الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

           ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО    МОЗАИКА   ФАТУА

 

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

 

 

Абу Ханифа












 

 

МОЯ РЕЛИГИЯ

Хронология ниспосылания Корана


















Коран - это Священная Книга мусульман. Божье Писание, ниспосланное последнему Пророку как верное руководство и прямой путь для всего человечества. Пророческая деятельность Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) протекала в 610-632 гг. сначала в Мекке (13 лет), а затем в Медине (10 лет). За это время было ниспослано 114 сур (90-мекканские и 24-мединские), а Аллах знает лучше. Говоря о мекканском или мединском пероидах, необходимо помнить, что они совпадали со временем проживания Пророка в Мекке и Медине, но это вовсе не означает неотлучного пребывания его в этих городах. Таким образом, термин «мекканские» или «мединские» носит чисто условный характер.

В первых сурах, ниспосланных Аллахом, Он обращается со словами: «О люди!», впоследствии, когда Ислам получил достаточно широкое распространение, это обращение сменилось другим:

«О, верующие!».

ПЕРИОДЫ РИСПОСЫЛАНИЯ КОРАНА

По содержанию и характеристике сур некоторые ученые выделяют 4 периода в ниспослании Корана.

Первый период (610-613)

– тайный призыв, когда только самые близкие люди: жена, члены семьи и др. – приобщались к учению, всецело доверившись Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует), чья безупречная нравственность не вызывала сомнений. Эти первые суры краткие, ритмичные и легко запоминаются. В них лаконизм сочетается с насыщенностью основными предписаниями и увещеваниями. В основном они говорят о Боге Единосущем, Всемогущем и Всемилостивом, об истинной вере, неотвратимости Судного дня, о неизбежном ответе перед Аллахом за свои деяния. Этих сур 48, и они помещены в конце Корана.

Второй период (614-615)

ознаменовался тем, что Пророк перешел от тайного призыва к открытому воззванию. Содержание его проповедей касалось в основном таких вопросов, как таухид (монотеизм), нравственность, честность и достоинство. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) от имени Аллаха обращается к опекунам с увещеванием не обижать сирот, сохранить, и при возможности приумножить, их имущество до исполнения совершеннолетия детей, оставшихся без родителей. В этот период ниспослана двадцать одна сура. И в них иногда вместо слова «Аллах» употребляется «Рахман» - «Милостивый», за что и дали этим сурам название – «рахманские».

Третий период (616-619)

ознаменовался бойкотом экономическим, правовым, нравственным. Мусульман выдворили из Мекки, объявили их вне закона, лишили постоянного места жительства. Они поселились в долине, недалеко от Мекки – в имении дяди Пророка Абу Талиба. В этот период ниспослана двадцать одна сура, аяты которых рассказывают о посланниках и пророках, о судьбе народов, погрязших в грехе и понесших за это суровое наказание. Эти суры носят проповеднический характер, увещевают, предостерегают от греха, напоминают о неотвратимости Божьего наказания и вместе с тем утешают мыслью о снисхождении Всемилостивого к тем, кто живет по Его заветам. После отмены бойкота в 619 г. они вернулись в Мекку, но вскоре начались новые трудности: смерть дяди Абу Талиба, который, сам, не будучи мусульманином, любил горячо своего племянника и всячески помогал ему, а также любимой жены Хадиджи. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, и мусульмане, лишенные поддержки и покровительства Абу Талиба, подвергаются в этот период жестокой травле, которая усугубляется приходом к власти в Мекке Абу Ал-Узза, известного по кличке Абу-Лахаб – «отец огня», злейшего врага Пророка. Под давлением всех этих обстоятельств Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, начинает тайно готовить своих сподвижников к переселению.

Четвертый период (622-632)

– мединский, когда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, вместе со своими сподвижниками перебрался в Медину, где и основал первое исламское государство. В этот период ниспосланы 24 суры, которые помещены в начале Корана после суры «аль-Фатиха». Они самые длинные, сложные, поднимают множество самых разнообразных вопросов. В них говорится не только о Судном дне, вечной жизни, Рае, Аде, но и рассматриваются сугубо земные дела: правовые, нравственные, экономические, хозяйственные, национальные, межгосударственные.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ВИД КОРАНА

Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) распоряжался, чтобы Откровения, ниспосланные ему, сразу же были записаны. Для этого у него было около 40 писарей. Даже в критические минуты своей жизни, во время переселения из Мекки в Медину или во время военных походов, он никогда не забывал брать с собой писаря. Зейд ибн Сабит говорил, что после того как записывалось откровение, Мухаммад, мир ему, приказывал ему ещё раз прочитать его. Кроме того, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) настаивал, чтобы откровения были выучены сподвижниками наизусть. Он говорил, что знание аятов Корана наизусть будет вознаграждено Аллахом.

