Подготовка для детей 4 лет. Развитие мышления детей четырех-пяти лет. Фантазию и речевые навыки

Гадания

Ирина Рыбакова
Рабочая программа кружка «Развивай-ка» на 2016–2017 уч. года для детей 4–5 лет

Рабочая программа

кружка «Развивай-ка » на 2016-2017 уч. года

для детей 4-5 лет (средняя группа «Ежата» )

Руководитель кружка Рыбакова Ирина Викторовна

Паспорт программы

1. Полное название «Развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста»

3. Дата создания 2016г

4. Характеристика программы предусматривает :

- развитие и совершенствование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста;

- развитие общения и речи ;

- развитие внимания , памяти, восприятия, мышления;

6. Сроки реализации : 1 год

7. Возраст дошкольников : 4-5 лет

8. Цель программы : Развитие умственных способностей в комфортной среде.

Задачи :

Формировать психические познавательные процессы (память, мышление, воображение, восприятие, внимание) .

Развивать эмоционально-волевую сферу, мелкую моторику руки.

Развивать самостоятельность и инициативу.

Развивать познавательную активность, познавательную мотивацию, интеллектуальные способности детей .

Обогащать опыт самопознания дошкольников.

Воспитывать каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству.

Воспитывать коммуникативные навыки.

9. Краткое содержание программы :

9.1. Дидактические игры и упражнения на развитие мышления , памяти, воображения, восприятия, внимания в процессе освоения разнообразных способов действий в условиях предметно-действенного и наглядно- образного сотрудничества.

9.2. Дидактические игры с правилами на развитие ориентировки в пространстве, на плоскости листа.

10. Прогнозируемые результаты

10.1. Используют основные способы деятельности, принимают собственные

решения, выражают свои мысли и желания, контролируют свои достижения.

10.2. Проявляют инициативу и самостоятельность, положительное отношение к миру, развитое воображение , мышление, любознательность.

11. Перспективы развития .

# У детей будут развиты :

Мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение) ;

Познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение) ;

Мелкая моторика рук и глазомер.

Творческие способности и фантазия, способность к моделированию и

конструированию.

# Проявится интерес к интеллектуальным играм.

# Сформируется стремление доводить дело до конца.

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Развивайка-ка » обеспечивает развитие внимания , восприятия, мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Программа обеспечивает развитие умственных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Комплексно-тематический план рассчитан на 1 год.

Занятия в группе проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня.

Продолжительность занятий 20 минут.

Актуальность программы

Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы : память, внимание, мышление, воображение, восприятие, речь. Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В некоторой степени разрешить эти вопросы поможет организация работы кружка «Развивай-ка » .

Новизна программы

В программе предусмотрено использование большого разнообразия развивающих игр , головоломок, лабиринтов, задач, вопросов, стимулирующих развитие широкого спектра интеллектуальных способностей, формирование целостного взгляда на мир, которым отличаются широко образованные люди. В то же время у нее есть ряд особенностей, к которым можно отнести :

Использование игр с обновляемым банком вопросов и заданий, гибкие правила и содержание которых позволяет подобрать задания, соответствующие возрасту и способностям детей ;

Подбор и систематизация материала, упражнений по развитию умственных психических процессов;

Проведение занятий в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.

Свободная, самостоятельная деятельность детей , которая обеспечивает возможность саморазвития ребенка , который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.

Во время занятий учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Поэтому основной упор делается на развитие зрительного восприятия, а также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики . Умелыми пальцы становятся не сразу. А, как известно «ум находится на кончиках пальцев» , а также развитию интеллектуальных базовых способностей : внимания, восприятия, памяти, воображения, мышления.

Программа позволяет индивидуализировать сложные игровые задания : более сильным детям можно находить варианты посложнее, менее подготовленным - работу попроще . При этом обучающий и развивающий смысл игры сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, научить без боязни творить и создавать.

Принципы, лежащие в основе программы :

1. Принцип развивающего обучения .

Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка , учитывая «зону его ближайшего развития » . Она направлена на обучение дошкольников выполнять основные операции с понятиями : анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления.

2. Принцип постепенности.

Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали» ). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.

3. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

3. Принцип доступности.

Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний.

4. Деятельностный принцип.

Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию , формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.

6. Принцип наглядности (наличие и разнообразие дидактических материалов) .

Формы организации детей :

Индивидуальные;

Подгрупповые;

Групповые.

Формы работы с детьми :

Ситуативный разговор;

Проблемная ситуация.

Методы работы с детьми :

Словесные (беседа, загадки) ;

Наглядные (рассматривание дидактических пособий, предметов) ;

Практические (дидактические игры и упражнения, показ способов действия с предметами, эксперимент).

Планируемые результаты :

К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления , речи, психических функциях, формировании у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей, произвольности деятельности.

При этом у детей формируются следующие основные умения :

Умения выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей.

Умения объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым.

Овладение детьми приемами логической обработки информации , формирование и развитие навыка самоконтроля .

В период учебного процесса :

Дети выполняют дидактические задания на подбор, группировку предметов (игрушек) ;

Сравнивают предметы (по форме, цвету, величине и др. признакам) ;

Обобщают (по выделенным признакам) ;

Подбирают соответствующие детали-вкладыши при выборе из 4-6 деталей;

С помощью взрослого раскладывают предметы по убыванию или

возрастанию величины; - понимают слова «побольше» , «поменьше» , «большой» ,«маленький» , «одинаковые»

Подбирают предметы по заданному признаку;

Ориентируются одновременно в подборе : (цвет и величина, форма и цвет) ;

Выполняют задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4

цветов (красный, желтый, синий и зеленый, выбирает один из 2 предметов,

запоминает названия и повторяет за взрослыми);

Пользуются предметами-заместителями;

Способы определения результативности программы .

С целью определения степени усвоения данной программы проводится итоговая диагностика в виде тестовых заданий. Формой позитивной оценки при реализации программы является «портфель ребенка» - своеобразная выставка личных достижений ребенка. В данный «портфель ребенка» собираются все детские работы в течение учебного года , в том числе и рабочие тетради и оформляются в виде выставки достижений.

Условия реализации программы

1. Наличие дидактических пособий и игр на развитие познавательных психических процессов.

2. Методическое обеспечение программы .

3. Создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятиях.

4. Взаимосвязь с семьей.

Тематическое планирование

сентябрь

1) Ориентировка в пространстве, на плоскости листа.

1. Игра на формирование умений ориентироваться в движении «Куда пойдешь и что найдешь»

2. Игра на формирование умений ориентироваться на плоскости «Назови соседей»

3. Дидактические игры на ориентирование в пространстве.

4. Игра на улице «Новая походка»

2)Развитие восприятия .

1. Игра «Белый лист» , игра «Сделай так» .

2. Игра «Сравни предмет» , игра «Зашиваем ковер» (по подгруппам)

3. Игра «Круг треугольник, квадрат» ., игра «Найди игрушку» .

4. Игра «Узнай предмет» , игра «Составь картинку» (по подгруппам)

3)Диагностика уровня восприятия

1. Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (индивид. работа )

2. Методика для развития наблюдательности (индивид. работа )

3. Зрительное восприятие. Упражнение «Назови животных» (индивид. работа )

4. Слуховое восприятие «Понимание текста» (индивид. работа )

4)Развитие памяти .

