Каждый человек живет по индивидуальному сценарию отражения действительности. Один может видеть пустыню, другой - остров цветов среди песка, для одних солнце светит, а другим оно кажется недостаточно ярким. То, что каждый человек по-разному видит одну и ту же ситуацию, зависит от важного психического процесса - мышления. Мы анализируем, оцениваем, сравниваем, выполняем математические действия благодаря ему.
Изучением особенностей мышления занимаются многие специалисты, чаще всего это психологи и психиатры. В плоскости психологии существует много различных тестов, которые обладают валидностью и надежностью. Проводится диагностика мышления для определения нарушений, а также поиска методов развития мышления. На базе психиатрических знаний можно определить патологические процессы мышления. После этого организовывается медикаментозная помощь людям, у которых наблюдается патологическая работа этого Какие же могут наблюдаться нарушения мышления?
По сегодняшний день многие специалисты спорят, как правильно дать определение сложному психическому процессу - мышлению. Но до сих пор не нашлось полного и содержательного тезиса, который бы освещал всю работу, которую оно проводит в нашем сознании. Этот психический процесс является частью интеллекта вместе с другими (памятью, воображением, вниманием и восприятием). Мышление трансформирует всю полученную информацию извне, переводя ее в плоскость субъективного восприятия окружающей человека среды. Выразить субъективную модель реальности человек может с помощью языка, речи, это и отличает его от других живых существ. Именно благодаря речи человек называется высшим разумным индивидуумом.
Воспринимая различные ситуации, с помощью речи человек выражает свои выводы, показывает логику своих суждений. Процессы мышления в норме должны соответствовать нескольким критериям.
Эти критерии не подгоняют всех людей под общие правила существования. Никто не отменял индивидуальность человека. Речь идет о большинстве как о норме. Элементарный пример: многие считают, что кушать после 21.00 вредно, поэтому все, ужинающие позже, не входят в нормальные рамки. Но в целом отклонением это не считается. Так и с мышлением. Некоторые несовместимости с общепринятой структурой мира формальной логикой могут быть, если только это не грубые нарушения мышления.
Для того чтобы определить логичность, гибкость, глубину, критичность мышления, насколько развиты его виды, существует много способов исследования этого психического процесса. У медиков больше практикуется обследование на органическом уровне, диагностика нарушений мышления проводится с помощью общепринятого медицинского оборудования. Они смотрят через аппараты, ищут патологические очаги, проводят МРТ, энцефалограмму и так далее. Психологи в своей работе используют тестовые материалы. Диагностика мышления в психологии может осуществляться также с помощью спланированного наблюдения и естественного или лабораторного эксперимента. Самые распространенные тесты для определения особенностей мыслительной деятельности: методика "Исключение понятий", тест Беннета, изучение ригидности мышления и так далее. Для определения нарушения мышления у детей можно использовать "Раздели на группы", "Обведи контур", "Найди отличия", "Лабиринт" и другие.
Причин нарушений сложного психического процесса, отражающего реальность в нашем сознании, может быть множество. Даже в настоящее время специалисты не пришли к единому мнению по поводу некоторых патологических нарушений в мышлении человека. Они возникают из-за органических повреждений, психозов, неврозов, депрессий. Рассмотрим причины основных отклонений.
Патологий мыслительной деятельности довольно много, так как этот процесс многогранен. Существует классификация нарушений, которая объединяет все свойства и разновидности психического процесса, отражающего реальность. Виды нарушения мышления бывают следующими:
Эти нарушения влияют на процесс обобщения понятий. Из-за этого страдают логические связи между ними в суждениях человека, на первое место выходят непосредственные суждения, представления о предметах и различных ситуациях. Больные не могут из многих признаков и свойств предмета выбрать наиболее подходящие для самой точной его характеристики. Чаще всего, такие патологические процессы имеют люди, больные олигофренией, эпилепсией, энцефалитами.
Нарушения этого вида могут характеризоваться еще искажением процесса обобщения. В этом случае больной человек не принимает во внимание свойства предмета, связанные между собой существенно. Выбираются только случайные характеристики, между предметами и явлениями нет связи, основанной на общепринятом культурном уровне. Наблюдается такое нарушение мышления при шизофрении и психопатии.
