. Следуя примеру Пророка (СААС), он может расположиться у подножия Джабаль ар-Рахма (ар. «гора милости»), возвышающейся в восточной части ‘Арафата. В древности эта гора носила название Иляль и служила местом языческого паломничества. По преданию, в год «прощального паломничества» Пророк (САС), останавливался у скал, возвышающихся у южного склона этой горы, где ему было ниспослано следующее откровение: «Сегодня я завершил для вас ниспослание своей религии, довел до конца свою милость и одобрил для вас в качестве религии ислам» (Коран, 5:3). В настоящее время место предстояния Пророка (СААС), носящее название «масджид ас-сахарат» (ар. «место поклонения у скал»), представляет собой мощеную площадку, приподнятую над землей и огороженную невысокой, около полуметра стеной. Слева от нее расположена лестница, ведущая к вершине Джабаль ар-Рахма, где посреди площадки установлен массивный (8мx1,8 м) указательный знак из камня.

Мечеть Намира

Мечеть Намира (Масджид Намира), известная также как мечеть Ибрахима, расположена в полутора километрах к западу от горы ар-Рахма, на границе ‘Арафата и вади ‘Урана. Считается, что она была воздвигнута в том месте, где в 632 г./10 г.х. провел проповедь и помолился Пророк (САС). Свое название мечеть получила от лежащей к западу от нее горы Намира. Первое здание мечети было построено ок. 766 г./150 г.х. везирем Мухаммадом ибн ‘Али аль-Мансуром, известным под именем Джавад аль-Асфахани. В дальнейшем мечеть не раз перестраивали и расширяли; наиболее существенная ее переделка была предпринята Саудидами, после чего ее общая площадь достигла 110 тыс. м2. В настоящее время фасадная часть мечети размещается в вади ‘Урана, а тыльная, с надстроенным вторым этажом – в ‘Арафате. Мечеть имеет 6 минаретов высотой 60 м, 3 больших купола и 10 главных входов. Она вмещает 350 тыс. молящихся; впрочем, такое количество посетителей бывает в ней лишь раз в году, в день ‘Арафы, когда здесь собираются паломники для того, чтобы послушать проповедь и совершить обеденную и послеобеденную молитвы (зухр и ‘аср).

Долина Муздалифа

Между Миной и Арафатом, в 8 км от Мекки расположена небольшая, вытянутая с запада на восток долина Муздалифа. На западе её ограничивает вади Мухассир, отделяющая её от Мины, на востоке – две горы аль-Ма’замайн, между которыми пролегает дорога, ведущая к ‘Арафату. Паломники прибывают в Муздалифу вечером 9-го зу-ль-хиджжа по окончании обряда стояния в долине ‘Арафат. Здесь они совершают совмещенные молитвы магриб и ‘иша, после чего располагаются на ночлег. В это время в Муздалифе, чья площадь не превышает 12,25 км2, скапливается до 2 млн. паломников, что создаёт определённые трудности с их размещением. Скопление людей, наблюдаемое здесь в этот день хаджа, по-видимому, и дало название этой долине: в мусульманской традиции слово «муздалифа» обычно истолковывают как «место сбора людей». Это же значение имеет другое её название - «Джам‘» (ар. «сбор», «встреча»).

И, наконец, третье название этой долины – «аль-Маш‘ар аль-Харам» («Заповедное место»), под которым она упоминается в Коране: «А когда вы покинете ‘Арафат, поминайте Аллаха в Заповедном месте» (2:198).

На рассвете 10-го зу-ль-хиджжа паломники, исполнив утреннюю молитву, перебираются к мечети у горы аль-Маш‘ар аль-Харам. В древности эта гора была связана с культом языческого бога-громовежца Кузаха и называлась Джабаль Кузах, т.е. «гора Кузаха». Расположившись у основания горы или на ее склонах, паломники, следуя примеру Пророка (СААС), часто славят Аллаха и обращаются к Нему с мольбами. С наступлением рассвета они продолжают путь далее на запад, в долину Мина.

Источник islamnaneve

 

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Октябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"