Он ввел третий элемент на пути сохранения Корана — систему контроля. Запись систематически проверялась устным произношением, и наоборот, устное произношение проверялось записью, наглядным примером чего был процесс Арда (повторения) в месяце Рамадан. У Пророка были специальные учителя Корана, которые шли к людям, обучали их и в то же время контролировали правильность записи и звучания Писания.

Откровения, полученные Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, записывались на финиковых листьях, кусках плоского камня, кожи и т. д., так как бумаги в то время еще не было. Эти записи делались по мере ниспослания аятов Аллаха, которое иногда было смешанным, то есть не успевали окончиться аяты одной суры, как начинали поступать аяты следующих сур. Только по завершении ниспослания Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) объявлял, в ка- кую суру и где именно должны быть записаны эти аяты. К тому же были Откровения, которые не должны были войти в Коран, они носили лишь временный характер и были, затем Аллахом отменены. Поэтому записи носили фрагментарный характер, в них отсутствовала системность, присущая современным целостным изданиям Корана. Для того чтобы от фрагментарности перейти к системности, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) ввел понятие талиф уль-Кур’ан. В хадисах Пророка этот термин встречается, и в «Сахих» Бухари так назван целый раздел книги.

РЕДАКЦИЯ УСМАНА

Слово талиф переводится как «составление». Именно в таком значении оно употребляется в Коране, а точнее означает последовательное расположение аятов (стихов) в сурах. Запрещается читать аяты Корана в иной последовательности, помимо той, которая была указана Пророком. Такой запрет на чтение в иной, не указанной Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) последовательности был вызван тем, что некоторые поэты и рассказчики часто читали различные произведения в произвольной последовательности, и они хотели перенести такое правило и на Коран.

В то же время, порядок сур (глав) не является таукифом (продиктованным Всевышним). Считается, что этот порядок существует в Коране на основании иджтихада, он был предложен комиссией по размножению экземпляров Корана после смерти Усмана. Таким образом, в намазе, при обучении и т. д. разрешается читать Коран в любой последовательности сур. В списке Корана, предложенном Убайем ибн Каабом, суры располагаются одним образом, в списке Усмана и других списках — другим. Поэтому общепризнанно, что порядок сур можно определять иджтихадом, а Аллах знает лучше. Зейд ибн Сабит согласился собрать полный список Корана. В организации этого дела ему помог Умар ибн аль Хаттаб. Абу Бакр поставил Зейду условие не полагаться на свою память и иметь два письменных доказательства точности каждого аята, который он отберет в окончательный список. О начале работы над собранием Корана Абу Бакр объявил по всей Медине и потребовал, чтобы жители, имевшие письменные фрагменты Корана, принесли их в мечеть и сдали Зейду. Контролировал поступление фрагментов Умар, который в точности знал, какие из этих фрагментов были проверены Пророком, (да благословит его Аллах и да приветствует) а какие - нет.

Ученые называют два принесенных фрагмента Корана письменным свидетельством. Два свидетельства сравниваются с третьим элементом. Третьим элементом, или «оригиналом», являлись данные Зейда ибн Сабита, так как он был одним из лучших знатоков Корана и знал его наизусть. Принесенные фрагменты он сопоставлял со своими знаниями. История Корана не сводится только к собиранию его Зейдом ибн Сабитом в единую книгу — многие мусульмане знали его от начала до конца наизусть, а ещё большее количество — частично. Они постоянно читали Коран в намазе и молитвах (дуа).

Сообщается, что среди мухаджиров знатоками Корана были Правдивейший Абу Бакр, Умар ибн аль-Хаттаб, Усман ибн Аффан, Али ибн Абу Талиб, Тальха ибн Убейдуллах, Саад ибн Абу Уаккас, Абдуллах ибн Масуд, Хузейфа ибн аль-Йаман, Салим ибн Маакал, Абу Хурейра, Абдуллах ибн Саиб.