Разноплановость темпа мыслительной деятельности, последовательность и спонтанность характеризуют динамику процесса, субъективно отражающего реальность. Существует несколько признаков, свидетельствующих о нарушении динамической стороны мышления.
Для людей, имеющих отклонения в личностном компоненте мышления, характерны описанные ниже нарушения мышления.
Содержание мышления - это его сущность, то есть работа основных свойств: сравнения, синтеза, анализа, обобщения, конкретизации, понятия, суждения, умозаключения. Кроме этого, в понятие содержания входят способы познания мира - индукция и дедукция. К внутреннему устройству этого психического процесса специалисты добавляют еще и виды: отвлеченное, наглядно-действенное и образное мышление.
Отдельным классом нарушений, при которых мышление человека проходит путь деградации, являются патологии его содержания. При этом его свойства в некотором роде сохраняются, но на первый план в сознании выходят неадекватные суждения, логические связи и стремления. К патологиям этого класса относят нарушения мышления и воображения.
Эти нарушения иначе называются навязчивыми идеями. Такие мысли возникают непроизвольно, постоянно занимают внимание человека. Они могут противоречить его системе ценностей, не соответствовать его жизни. Из-за них человек изматывается эмоционально, но ничего с ними сделать не может. идеи воспринимаются человеком как свои собственные, но за счет того, что они в своем большинстве бывают агрессивными, непристойными, бессмысленными, человек страдает от их атаки. Они могут возникнуть из-за психотравмирующих ситуаций или органических повреждений базального ганглия, поясной извилины.
Это, казалось бы, безобидные суждения, но они были выделены как отдельный патологический процесс - нарушение мышления. Психология и психиатрия бок о бок занимаются этой проблемой, так как сверхценные идеи можно откорректировать психологическими методами на ранних стадиях. Человек с такой патологией имеет сохранные свойства мышления, но при этом одна или комплекс идей, побуждающих к действию, не дает ему покоя. Она занимает доминирующее место среди всех мыслей в его сознании, выматывая человека эмоционально и застревая в мозгу на длительное время.
Является грубым нарушением мыслительного процесса, так как у человека возникают умозаключения и представления, не соответствующие его ценностям, реальности, общепринятым Пациент их считает правильными, и его невозможно убедить в обратном.
Эта статья открывает серию статей про логические ошибки в разговоре . Что такое логическая ошибка — это когда вы думаете, что правы, а реально — нет. Особенно это относится к разговору с «верующими» и внушаемыми людьми. Поэтому рассматриваем именно религиозные примеры, а в жизни вы узнаете и так много подобных примеров из других сфер, от политики, до здоровья, и медицины. Сейчас модно ссылаться на «экспертов», «авторитетов» в любой из сфер.
Рассматриваем 3 случая логических ошибок в жизни:
1. Аргумент «большинство «. Я делаю это, потому что все так делают.
3. Аргумент «к традиции «. Такие наши традиции, я не могу по-другому!
Чтобы вам узнать, почему столько людей ошибается и почему столько людей принимает не самые разумные решения в своей и ВАШЕЙ жизни, то стоит сказать о том,
Как человек думает -
Думает он по шаблонам, по образцам, не затрачивая особой энергии мозга. Часто применяет один и тот же механизм. Сейчас мы разберёмся с ними по порядку, и вам станет ясно как это происходит.
1. Аргумент «большинство «. (argumentum ad populum).
Самый популярный и живой логической ошибки: «Все ж так делают, и я делаю «. Или «Все верят, и я верю «, или «Все идут, и я иду «. Одним словом, человек не принимает решения самостоятельно, а перекладывает их на всех остальных людей, которым якобы «виднее «. Одним словом, бездумное повторение действий других людей. До тех пор, пока ребёнок учится у родителей ходить, есть, говорить, общаться — это полезно и правильно. После того, как ребёнок вырос — своей головой нужно думать , а не повторять за такими же детьми. Вы ж уже не ребёнок!
Лечение: Спросите у человека: «Если все в окно прыгнут , прыгать — будешь «? Он скажет, конечно нет. Закрепите результат. Проверено многократно.