1. Развитие слуховой памяти . Воспроизведение рассказа.

Игра «Запомни картинки»

2. Воспроизведение рассказа. Игра «Запоминаем вместе»

3. Развитие зрительной памяти Игра «Какой игрушки не хватает?» , игра «Рисуем по памяти узоры»

4. Развитие образной памяти

Игра «Запомни и назови»

5)Диагностика развития памяти

1. Слуховая память. Методика «10 слов» (по подгруппам)

2. Зрительная память. Методика Д. Векслера. (по подгруппам)

3. Образная память. Методика изучения образной памяти. Упражнение по картинкам. (по подгруппам)

6)Развитие внимания .

1. Игра «Найди одинаковые предметы» , Игра «Что появилось?» (индивид. работа )

2. Игра «Найди отличия» (индивид. работа )

3. Игра «Найди игрушку» . Рисование на тему «Моя любимая игрушка»

4. Игра «Что это?» , игра «Добавь слово»

7)Диагностика уровня внимания

1. Методика «Найди и вычеркни» (индивид. работа )

8)Развитие воображения .

1. Игра «Поможем художнику»

2. Игра «Волшебные картинки»

9)Диагностика воображения.

1. Методика «Как спасти зайку» 3 мин

10) Развитие мышления .

1. Игры «Третий лишний» , «Какое что бывает»

2. Живое- неживое

3. Беседа «Кто это?» знакомимся с профессиями.

Развивающая настольная игра «Профессии» .

4. Игра «Отгадай предмет по его частям» (по подгруппам)

Игра «Давай придумывать» (абстрактное мышление, речь)

5. Игра «Угадай игрушку»

6. Игра «Картинки-загадки»

11)Диагностика уровня развития мышления .

1. Методика «Вырежи фигуры»

2. Методика «Что здесь лишнее?» , «Раздели на группы» 2 мин

Изучение той или иной темы определяется темпом обучаемости дошкольников, их индивидуальных особенностей и спецификой используемых учебных средств. Задания даются только доступные и интересные для детей в игровой занимательной форме, что способствует наиболее успешному развитию познавательных процессов.

Основные требования к заданиям содержательно-логического характера :

Задания должны иметь яркую целевую направленность на развитие одного или одновременно нескольких познавательных процессов, среди которых отдаётся приоритет логическому мышлению, но присутствуют и такие познавательные процессы как внимание, восприятие, память.

Задания должны нести определённую интеллектуальную нагрузку для детей , расширять их представления или знакомить с простейшими методами познания действительности.

Задания должны быть представлены в интересной форме и построены на близком детям материале.

Тематика занятий :

1. Ориентировка в пространстве, на плоскости листа.

2. Развитие мышления , внимания, памяти, воображения, восприятия.

В процессе выполнения игровых упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выделять существенные признаки, устанавливать закономерности, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.

У детей совершенствуется слуховая и зрительная память.

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера :

Дорисовывание несложных композиций из геометрических фигур до какого-либо изображения;

Выбор фигуры нужной формы для восстановления целого и т. д.

Методическое обеспечение программы .

В рамках реализации программы по развитию познавательных способностей используются :

Сборники загадок, стихов, фольклорные сборники (пословицы, поговорки) ;

Предметные картинки по темам : овощи, фрукты, игрушки, мебель, одежда, обувь, домашние животные и птицы, дикие животные и птицы, цветы, деревья, насекомые, профессии, посуда, транспорт, водный мир, части суток и время;

Пособия для развития слухового внимания , для развития зрительного внимания, для развития речевого внимания , для развития логического мышления;

Настольно-печатные игры.

Используемая литература

1. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет . Методическое пособие. -М.:ТЦ Сфера,2006

2. Веракса Н. Е. Индивидульные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста-М :ПЕРСЭ, 2003

3. Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей детей » -Ярославль «Академия развития » , 1996

4. Светлова И. Е. Тренируем память : Учебное пособие, М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2001.

Рабочая программа направлена наразностороннее развитие детей 4-5 лет в средней группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка детского сада первой категории № 118 Кировского района города Ростова-на-Дону.

Настоящаяпрограмма разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 от 29.12.2012; Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, СанПин 2.4.1. 3049-13, Областным законом Ростовской области «Об образовании в Ростовской области» от 22.10.04. № 184 ЗС, основной образовательной программой ДОУ. А также на основе методических рекомендаций программы «Детство» под редакцией Логиновой В.И., Бабаевой Т.И., Ноткиной Н.А. Ведущими целями которой являются: введение детей в мир общечеловеческой культуры через фундаментальные проблемы, которые ребёнок самостоятельно «открывает» на основе мышления и творческого воображения в разных видах активной деятельности, расширяя жизненный опыт.

Программа стро-ится на принципе личностно-ориенти-рованного взаимодействия взрослого с детьми и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

Обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;

Воспитание с учётом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

Развитие индивидуальности, коммуникативной культуры и социальной активности ребёнка в коллективной творческой деятельности;

Создание условий для предоставления родителям возможности дополнительного образования в следующих направлениях: формирование основ здорового образа жизни, художественно-эстетическое развитие;

Взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;

Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Стремление к самостоятельности . Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности - заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

Этические представления . Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

Творческие способности . Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

Страхи как следствие развитого воображения . Ребенок чувствует себя недостаточно защищенным перед большим миром. Он задействует свое магическое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи.

Отношения со сверстниками . У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

Активная любознательность , которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Для создания равных условий и полноценной реализации рабочей программы, группа располагает следующей материально-технической базой :

Учебные пособия в соответствием с возрастом;

Картотека игр по социально-нравственному воспитанию;

Картотеки пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастик – направленных на развитие мелкой и

крупной моторики, формирование здорового образа жизни;

Картотека подвижных и малоподвижных игр направлена на развитие вестибулярного аппарата,

опорно-двигательного аппарата, ловкости и внимательности ребенка;

Картотека экспериментов на развитие исследовательской деятельности, познавательной активности ребенка;

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Кафе», «Пароход», «Моряки» и др.; с бытовым сюжетом «Семья», «Детский сад», «На дачу» и т.д.

Дидактические игры: по ППД, ОБЖ, математике, развитию речи, экологии и т.д.

Кукольный театр - костюмы, маски, атрибуты для разыгрывания сказок, тематический набор сказочных

персонажей - направленный на развитие творческих способностей;

Музыкальные инструменты – металлофон, барабан, бубен, колокольчики, трещотка, треугольник, магнитофон.

Спортивный инвентарь - мячи большие, малые, обручи, флажки, ленточки, платочки. и.т.д.

Библиотека детской литературы в соответствии с возрастом детей, любимые книжки детей;

Различные виды конструкторов, мозаики разных форм и цвета, парные картинки и другие настольно-печатные игры – на развитие конструктивных навыков и творческого воображения, мышления.

Данная рабочая программа предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования в соответствии с познавательными запросами современного ребёнка.

Цели и задачи рабочей программы, достигаются путём приобщения ребёнка к изобразительному искусству, музыке, детской литературе и родному языку, экологии, математике, игре. Она направлена на раскрытие индивидуальных качеств ребенка и помощь ему в адаптации к социуму. Особенность программы заключается в том, что все виды деятельности: и различные занятия, и общение со взрослыми и сверстниками, и игра, и труд, и экспериментирование, и театрализация - очень тесно переплетаются между собой. Это дает возможность ребенку не просто запоминать отдельные друг от друга знания, а незаметно накапливать самые разные представления о мире, овладевать всевозможными знаниями, умениями и навыками, постигать свои возможности.