Среди женщин выучить Коран наизусть удалось Аише, Хафсе, Умм Саламе. Но следует отметить, что некоторые из этого списка завершили изучение Корана уже после смерти Про- рока, да благословит его Аллах и приветствует. Ибн Абу Дауд называл среди знатоков Корана мухаджиров Тамима ибн Ауса ад-Дари и Укбу ибн Амира, а также ансаров Убаду ибн ас-Самита, Муаза Абу Хулейму, Муджамму ибн Харису, Фудалу ибн Убайда, Масламу ибн Махлада и других. При этом он также отметил, что некоторые из них выучили Коран наизуть после кончины Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Ибн Хаджар прибавил к этим спискам имена Абу Мусы аль-Аш’ари, Амра ибн аль-Аса, Саада ибн Убады и Умм Уараки. Ибн Хаджар, «Фатх аль-Бари», т. 9, стр. 65-66.

Как видно из сказанного, нельзя ограничивать количество людей, знавших Коран и собравших его в единую книгу, только узким кругом сподвижников. Коран был достоянием многих людей, а не ограниченного круга лиц.

Комиссия Зейда ибн Сабита написала пять экземпляров Корана, которые были посланы в Мекку, Медину, Басру, Куфу и Дамаск. И этот Коран стал тем, что находится у людей в настоящее время во всём исламском мире. И в отношении этого Корана сейчас, четырнадцать веков спустя, не имеется никаких разногласий, как не имелось и раньше. Этот факт был подтверждён рядом востоковедов, среди которых Лублува, Муир и современный немецкий востоковед Руди Парет, который в предисловии к своему переводу Корана писал: «У нас нет никакого основания сомневаться в том, что в Коране имеется какой-либо аят, который не был бы ниспослан Мухаммаду( Мир ему и благословение)».

СЕМЬ СПОСОБОВ ЧТЕНИЯ

До хиджры Коран читался исключительно на диалекте племени Курайш (курейшитов). После хиджры Ислам приняли и другие арабские племена, и чтобы облегчить им чтение Корана, Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует, через ангела Джабраила (мир ему) попросил Аллаха дать этим племенам возможность читать Коран на их диалектах. Это разрешение получалось им раз за разом до семи раз. Допускались только и только варианты чтения, услышанные от самого Пророка. Во времена Усмана Коран вновь вернулся в свою изначальную форму курейшитского диалекта.

Тахави писал: «Применение семи чтений (кираат) было разрешено Аллахом на первых этапах истории Ислама, когда у неграмотных арабов было много различных диалектов, и принудить их всех к единому чтению на первых порах было невозможно. После того как среди мусульман развилась грамотность, все чтения (кираат) были объединены».

Под семью харфами подразумеваются арабские диалекты: курейш, хузайл, сакиф, хавазин, кинана, томим и айман. В период халифата Усмана возникли некоторые споры относительно правильного чтения Корана. В массе народа, среди арабов из различных племен, были отмечены произвольные чтения на диалектах арабского языка, отличных от курейшитского, причем каждый считал, что именно его диалект наиболее адекватно отражает смысл Корана. Тогда Усман отдал распоряжение размножить экземпляр Корана, который был на курейшитском диалекте, и распространить его среди народа.

Таким образом, никаких «семи Коранов» не было, Коран всегда был один, а 7 разных чтений на близких диалектах арабского языка преследовали чисто миссионерскую цель на раннем этапе проповеди, когда множество слушавших Пророка арабов не были достаточно грамотны и не умели читать. Все 7 чтений абсолютно идентичны по смыслу.

Когда государство мусульман стало расти, различные племена стали общаться друг с другом, и сразу возникли разночтения, как они могут возникнуть, например, у русского и украинца. Поэтому при халифе Усмане все 7 диалектов были сведены к одному — курейшитскому, на котором Коран ниспосылался изначально и был ниспослан целиком. Все остальные варианты во избежание путаницы были уничтожены.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК СУР

• Мекканские суры: 96, 74, 111, 106, 108, 104, 107, 102, 105, 92, 90, 94, 93, 97, 86, 91, 80, 68, 87, 95, 103, 85, 73, 101, 99, 82, 81, 53, 84, 100, 79, 77, 78, 88, 89, 75, 83, 69, 51, 52, 56, 70, 55, 112, 109, 113, 114, 1, 54, 37, 71, 76, 44, 50, 20, 26, 15, 19, 38, 36, 43, 72, 67, 23, 21, 25, 17, 27, 18, 32, 41, 45, 16, 30, 11, 14, 12, 40, 28, 39, 29, 31, 42, 10, 34, 35, 7, 46, 6, 13.

• Мединские суры: 2, 98, 64, 62, 8, 47, 3, 61, 57, 4, 65, 59, 33, 63, 24, 58, 22, 48, 66, 60, 110, 49, 9, 5.

Масира АБАЕВА  

 


НАУКА

МОЯ РЕЛИГИЯ

ИСТОРИЯ

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Август 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"