Когда вопрос заходит о вашей жизни , то вам мнение большинства абсолютно неинтересно!
Означает: мнение от «эксперта «.
В нашем контексте, если что-то сказал «учитель», «отец», «профессор», «чиновник», «президент» — это правда.
Реальность — можете посмотреть, сколько сейчас идёт по телевидению различных шоу, новостей, программ, куда постоянно приглашают «экспертов» , которые несут такую чушь , что сложно слушать. Вот на рисунке перед вами ходячий нонсенс «Авторитетный ШАМАН » Дардо Кусто , и эта передача идёт по телевидению в 2015 году ! По факту шаманы — это дикая фантазия давно ушедших дней, потому что если вы читаете этот материал в интернете, с помощью компьютера на полупроводниках, либо платшета или смартфона, и он работает от электричества из розетки, либо аккумулятора, то что из этого было создано с помощью шаманских знаний, танцев с бубном? Ничего. А потому что настоящая наука с кучей строгих доказательств не занимается такой ерундой, как сидеть в дешёвой футболке с дешёвой ручкой, но именовать себя «экспертом».))) Вас действительно интересует его мнение?
То, что вам сказали, что человек «эксперт» — ещё ничего не означает . Не важно, будет это политик, врач или звезда спорта на телевидении. Все они могут ошибаться и это только их мнение, которое должно быть подкреплено существенными доказательствами, а не простыми словами. Доказательства намного больше означают, они сложнее получаются, чем просто раскрывать рот «для истины». Доказательством является «прогноз», если у человека хотя бы раз прогноз не сбылся , то мнение такого человека делится на два , и чем дальше, тем чаще.
Снова же, это отсылает нас к прошлому, когда вы были детьми и мнение родителей для вас значило очень много, они были для вас авторитетом, «экспертом» во всех вопросах, и где мы живём, откуда берётся трава, как работает чайник. Ребёнку это всё интересно, он не думает, что есть что-то, чего вы не знаете. Так что взрослеем быстрее, и начинаем сомневаться в том, что эксперт знает что-то лучше вас.
Лечение: требуйте доказательств от «эксперта» .
3. Аргумент «к традиции «. (argumentum ad antiquitatem).
Звучит: «так делал мой дед, его дед, и деда дед, и я буду делать «.
Традиция — это хорошо , но традиция может быть неправильной и устаревшей, не отвечать действительности, но она требует изменений . На вопрос: «Почему ты христианин, мусульманин, иудей?», вы получите только один ответ: «Я им родился, и не выбирал». Место вашего рождения уже определило то, какому Богу вы молитесь? Это Ваш выбор или традиция?
Реальность — человек отказывается думать на тему «надо или не надо делать», а просто повторяет то, что ему сказали. Никакой оригинальности, никакой самостоятельности. Сказали одеть крестик, звезду Давида, знак полумесяца, знак пацифиста — одел. Если вы в разговоре слышите подобный аргумент, то говорить разумно будет сложно. Особенно «верующие» обижаются, потому что это неуважение к «их» деду, их «традиции «, а ты должен уважать его. Стандартная фраза «ты не уважаешь мою религию». Но подобное рассуждение никак не приближает нас к истине.
Расскажу один эксперимент, которые ставили учёные на обезьянах в 1967 году. Ссылка . Его идея была в том, как заставить группу обезьян повторять действия другой группы.
Итак, эксперимент состоял из 3 этапов.
Этап первый : в клетке сидит 5 обезьян, есть лестница, в на верху — банан. После того, как одна из обезьян начинает лезть на лестницу, то оставшихся 4ёх обливают ледяной водой. Обливают до тех пор, пока они не начинают нападать на обезьяну, которая лазит по лестнице. Всё, этап один успешно прошёл. 5 обезьян сидят на полу, банан висит, никто не трогает.
Этап второй : одну обезьяну заменяют в клетке. Новая видит банан, сразу начинает лезть на лестницу, и на неё кидаются четыре из первой группы. Кидаются раз, кидаются два. После этого обезьяна сидит тихо, как и все. Но, её никто не поливал водой! Она не знает, почему на неё кидаются.