В течение дня организация учебно-воспитательного процесса детей данной возрастной группы происходит в соответствии с модулем:

№ п/п Направления развития ребёнка 1-я половина дня 2-я половина дня
1. Физическое развитие и оздоровление
  • Приём детей на воздухе в тёплое время года
  • Утренняя гимнастика
  • Гигиенические процедуры
  • Закаливание в повседневной жизни (облегчённая одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны)
  • Физкультминутки В НОД
  • Физкультура
  • Прогулка в двигательной активности
  • Гимнастика после сна
  • Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне)
  • Физкультурные досуги, игры и развлечения
  • Самостоятельная двигательная деятельность
  • Прогулка (индивидуальная работа по развитию движений)
2. Познавательно-речевое развитие
  • Дидактические игры
  • Наблюдения
  • Беседы
  • Экскурсии по участку
  • Исследовательская работа, опыты и экспериментирование
  • Досуги
  • Индивидуальная работа
3. Социально-личностное развитие
  • Утренний приём детей, индивидуальные и подгрупповые беседы
  • Формирование навыков культуры еды
  • Этика быта, трудовые поручения
  • Формирование навыков культуры общения
  • Театрализованные игры
  • Сюжетно-ролевые игры
  • Индивидуальная работа
  • Эстетика быта
  • Трудовые поручения
  • Игры с ряженьем
  • Работа в книжном уголке
  • Сюжетно-ролевые игры
4. Художественно-эстетическое развитие
  • Музыка
  • ИЗО деятельность
  • Эстетика быта
  • Экскурсии
  • Спектакли и представления театральных коллективов
  • Музыкально-художественные досуги
  • Индивидуальная работа

Объем учебной нагрузки рассчитан в соответствии с требованиям СанПин 2.4.1. 3049-13. Занятия организуются в течение года с сентября по май.

Наименование Неделя Год
математика 1/20 мин. 30 занятий
развитие речи 1/20 мин. 30 занятий
художественную литературу 1/20 мин. 30 занятий
рисование 1/20 мин. 30 занятий
экологию 1/20 мин. 30 занятий
физкультуру 2/40мин. 60 занятий
музыку 2/40мин. 60 занятий
Конструирование 0,5/10 мин 15 занятий
ручной труд 0,5/10мин 15 занятий
лепка 0,5/10мин 15 занятий
аппликация 0,5/10 мин 15 занятий
Итого 11/3 ч.40 мин. 420 занятий

Занятия музыкальные и занятия по физической культуре проводятся специалистами.

В конце учебного года проводится мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП МБДОУ № 118 с целью практического изучения и отслеживания динамики развития детей в целях организации педагогического процесса с учетом выбора средств и методов педагогической деятельности.

Эффективность педагогического процесса оценивается на основе динамики изменения каждого ребенка, где главным показателем качества образовательной работы является прогресс в развитии ребенка (низкие показатели выполнения заданий расцениваются как положительные, если они высшее предыдущих).

Развитие речи

задач : развивать связную монологическую речь: учить составлять описательные рассказы о предметах и объектах, описательные рассказы по картинкам; развивать умение чистого произношения сложных звуков родного языка; стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстникам, использование в практике общения элементов описательных монологов и объяснительной речи; развивать потребность в деловой и интеллектуальном общении со взрослыми; развивать умение воспринимать и понимать эмоции собеседника и адекватно реагировать на них.

Методы : описательные рассказы, беседа и совместная деятельность, развивающие практические и игровые ситуации, сюжетно-ролевые, дидактические игры.

Планируемые результаты:

1.Ребенок проявляет инициативу и активность в общении; решает бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками; узнает новую информацию, выражает просьбу, жалобу, высказывает желания, избегает конфликта; без напоминания здоровается и прощается, говорит "спасибо, пожалуйста".

2. Инициативен в разговоре, отвечает на вопросы, задает встречные, проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи.

3. Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности.

4. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки.

5. Проявляет словотворчество, интерес к языку, различает понятия "слово" и "звук". Вычленяет первый звук в слове, слышит слова с заданным первым звуком. Различает на слух гласные и согласные звуки.

Перспективное планирование

№ п/п Месяц Темы занятий Цель Источник, страница
1 Сентябрь
1Описание игрушек- кошки и собаки; 3.Учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида; «Занятия по развитию речи» О.С.Ушакова, стр.104;
2Составление рассказа по картинке «Кошка с котятами». 4.Учить составлять рассказ по картинке совместно с воспитателем, и самостоятельно. Стр.108
2 Октябрь 1.Составление описательного рассказа о питомцах; 1.Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта; Стр.113
2.Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка, и котенок»; 2.Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов. Учить согласовывать прилагательные с существительным. Стр. 116
3.Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»; 3.Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалог персонажей; Стр.118
4.Составление сюжетного рассказа по ролям. 4.Формировать навыки диалогической речи, самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. Стр.120
3 Ноябрь
1.Составление рассказа описания по лексической теме «Мебель»; 1.Учить правильно называть предметы мебели; Стр.125
2.Составление рассказа по картинке «Собака со щенятами»; 2.Составлять короткий рассказ на тему из личного опыта; Стр.127
3.Описание игрушек- белки, зайчика, мышонка. 3.Учить составлять короткий описательный рассказ. Стр.129
4 Декабрь 1.Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»; 1.Учить пересказывать небольшой рассказ Стр.138
2.Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу»; 2.Побуждать к составлению коротких рассказов, исходя из наборов игрушек; Стр.140
3.Составление рассказа по картинке «Таня не боится мороза». 3.Учить составлять небольшой рассказ (из 2-3 предложений) по плану, предложенному воспитателем. Стр.142
5 Январь ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ с 25.12 – 10.01
1.Придумывание предложения рассказ «Белочка, заяц и волк»; 1.Учить, исходя из набора игрушек, составлять рассказ вместе с воспитателем; Стр.144
2.Составление описания внешнего вида; 2.Учить составлять описание друг у друга внешнего вида, одежды (цвет, отделка); Стр.147
3.Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка».Сравнение предметных картинок. 3.Учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету, подбирать определения, антонимы. Стр.150
6 Февраль ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАНИКУЛЫ ПОСЛЕДНЯЯ НЕДЕЛЯ МЕСЯЦА
1.Описание потерявшихся зайчат по картинкам; 1.Упражнять в подборе глагола к существительному, четко, правильно произносить звук [щ"], выделять этот звук в словах; Стр.152
2.Составление рассказа по картине «Мать моет посуду»; 2.Учить составлять рассказ по картине; Стр.153
3.Составление описания животных по картинкам. 3.Учить составлять описание по картинке, называя объект, его свойства, признаки, действия. Стр.154
7 Март 1.Составление описания по лексической теме «Овощи»; 1.Учить описывать овощи, правильно их называть; Стр.156
2.Пересказ рассказа Н.Калининой «Помощники» 2.Учить пересказывать рассказ, замечать несоответствие с текстом в пересказах товарищей; Стр.160
3.Описание внешнего вида животных. 3.Продолжать учить составлять описание предметов, упражнять в образовании форм глагола «хотеть хочу» и т.д. Стр.162
ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ с 24.03 – 31.03.
8 Апрель 1.Составление рассказа по картинке «Куры»; 1.Учить составлять короткий описательный рассказ по картинке; Стр.165
2.Составление описаний персонажей сказки «Теремок»; 2.Учить составлять описание предметов, подбирать нужные слова по смыслу; Стр.168
3.Определение специфических признаков предмета; 3.Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки Стр.170
9 Май 1.Определение предмета по его специфическим признакам; 1.Закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах; Стр.172
2.Описание внешнего вида детенышей животных. 2.Продолжать учить давать описание внешнего вида предметов и их характерных признаков. Стр.174
15. 05 – 31.053.Анализ овладения детьми содержательным компонентом образовательного процесса
Мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП-ДОУ.

Художественная литература

В данном разделе основное внимание направлено на решение задач: углублятьинтерес детей к литературе, воспитывать желание к постоянному общению с книгой в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности; поддерживать желание детей отражать свои впечатления о прослушанных произведениях, литературных героях и событиях в разных видах художественной деятельности: в рисунках, изготовлений фигурок и элементов декора для театральных игр.

Методы: последующаябеседа, моделирование, театральные игры, чтение художественной литературы.

Планируемые результаты:

1. Ребенок внимательно и с интересом слушает чтение или рассказывание. Стремится к повторной встрече с произведением, его героями, просит взрослого прочитать новое литературное произведение.

2. Легко включается в процесс восприятия, охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям, героям, красоте некоторых художественных средств, отвечает на вопросы по содержанию, устанавливает причинные связи, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев, дает им элементарную оценку.

3.Имеет представление о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица.

4. Развиты умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: ребенок пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть стихи, потешки, загадки, охотно участвует в играх со звукоподражаниями и рифмами.

5. Активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисует иллюстрации, лепит и конструирует фигурки для театрализованных играх, создавая интересные образы героев.

Перспективное планирование

№п/п Месяц Тема занятий Цель занятий Источник, стр.
1 Сентябрь Адаптация детей к новым условиям.
Подготовка информационных справок на начало учебного года.
1Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой» 3.Воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания сказки. О.С.Ушакова «Знакомим с литературой»
Стр.54
2.тихотворения об осени 4.Продолжать учить понимать образную основу поэтических произведений. Стр.56
2 Октябрь 1.Русская народная сказка «Гуси лебеди» 1.Учить понимать образное содержание и идею сказки. Стр.58
2.Стихотворение Г.Новицкой «Тишина» 2.Учить эмоционально воспринимать содержание стихотворений, развивать образность речи. Стр.59
3.Ознаколение с малыми фольклорными формами. 3.Познакомить с жанром загадки, учить отгадывать загадки, познакомить с жанром скороговорки и ее назначением. Стр.61
ОСЕННИЕ КАНИКУЛЫ с 31.10 – 07.11
3 Ноябрь 1.Рассказ Е.Чарушина «Про зайчат» 1.Познакомить с жанром рассказа, учить понимать тему и содержание рассказа. Стр.63
2.Веселые стихотворения 2.Учить понимать содержание стихотворений и их юмористический смысл Стр.64
3.Венгерская народная сказка «Два жадных медвежонка» 3.Учить видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения, понимать значение пословицы, связывать ее с сюжетом сказки. Стр.67
4 Декабрь 1.Стихотворение о зиме 1.Учить эмоционально воспринимать и осознавать образное содержание поэтического текста. Стр.68
2.Русская народная сказка « Зимовье зверей» 2.Учить понимать и оценивать характеры героев, передавать интонацией и голосом характеры персонажей. Стр.71
3.Продолжение знакомства с малыми фольклорными формами 3.Учить связывать значения пословицы с содержанием короткого рассказа. Стр.72
ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ с 25.12 – 10.01
5 Январь ЗИМНИЕ КАНИКУЛЫ с 25.12 – 10.01
1.Русская народная сказка «Жихарка» 1.Учить замечать образные слова и выражения в тексте, закреплять умения подбирать синонимы Стр.74
2.Стихотворение о весне 2.Учить эмоционально, воспринимать стихотворение Стр.75
6 Февраль ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАНИКУЛЫ
1.Стихотворение 1.Развивать образность речи, понимать значение Стр.77
Г.Ладонщикова «Весна» образных слов и выражений.
2.Веселые стихотворения 2.Учить понимать содержание стихотворений, юмористический смысл. Стр.79
3.Стихотворение Е.Благиной «Черемуха» 3.Учить эмоционально воспринимать образное содержание поэтического текста. Стр.81
7 Март 1.Русская народная сказка «У страха глаза велики» 1.Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения, придумывать связное повествование по содержанию пословицы. Стр.83
2.Русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк» 2.Продолжать учить осмысливать характеры и поступки персонажей сказки. Стр.84
3.Стихотворение И.Мазина «Осень» 3.Закреплять знания о признаках осени, воспитывать эмоциональное восприятие картины осенней природы Стр.86
ВЕСЕННИЕ КАНИКУЛЫ с 24.03 – 31.03
8 Апрель 1.Рассказ Н.Носова «Живая шляпа» 1.Учить понимать юмор ситуации, придумывать продолжение и окончание рассказа. Стр.88
2.Стихотворение И.Сурикова «Зима» 2.Учить выразительно читать наизусть стихотворение, передавая интонацией любование зимней природой. Стр.89
3.Русская народная сказка «Сестирица Аленушка и братец Иванушка» 3.Развивать умения замечать и использовать выразительные средства языка сказки. Стр.91
9 Май 1.Стихотворение о весне 1.Развивать умения чувствовать напевность, ритмичность языка по этической речи. Стр.93
2.Рассказ Е.Чарушина «Воробей» 2.Учить пересказывать текст самостоятельно, передавая интонацией свое отношение к содержанию. Стр.94
3. Мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП-ДОУ
4. Мониторинг освоения детьми образовательных областей ООП-ДОУ

Малые формы фольклора . «Долгоносый журавель...»; «Жили у бабуси...»; «Иголка, иголка...»; «Как на тоненький ледок...»; «Пузырь»: «Со вьюном я хожу...»; «Солнышко – колоколнышко...»; «Ты, трава ль моя...»; «Ходит конь...».

Сказки . «Два жадных медвежонка» (венг.), «Заяц и еж» (нем.), «Как собака друга искала» (мордов.), «Колосок», «Рукавичка» (укр.), «Горшок каши» (фр.) «Почему кот моется после еды» (лит.), «Три поросенка» (англ.). «Гуси-лебеди», «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко», «Заюшкина избушка», «Зимовье зверей», «Лисичка со скалочкой», «Пых», «Соляной бочок», «Снегурушка и лиса».

Произведение русской классической литературы. К. Аксаков «Мой Марихен так уж мал..»; О. Белявская «Вербочки», «На лугу»; Г. Галина «Песня мышек», «Спи, сын!»;А. Пушкин «Румяной зарею покрылся восток»; «Ель растет перед дворцом..»; И. Суриков «Первый снег пушистый»; Л.Толстой «Спала кошка на крыше..», «У Вари был чиж», «Саша был трус», «Была зима»; К. Ушинский «Лекарство», «Васька», «Спор зверей», «Бишка», «Четыре желания»; А. Фет «Кот поет, глаза прищуря..», «Чудная картина..», «Ласточки пропали..»; С. Черный «Про девочку, которая нашла своего мишку», «Имя».