Этап третий : в клетке одну за одной меняют всех обезьян. Не остаётся ни одной из первой группы , но все они сидят тихо-мирно, банан не трогают, и с водой тоже никто не знаком. Так почему они сидят? А потому что «такие тут правила»… «деды сидели и мы сидим «…«банан — не еда, он плохой» …
Вот так, так передаются традиции, как устанавливаются обычаи. Старые участники группы учат молодых, а молодые передают своим молодым. Даже если выучили какую-то ненужную вещь, её тоже передадут новичкам, вместе с полезными вещами.
В эксперименте всё закончилось так. Были группы обезьян, которые не пытались ничего поменять, а нападали и нападали на новичков. А были группы, в которых находился новый вожак, который упорно лез за бананом , давал сдачи обезьянам, «ломал местные правила «, забирал банан и показывал, что старые страхи уже не нужны, а только вредят.
Поэтому будьте новыми вожаками и делайте новые подвиги!
Исследователи до сих пор не определились, что представляет собой мыслительный процесс. Считается, под ним следует понимать одну из высших психических функций, посредством которой человек воспринимает и обобщает информацию об окружающей его действительности.
Однако под воздействием внешних факторов люди могут частично или полностью потерять такую способность. Нарушения мышления носят как временный, так и постоянный характер, и могут быть следствием психических и иных расстройств.
Мышление является специфической особенностью, которой обладает человек. Посредством мыслительной деятельности люди устанавливают существующие взаимосвязи между различными внешними объектами и явлениями. Также этот процесс позволяет определить субъективное отношение человека к предметам и событиям реального мира. В результате за счет мышления формируется определенное восприятие окружающей действительности (точка зрения), выразить которое люди могут при помощи речи.
По сути, данный процесс позволяет человеку не только составить представление о реальном мире, но и понять его. Причем мыслительная деятельность связана не только с конкретными объектами, но и с абстрактными понятиями.
В последнем случае речь идет о процессе обобщения текущих реалий: стихийные бедствия, мебель и так далее. В ходе эволюционного развития у человека сформировалась способность объединять несколько объектов или явлений по определенному признаку. Такие умения носят название абстрактное мышление.
Формирование картин внутреннего и внешнего мира происходит за счет анализа причинно-следственных связей. При этом человек, опираясь на собственные способности, подвергает полученные в ходе мыслительного процесса результаты проверке, основываясь в своих суждениях на ранее приобретенном опыте. Например, если ребенок, приблизившись к краю кровати, упал, то в будущем, достигнув той же точки, он сможет представить дальнейшее развитие событий и принять соответствующее решение.
Нарушение мышления диагностируется при условии, если человек не соответствует следующим критериям:
Важно отметить, что приведенные критерии являются общими. То есть, не соответствие одному из них не может считаться отклонением в рамках принятых эмпирических, логических и иных оснований.
Например, установлено, что еда после 9 вечера вредит здоровью. Если большинство людей соблюдают это правило, а несколько человек отказываются, то поведение последних не считается признаком психических расстройств.
В медицинской практике принято выделять следующие виды нарушения мышления:
Ввиду того, что мышление представляет собой сложноорганизованный процесс, который подвергается изменениям под влиянием множества факторов, определить наличие нарушений не всегда удается даже опытному специалисту.
Нарушение динамики мышления проявляет себя в виде следующих процессов.
Это нарушение мышления характеризуется скачками идей. Человек не может остановиться и постоянно продуцирует их посредством речи, выдавая в окружающий мир огромный поток ассоциаций. Причем сама речь остается бессвязной и скачкообразной. Любые выводы возникают неожиданно под воздействием какого-либо внешнего или внутреннего раздражителя. Суждения об объектах носят поверхностный характер. Из-за нескончаемого потока информации у человека с таким типом нарушений нередко садится голос.
Указанная симптоматика дополняется следующими симптомами:
Важной особенностью данного типа расстройства является то, что в высказываниях больного, несмотря на их поверхность, скрывается определенный смысл. Человек при нарушении динамического мышления осознает свои действия и понимает совершаемые ошибки. Он сохраняет способность по их устранению.
Нарушение мышления данного типа характеризуется следующими признаками:
Человек сохраняет способность говорить, однако ответы на вопросы будут краткими и односложными. Больной с серьезными затруднениями переходит на новую тему разговора.
При таком отклонении наблюдается неустойчивый характер суждений и ассоциаций. Однако больной может достаточно хорошо анализировать текущую ситуацию, воспринимать и обобщать полученную информацию. Нарушение мышления данного типа возникает на фоне психических расстройств, а также при патологиях головного мозга (травмы, сосудистые заболевания).
Под откликаемостью понимается нехарактерное для здорового человека поведения, при котором больной постоянно и бессвязно включает в свою речь видимые объекты. Кроме того, у пациентов наблюдается дезориентация в пространстве и времени, они могут забыть определенные даты, имена и события. Речь больного становится бессвязной.
В основном откликаемость диагностируется у людей с сосудистыми патологиями головного мозга.
Данный эффект проявляет себя в виде неожиданного ухода от текущей темы рассуждений. Причем человек соскальзывает к бессвязным ассоциациям. Со временем больной вновь возвращается к начальной теме. Соскальзывание происходит эпизодически и внезапно. Наиболее часто данный эффект отмечается при шизофренических расстройствах.
К нарушениям логического мышления относятся следующие явления.
Разноплановость мышления характеризуется отсутствием целенаправленности в действиях больного. Последний попросту не в состоянии обобщить несколько объектов, выделив в них один или несколько признаков. При этом пациент сохраняет способность к классифицированию предметов, но осуществляет такие действия, основываясь на личностных предпочтениях: привычка, вкусовые ощущения и другое. В выводах больного отсутствует объективное суждение.
Характерным признаком резонерства является бессвязные и длительные рассуждения, которые ведутся без конкретной цели. Логика суждений в речи полностью или частично отсутствует. Слова и фразы не имеют видимой связи между собой. Человеку в момент, когда он произносит речь, не нужен слушатель. Ему не важно, откликается ли кто-то на высказываемые им мысли. Больному необходимо высказаться. Резонерство часто отмечается у людей, страдающих от шизофрении.
Бредовое состояние представляет собой нарушение мыслительного процесса, при котором информация, высказываемая больным, носит абстрактный характер.
То есть, в произносимых словах и фразах отсутствует видимая связь с объективной реальностью и окружающей обстановкой. Причем сам человек полностью уверен в том, что его умозаключения являются истинными. Убедить его в обратном не удается. В качестве примера подобных явлений можно привести состояние анорексии. Человек «видит» излишки веса и стремится избавиться от него всеми возможными способами.
Отсутствие критического восприятия приводит к тому, что в действиях пациента исчезает целенаправленность. Больной не способен регулировать свои поступки.
Характерным признаком навязчивого состояния являются фобии.
По мере своего развития данная проблема приводит к постепенному расстройству личности.
Расстройства ассоциативного мышления проявляются в виде:
Выше уже было отмечено, что нарушения мыслительного процесса возникают по множеству причин. Более того, сегодня нет единого мнения по поводу взаимосвязи между отдельными заболеваниями и патологическими изменениями. Рассматриваемые нарушения возникают часто из-за следующих проблем:
Исследованием нарушений мышления занимается психолог. При подозрении на наличие подобных патологических изменений изначально для их диагностирования применяются инструментальные методы:
Инструментальные методы исследования позволяют установить наличие очага поражения в головном мозгу и выявить патологии, способные привести к нарушению мышления. После завершения этого этапа диагностики работу с пациентом проводит психолог.
С целью установления характера изменений и формы патологических нарушений проводятся различные тесты. В частности, при расстройствах операционного мышления нарушениях применяются методики:
Каждый из этих методов позволяет оценить способности человека к обобщению поступающей информации, формированию представления о них и другие важные факторы, на основании которых ставится конечный диагноз.
Нарушения мыслительных способностей человека возникают в основном при психических расстройствах и заболеваниях, поражающих структуру головного мозга. Подобные расстройства проявляются в виде бессвязного выражения собственных мыслей, неправильных суждениях о объектах и процессах реального мира. Для постановки точного диагноза и выявления истинного характера нарушений мышления потребуется проведение психологического тестирования пациента.