Произведение современной русской и зарубежной литературы. З. Александрова Вечер на речке; Одуванчик – А. Борто. Снегирь; Уехали – Е. Благинина. Аленушка; Сорока – Белобока. – В. Берестов. Кошкин щенок – Б. Житков. Кружечка под елочкой. – М. Зощенко. Глупая история.- В. Инбер. Сороконожки. – Л. Квитко. В гости; Лошадка – А. Кушнер. Почему я от всего отказался; Что в углу? С. Маршак. Вот какой рассеянный; пудель; Ванька- встань-ка; Детки в клетке. И. Мезнин. Черное и серое; Простое слово. – Н. Носов. Метро; Ступеньки. Л. Пантелеев. Рассказы Белочке и Тамарочке. – Я. Тайц. По грибы – Д. Хармс. Очень – очень вкусный пирог; Веселый старичок; Очень странная история. – Г. Цыферов. Самолетик – Е. Чарушин. Рассказы из сборников «Почему Тюпа птиц не ловит», «Никитина охота», «Про томку». – К. Чуковский. Федорино горе;Тараканище; Чудо- дерево.

Четырехлетние дети уже вроде бы взрослые, но еще очень маленькие. В этом возрасте продолжает становление личности и характера ребенка, которое силами родителей должно мягко корректироваться. Какими умениями уже овладел ребенок к 4-летию и какие занятия подойдут для развития малышей 4-5 лет?

Особенности возраста

  • Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.
  • После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.
  • Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.
  • Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5% деток развитие речи на начальных этапах сопровождается заиканием .
  • Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.

Рассчитайте календарь прививок

Виды развития ребенка

Физическое

Ребенок в четырехлетнем возрасте должен достаточно двигаться, повышать свою ловкость, координацию и выносливость. В этом и цель физического развития малыша, включающего гимнастику, танцы, физические упражнения с мамой, плавание, езду на велосипеде, подвижные игры и много других вариантов активности.

Гимнастику, включающую динамические упражнения, важно проводить минимум 2 раза в неделю. Ее выполняют днем, задолго до сна, в проветренной комнате и желательно в группе деток. Оптимальная длительность такой гимнастики – 20-25 минут.

Психическое

Психика четырехлетки развивается очень активно и спектр эмоций малыша расширяется. Кроме того, дети в 4-5 лет весьма восприимчивы к реакции взрослого. Если родители или воспитатели относятся к малышу одобрительно и уважительно, это помогает в формировании позитивного представления ребенка о себе.

Занятия для психического развития детей 4-4,5 лет включают упражнения, влияющие на внимание малыша, а также память и мышление. Ребенку предлагают:

  • Обобщать предметы по какому-либо признаку.
  • Собирать состоящую из 3-4 частей картинку.
  • Определять сходство и различие в рисунках и игрушках.
  • Выбирать из группы предметов одинаковые.
  • Повторять определенную последовательность движений, которые показал взрослый.
  • Собирать из конструктора постройки, ориентируясь на образец.
  • Определять в группе предметов лишний, после чего объяснять свой выбор.
  • Находить антонимы к словам.
  • Запоминать сюжет рисунка.
  • Пересказывать сказку.
  • Наизусть рассказывать потешки и стишки.
  • Описывать яркое событие, которое произошло недавно.

Для тернировки памяти проводите с крохой занятия, показанные в следующем видео от SovaFilmProduction.

Эмоциональное

Развитие эмоций 4-летнего ребенка является важной частью полноценного развития крохи. Ребенок этого возраста начинает разбираться во взаимоотношениях людей, может заметить, что у человека рядом поменялось настроение, умеет выражать собственные эмоции.

Четырехлетка умеет сочувствовать и проявлять внимание. Ребенок ощущает, как к нему относятся.

Сенсорное и музыкальное

Сенсорное развитие ребенка воздействует на органы чувств малыша, отвечающие за слух, нюх, осязание. Ребенку предлагают определять характеристики предметов на ощупь. Так малыш узнает, что предметы бывают твердыми или мягкими, шершавыми или гладкими, теплыми или холодными. Также в занятия для сенсорного развития включают игры, связанные с запахами и вкусами.

К четырехлетнему возрасту ребенок уже знаком с некоторыми музыкальными инструментами, небольшими произведениями, музыкой с разным ритмом. У ребенка уже есть любимые мелодии, услышав которые, кроха будет подпевать.

Речевое

Развитие речи крайне важно для каждого ребенка 4-летнего возраста. В первую очередь на него влияет общение малыша с взрослыми, а также с другими детьми. Это увеличивает словарный запас карапуза, учит его строить предложения и выражать свое мнение словами. В 4-летнем возрасте многие дети еще не выговаривают шипящие и «р», поэтому с четырехлетками в форме игр часто проводят занятия на произношение этих звуков.

Чтобы стимулировать развитие речи детей 4-4,5 лет, можно:

  • Учить с ними стишки и песенки.
  • Рассматривать картинки с сюжетом и обсуждать их.
  • Рассматривать сказку в картинках и воспроизводить ее сюжет.
  • Вместе с мамой читать рассказы и обсуждать их.
  • Слушать сказки в аудиозаписи.
  • Разгадывать загадки.
  • Обсуждать перед сном, как прошел день.
  • Заниматься артикуляционной гимнастикой.
  • Изучать буквы и звуки.
  • Определять первую букву в слове, разделять слова на слоги.

Спойте с ребенком следующую песенку-потешку канала Люляби TV.

Если ребенок в 4 года имеет маленький словарный запас или формулирует предложения со сложностью, необходимо оценивать динамику его речевого развития. Подробнее смотрите в видео Е. Комаровского.

Мелкая моторика

Развитие моторики считают очень важным пунктом плана развития малышей младшего возраста. Занятия для мелкой моторики стимулируют речевое развитие посредством воздействия на зону мозга, отвечающую за речь. К таким занятиям относят игры с песком, кубиками, конструкторами, бусинами, крупой, фасолью. Выполняйте с малышом пальчиковую гимнастику, завязывайте узлы на шнуре, застегивайте-расстегивайте молнии, кнопки, пуговицы, крючки. В 4-летнем возрасте к лепке и рисованию добавьте поделки, для которых нужно что-то вырезать ножницами и приклеивать.

Для развития мелкой моторики ребенка можно использовать обычную крупу. Как провести такое занятие, смотрите в видео канала ТСВ «Мамина Школа».

Познавательное

Ребенок четырех лет активно познает мир, а развитие его познавательной сферы должно быть направлено на улучшение памяти, мышления, логики, внимания.

Обычно занятия для познавательного развития 4-летнего ребенка имеет определенную тему, например «домашние животные», «весна», «вода», «наземный транспорт», «профессии», «ночь» и другие. По такой теме с ребенком организовываются игры, во время которых кроха будет определять цвета, тени, формы, отличия и схожие элементы, части целого, обобщающие свойства, лишнее, противоположности, недостающие элементы и многое другое.

Для развития внимания

Ребенку 4-5 лет важно научиться сосредотачиваться на определенном задании, а также замечать небольшие детали. Эти навыки понадобятся ему в будущем для успешного обучения в школе.

Чтобы развить внимание 4-летнего крохи, можно предлагать ребенку:

  • Повторять действия за мамой, например, присесть – встать – закрыть глаза – потрогать себя за ухо – открыть глаза – отвести руку в сторону.
  • Играть с мячом в «съедобное-несъедобное», «летающее-не летающее».
  • Зачеркивать в напечатанном тексте определенную букву. Для усложнения этого задания одну букву можно зачеркивать, а вторую – подчеркивать.
  • Мама притрагивается к частям лица и называет их, ребенок должен повторять ее действия. Затем мама начинает «ошибаться».

Математическое

Для 4-летнего ребенка изучение математики должно быть увлекательной и веселой игрой. Учить кроху математике удобно во время прогулки, например, считать ступеньки, проезжающие автомобили, дома, птиц. Для объяснения простых примеров можно применять пальцы или специальные палочки для счета.

Творческое

Занятия, направленные на творческие способности ребенка, нравятся большинству деток. К ним относят рисование, создание разных поделок и аппликаций, занятия лепкой из соленого теста или пластилина, а также ролевые игры.

Диагностика развития

Родителей должно насторожить, если в 4 года ребенок:

  • Не может спускаться по лестнице чередующимися шагами.
  • Не называет имя и фамилию, а также свой пол.
  • Не умеет обобщить несколько предметов одним словом.
  • Не способен выучить короткий стих.
  • Не запоминает сюжет рассказа.
  • Не может посчитать до 5.
  • Не знает простые геометрические фигуры.
  • Не знает основные цвета.
  • Не может построить из кубиков мост по образцу.
  • Не может собрать пирамидку из 5 деталей.
  • Проявляет жестокость к животному, игрушке или другому ребенку.
  • Вялый и апатичный в течение дня, либо, напротив, часто возбужденный.

Игры для развития речи

  1. Игра «что бывает». Спрашивайте ребенка, какие предметы могут быть длинными, острыми, круглыми, твердыми, ароматными, синими, жидкими и так далее.
  2. Игра «что случится, если». Обсуждаем с ребенком заданные ситуации, например «что случится, если в воду упадет мяч», «что произойдет, если я упаду в снег».
  3. Игра «что можно сделать». Спрашиваем малыша, что можно делать с яблоком, мячиком, водой, печеньем, песком и так далее. Другим вариантом такой игры будет обсуждение «с чем можно делать» – пить, есть, шить, насыпать, купить.
  4. Игра «что где». Спрашиваем карапуза, что находится в прихожей, в детской, на кухне. Затем просим сказать, в какой комнате сковородка, шкаф, телевизор и так далее.
  5. Игра «угадай кто». Описываем животного несколькими словами и предлагаем крохе угадать. Например, «угадай кто пушистый, рыжий и хитрый».
  6. Стимулируем произношение шипящих. Шипим, как змея, прогоняем воробья «кыш-кыш», проговариваем чистоговорки с «ш», жужжим как муха, повторяем чистоговорки с «ж», поочередно жужжим и шипим. Чтобы ребенок отличал «с» от «ш», произносим их по очереди. Для отличия «ш» от «з» представляем себя мухой, а затем комариком. Для произношения звука «ч» предлагаем малышу представить себя паровозиком.
  7. Выполняем гимнастику для языка и губ. Улыбаемся с беззвучным произношением «и» (как лягушка), вытягиваем губы вперед с беззвучным «у» (как слон), открываем и закрываем рот без звуков (как рыба), открыв рот, двигаем языком вверх-вниз (как качели) и в сторону к каждому углу рта (как часы), держим расслабленный язык на нижней губе (как лопата), вытягиваем язык вперед (как игла).

Для постановки звука «Р» сделайте упражнение «Змейка», показанное логопедом Юлией Орловой.

Артикулляционная гимнатика поможет ребенку говорить звук более чисто. Выполните с крохой задания из следующих видео, показанные логопедом Татьяной Лазаревой.

Примерная программа упражнений на неделю

Занятия для развития ребенка 4 лет стоит планировать заранее, причем лучше всего – на неделю. Так вы не упустите важные для вашего малыша виды развития, не перегрузите кроху и сможете подготовить все материалы заранее. В составлении недельного плана развивающих занятий в возрасте 4-4,5 лет в первую очередь учитывают, посещает ли малыш детский сад. Если кроха весь день в саду, то нужно уяснить такие моменты:

  • У ребенка в саду уже есть ежедневные развивающие занятия и регулярная физическая активность.
  • Заниматься с малышом дома получится лишь вечером и в выходные.
  • В вечернее время не следует планировать активную деятельность.
  • После возвращения из сада остается не так много времени на занятия, поэтому, как правило, планируют лишь 1-2 занятия.
  • Стоит узнать, по какой программе занимаются с малышом в саду, чтобы не дублировать занятия, а дополнять их.

Для ребенка, который пока не посещает детское учреждение, план занятий будет более обширным. При его составлении учитывают интересы крохи, имеющиеся навыки, посещение школы развития или спортивной секции.

Мы предлагаем такую приблизительную недельную программу развивающих занятий для 4-летнего ребенка:

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Физическое развитие

Зарядка под музыку

Подвижные игры

Игра с мячом

Велосипед

Игра с фитболом

Зарядка по видео-уроку

Познавательное развитие

Изучаем цвета

Находим лишний предмет

Изучаем домашних животных

Ищем отличия

Изучаем растения

Сенсорное и музыкальное развитие

Изучаем запахи

Угадываем предметы на ощупь

Игра с сенсорным мешочком

Изучаем вкусы

Изучение музыкальных инструментов

Мелкая моторика

Игра с водой

Пальчиковая гимнастика

Игра с бусинами

Игра с крупой

Игра с прищепками

Игра с песком

Речевое развитие

Разучиваем стих

Слушаем аудио-сказку

Пересказывание сказки

Артикуляционная гимнастика

Изучаем буквы

Читаем с мамой

Отгадываем загадки

Творческое развитие

Раскрашивание

Аппликация

Кукольный театр

Рисование

Поделки из природных материалов

Игры с конструктором

Как воспитывать ребенка от 3х до 6 лет, смотрите в видео канала Воспитание. ТВ.

  • В 4-летнем возрасте ребенка можно записать на некоторые спортивные секции. Посещение спортивных занятий не только даст возможность тратить энергию, но и поможет освоить новые навыки и понять, что такое дисциплина.
  • Чаще хвалите ребенка и уделяйте ему достаточно внимания. Малыш стал более взрослым, но еще нуждается в родителях.
  • С 4-летнего возраста ребенка можно водить в кинотеатр, цирк и подобные места. Чтобы знакомство с таким вариантом времяпровождения прошло успешно, не берите сразу же билеты в первый ряд.
  • Слыша каждый день сотни детских вопросов, важно оставаться терпеливым и мудрым родителем. Не отказывайтесь отвечать крохе, даже если не знаете, что сказать. Вместе поищите ответ и утолите детское любопытство.
  • Малыша 4-5 лет можно начать обучать иностранным языкам. Занятия, конечно же, должны быть в виде игры.

Уход и режим

Для нормального развития четырехлетнего ребенка важно поддерживать его здоровье, поэтому родителям следует уделять внимание режиму дня карапуза и уходу за малышом:

  • Ребенку следует обеспечить полноценный отдых. В сутки 4-летние дети спят в среднем 11-12 часов. Многие четырехлетки протестуют против дневного сна, но медики делают акцент на том, что деткам этого возраста отдых днем еще необходим.
  • Ежедневно утром в режиме 4-летнего ребенка присутствуют уже привычные гигиенические процедуры. Малыш самостоятельно умывается, чистит зубы, посещает туалет, причесывается. Мыть руки после прогулки и перед едой четырехлеткам еще часто приходится напоминать.
  • У ребенка должны быть ежедневные прогулки, на которых четырехлетний малыш будет достаточно двигаться. К тому же, гулять можно вместе с друзьями, придумывая подвижные и захватывающие игры.
  • Если родители занимаются закаливанием ребенка с раннего возраста, но такие процедуры продолжают и проводят систематично.
  • С 4-летними детьми гуляют дважды в день, подбирая одежду по погоде.
  • Меню

Детский возрастной период от 4 до 5 лет называют временем относительного спокойствия. Ребенок миновал кризис и стал более послушным, покладистым, спокойным. Отмечается усиление потребности в друзьях, значительное повышение интереса к окружающему миру. Какими навыками уже владеет малыш к четвертому году жизни и какие развивающие занятия подходят для детей 4-5 лет, читайте в нашей статье.

Характеристика возраста

Когда ребенок достигает 4-5-летнего возраста, родители серьезно задумываются о необходимости подготовки к школе. Ведь к поступлению в первый класс малыш должен научиться чтению, владению ручкой и карандашами, азам математики. Приступить к подготовке правильнее заблаговременно, чтобы малыш успел освоить нужные знания и не потерял интерес к обучению в дальнейшем.

Этот возраст характеризуется следующими особенностями:

  1. Малыш подвижный, энергичный, но обрел усидчивость. Заметно совершенствование мелкой моторики. Появляется любовь к рисованию.
  2. В 4-4,5 года отмечаются существенные внешние изменения ребенка. Начинают бурно развиваться мышечная и костная ткани.
  3. В развитии четырехлетнего малыша важна социальная сторона. Он начинает заводить друзей среди детей. Способен замечать чувства людей, сопереживать. Дошкольник научился формулировать свои мысли.
  4. Бурное развитие воображения. Ребенок живет в своем мире фантазий, создает сказочные страны. Он представляет себя главным героем, завоевателем недостающего ему в реальности успеха. Многие 4-летние детки имеют воображаемых друзей. Также безудержная детская фантазия в четыре-пять лет порождает различные страхи.
  5. У четырехлетнего ребенка продолжается процесс овладения родной речью. Многие детки этого возраста немного шепелявят. Наблюдается стремительный рост словарного запаса (рекомендуем прочитать статью: логопедические занятия для детей). В речи появляется выражение и интонация. Ему нравится озвучивать свои действия и все, что находится перед глазами. Он любознателен, все время задает множество вопросов.
  6. Дети старше четырех лет характеризуются значительным возрастанием интеллектуальных возможностей. Ребенок готов изучать буквы и цифры.

Потребности ребенка в развитии и в получении знаний

Психологическое развитие детишек четырех лет имеет особенности, в основе которых лежит активная любознательность. Она важна для формирования интеллекта, но требуется всевозможная поддержка взрослых. Нежелание ответить на вопросы ребенка, отказ от проведения познавательных игр и бесед может привести к упущению важного момента и, как следствие, возникновению у малыша задержки психического развития. В дальнейшем у ребенка проявятся трудности с обучением в школе.

Как бы ни желали родители скорейшей самостоятельности своих детей, полноценное их развитие требует от взрослых организации и участия в детских познавательный играх. Совместные занятия (развивашки, познавашки), энтузиазм взрослых - это залог положительного результата. Организация игр не потребует больших затрат сил и времени. Можно воспользоваться развивалками, которые разработаны для детей, учитывают их возраст, психику. Рабочие тетради и пособия широко представлены в книжных магазинах, что позволит выбрать наиболее подходящую, интересную и полезную методику и оформление.

Важно: когда ребенку 4 года, развивающие занятия с ним дома должны быть захватывающими. В этом возрасте малыши еще не способны долго усидеть на месте, поэтому обязательно нужны физкультминутки.

Основные направления развития детей 4-5 лет

Большое значение имеет проведение развивающих занятий с детьми дома. При этом нужно выбирать разные направления, от лепки до спорта. Рекомендуется разработать план домашних занятий и стараться его придерживаться. Составляйте такой план на пять-шесть дней, на основании результатов предыдущей недели. Не забывайте, что ребенку так же, как и вам, нужны выходные.

Комплексное обучение организуется так, чтобы уроки не обременяли малыша, а воспринимались им, как интересная забава. Ниже приведен оптимальный перечень навыков, которые нужно развивать в 4-5 лет.

Ориентируясь на эту информацию, вы сможете составить для себя список тех умений и знаний, которые актуальны для дошкольника этого возраста.

Речь и память:
  • использование более 1000 слов (до 3000 слов к пяти годам), построение фразы из 5-9 слов;
  • речь должна быть понятна не только родителям, но и другим людям;
  • знание признаков строения человека и животных, название частей тела;
  • употребление множественного числа;
  • правильное употребление предлогов;
  • умение отыскать вещь по описанию;
  • знание профессий;
  • поддержание разговора, ответы на вопросы, верное их задавание;
  • пересказ сказки, умение выучить наизусть стишки, потешки;
  • знание своего имени, фамилии, возраста, города проживания.

Логическое мышление и внимание:

  • мышление 4-летнего ребенка наглядно-образное; действия имеют практический смысл; до конца 5 года происходит постепенный переход к обобщенному, словесно-логическому мышлению;
  • умение находить различия и сходства картинок, вещей;
  • самостоятельная сборка предмета по образцу (пирамидки, конструкторы);
  • умение сложить разрезанную на 2-4 части картину;
  • уровень развития нейронных процессов обеспечивает выполнение ребенком одной задачи на протяжении нескольких минут (около 5), не переключаясь на посторонние предметы;
  • умение вложить недостающие фрагменты картинки;
  • обобщить и назвать одним словом группу вещей, найти пару, лишнюю вещь;
  • подбор противоположных слов;
  • распознавание на картине предметов, нарисованных неправильно, с объяснением, что именно неверно;
  • умение сосредоточиться на отдельном задании, замечать мелкие детали.

Математика:

  • знание цифр от 0 до 10, умение сосчитать объекты, соотнести их количество с цифрой;
  • умение последовательно расставить цифры от 1 до 5 и наоборот;
  • сравнение разного количества объектов, понятия: «поровну», «меньше», «больше».

Геометрия:

  • положение объектов (сзади, спереди, справа, слева, снизу, сверху, в середине);
  • знание геометрических фигур: квадрата, треугольника, прямоугольника, круга, овала;
  • и геометрических тел: куба, цилиндра, пирамиды, конуса, шара.

Художественная литература:

  • прослушивание произведения в течение 15-20 мин, ответы на вопросы по содержанию;
  • просмотр иллюстрированной книги;
  • знание жанров и видов искусства: песни, загадки, картины, музыки и др.;
  • умение с помощью взрослых инсценировать понравившуюся часть произведения.

Чтение, подготовка к письму:

  • знание всех букв алфавита;
  • прочтение трехбуквенных слов;
  • возраст характеризуется отличной работой знаковой памяти, поэтому к 5 годам ребенок станет делать попытки читать книги; не стоит бояться нагрузки малыша чтением, но и нельзя переусердствовать.

Физическая культура:

  • улучшение координации движений, развитие моторики, ловкости и быстроты;
  • рост мышц быстрый, но не равномерный, поэтому малыш четырех-пяти лет быстро устает;
  • рост за год должен прибавиться в среднем на 5-7 см, масса тела - до 2 кг;
  • скелет еще гибкий, так как окостенение не завершено, поэтому силовая зарядка противопоказана, а осанку нужно постоянно контролировать;
  • возрастание потребности организма в кислороде; увеличение объема легких приводит к замене брюшного типа дыхательной системы грудным;
  • значительные физические нагрузки на уроках приводят к утомлению сердечной мышцы, нарушению ритма сердечных сокращений; это выражается в покраснении, побледнении лица, учащении дыхания, одышке, некоординированных движениях; необходимо вовремя переключиться на другую деятельность.

Совет: в план физического развития следует включить зарядку, подвижные игры, танцы, ходьбу, бег и др. Переусердствовать нельзя, занятия проводятся в легкой и веселой игровой форме. Дома можно выполнять упражнения на детском тренажере, кататься на роликах, велосипеде, крутить обруч и т.д.

Иностранный язык:

Если малыш успешно изучает родной язык, то можно начать изучение основ иностранного. Обучение можно проводить как дома, так и в специализированной группе для дошколят. Самостоятельные занятия следует проводить на основании пособий с заданиями для детей 4-5 лет. Полистайте с ребенком два-три пособия в магазине, чтобы вместе подобрать оптимальный курс обучения. Для ребенка важны не столько порядок преподавания материала, сколько красочность, наличие активных заданий (зарядка, раскрашивание и т. д.)

Окружающий мир:

  • различие овощей, фруктов и ягод;
  • знание домашних животных, диких животных, а также некоторых насекомых;
  • названия дней недели;
  • угадывание времен года по картинкам, знание их примет.

Полезно включать в занятия базовое обучение различным наукам. К примеру, ознакомление с космосом, странами, морями и т.д. Чаще это получается спонтанно. Если в фильме услышали название реки, скажите малышу, где она протекает. Так можно изучить и единицы измерения.

Очень важно организовать процесс развития малыша дома, но нельзя делать из обучения культ. Усиленное давление на ребенка, требование от него послушания, кроме сопротивления, ни к чему не приведет.

В 4 года дети очень активные, подвижные, любознательные, они очень любят, когда им уделяют внимание, потому самое время заниматься с ними развивающими занятиями. Заинтересовывайте малыша интересными делами, так вы будете привлекать его к знаниям, развивать в нем логику, мышление, речь. В этой статье мы приведем несколько видов развивающих занятий, которые вы можете предложить .

Занятия для детей 4 лет:

1. . Развивает у ребенка пространственное и творческое мышление, фантазию, вкус . Следите за тем, чтобы малыш правильно держал ручку или карандаш. Рисовать вы можете фломастерами, красками, карандашами, восковыми мелками. Покажите крохе, чем отличаются техники рисования, какую картинку он может получить, выбрав одно из средств. Придумывайте креативные техники: рисование с трафаретами, отпечатывание картинки. Попробуйте такой способ: нанесите на стекло густую гуашь нескольких цветов, приложите к нему лист бумаги, краски отпечатаются – образовав уникальный цветовой рисунок. Можете затем пофантазировать, придумать, что у вас получилось, можно дорисовывать какие-то фигуры уже просто красками и кистью. В 4 года дети очень любят обводить картинку по контуру, это занятие также подготавливает руку ребенка к письму.

2. . Развивает мелкую моторику рук , а, как известно, речь и умственное развитие детей находится на кончиках их пальцев. Лепить можно из пластилина, глины, специальной массы для лепки, из соленого теста. Предлагайте ребенку темы для поделок: лес, Новый год, цветочная полянка, подводный мир и др. Сочините потом сказку к получившимся героям. В поделках кроме массы для лепки используйте пуговицы, природный материал, зубочистки, бусины и др.

3. . 4 года – лучшее время для того, чтобы начать работать с ножницами и цветной бумагой. Конечно, речь еще не идет о тонком вырезании картинок, но можно попробовать оригинальные методы аппликации. Пусть кроха нарежет небольших фигурок из цветной бумаги, что получится от простого «чикания» ножницами (треугольники, прямоугольники и т.п.), теперь нарисуйте какие-то фигурки на листе бумаги, намажьте их клеем и приклеивайте нарезанные частички. Можно попробовать сделать аппликацию, засыпая картинки цветным песком (его можно приобрести в канцелярских магазинах), бисером, стеклярусом, манкой, гречкой. Для этой цели можно даже использовать вырезанные из журналов иллюстрации и засыпать какие-то части рисунка сыпучим материалом. Такое занятие также будет развивать мелкую моторику пальчиков.

4. Обучение чтению и письму. 4 года – это уже хороший возраст для того, чтобы учиться читать . Очень хорошо работает методика обучения чтению по кубикам Зайцева или по складам. Если же вы не можете приобрести эти кубики, то можно попробовать более консервативный, но самый популярный сейчас метод — чтение по слогам. Именно по этой методике написан известный букварь Жуковой. Суть ее состоит в том, что ребенка учат составлять сразу слог из 2х букв, таким образом, чтение происходит сразу слогами: та-ра, ра-ма, па-на-ма. Можно освоить одну гласную и затем изучить все согласные, запоминая сразу все слоги с этой гласной буквой. Поняв суть образования слога, кроха быстро научиться составлять и читать их с другими гласными. Параллельно учите кроху писать буквы, конечно, они еще будут корявыми, но главное, чтобы малыш запомнил, как буква пишется и как составляется слог или слово. Если малыш не хочет писать буквы, то составляйте с ним слова, используя магнитную азбуку или кубики с буквами. Если ребенок не хочет читать, лучше не принуждайте его, чтобы не отбить охоту к этому занятию.

5. Обучение счету. Сначала обучите ребенка прямому счету до 10 , затем можно освоить счет до 20. Считайте все, что попадется под руку: фрукты, ложки на кухне, ступеньки в подъезде. Затем изучите цифры. В помощь вам будут развивающие игры с пазлами, которые складывается из двух частей: на одной цифра, а на другой предметы требуемого количества. Хорошо бы освоить игру домино, лото с цифрами. Затем можно приступить к простым математическим действиям: сложение и вычитание, проще всего объяснять эту тему на пальцах или счетных палочках.

6. Складывание пазлов . Это любимое и очень полезное занятие для всех детишек.

7. . Развивают пространственное и логическое мышление ребенка , пробуждают в нем навыки конструирования. Сейчас в продаже имеется достаточно много разновидностей этой популярной игрушки, можно собирать целые корабли, замки, дома, применяя сразу несколько видов конструктора.

Чем бы вы не занимались с крохой, главное для него это ваше внимание . Не принуждайте его к каким-то занятиям, если ребенку что-то не нравится, он капризничает, отложите это дело и просто поиграйте с малышом в те игры, которые ему больше всего по душе.