нарушение логики рассуждения - 1) Вид логической ошибки, сигнализирующей о противоречии содержания текста и экстралингвистических условий. 2) Один из элементов информационной модели логичности речи, несущий информацию о противоречиях в тексте, появившихся под влиянием… …
Лингвистическая философия - (философия «обыденного языка») философское направление, поставившее своей основной задачей анализ естественного языка строгими методами. Анализ предпринимался с целью определения философски значимых концептов (таких, как «добро», «зло», «долг»,… … Лингвистический энциклопедический словарь
информационная модель логичности речи - включает следующие компоненты: I. значение: одно из основных коммуникативных качеств речи; смысловое сцепление единиц языка в речи, соответствие законам логики и правильного мышления; II. формы логичности: 1) предметная логичность; 2) понятийная… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Логичность речи - коммуникативное качество речи, которое возникает на основе соотношения речь мышление. Л.р. связана со смысловой и синтаксической организацией как высказывания, так и текста. Для достижения Л.р. следует добиться смысловой непротиворечивости… … Педагогическое речеведение
ошибки, сигнализирующие о противоречии содержания текста и экстралингвистических условий - 1) Тип ошибок, нарушающий логичность речи. К ним относятся следующие виды: нарушение логики рассуждения, неадекватное ситуации общения использование языковых средств 2) Один из элементов информационной модели логичности речи, в котором заключена… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
БРЕД - – болезненное состояние, при котором навязчивые представления, идеи, суждения всецело захватывают человека и оказывают такое воздействие на его мышление и поведение, в результате чего он утрачивает способность делать различие между вымыслом и… …
Б. р. представляют собой симптомы содержательных нарушений мышления. Каплан и Садок определяют бред как ложные убеждения, к рые не могут быть устранены при помощи логических рассуждений и к рые не соответствуют интеллекту и культурному… … Психологическая энциклопедия
Противоречия, ср. 1. Мысль или положение, несовместимое с другим, опровергающее другое, несогласованность в мыслях, высказываниях и поступках, нарушение логики или правды. Впасть в противоречие. Противоречие в теории. Противоречие в собственных… … Толковый словарь Ушакова
- … Википедия
Инфекционные болезни Лейкоэнцефалиты Лейкоэнцефалиты это варианты воспалительных поражений головного мозга, при которых страдают преимущественно проводящие пути, т.е. белое вещество мозга. Предполагают, что лейкоэнцефалиты имеют инфекционно… … Википедия
МЫСЛЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ - вид познавательной деятельности, строящийся по типу реального эксперимента и имеющий его структуру, но развивающийся целиком в идеальном плане. Именно в этом принципиальном положении проявляется здесь деятельность воображения, что и дает… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Закон достаточного основания
Он связан с законом противоречия и с понятием противоречащих суждений, которые не могут быть одновременно и истинными, и ложными.
Закон исключенного третьего
Он формулируется так: “Два противоречащих друг другу суждения об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении не могут быть одновременно истинными или ложными. Если одно из них истинно, другое – ложно. Третьего не дано”. Символически он выражается следующей формулой: а Øа, читается – “а или не а”, где а – это какое-либо высказывание.
Примеры: 1) приговор, который выносят обвиняемому, предполагает лишь два варианта: либо он виновен, либо он не виновен, третьего не дано; 2) пример противоречащих суждений: “Все обвиняемые имеют право на защиту” и “Некоторые обвиняемые не имеют права на защиту”.
Он формулируется так: “Всякая мысль, чтобы стать достоверной, должна быть обоснованной другими мыслями, истинность которых доказана или очевидна”.
Этот закон требует, чтобы наши суждения о предмете и его свойствах не были голословными, а логически вытекали из достоверных фактов и аргументов, т.е. требует доказательности мышления. Суждения, которые приводятся для обоснования истинности другого суждения, называются логическим основанием. Суждение, вытекающее из логического основания, называется логическим следствием. Основанием могут быть законы и аксиомы науки, статистические данные, объективный опыт общественного развития и т.д. Примером обоснованного рассуждения может быть следующее: “Это вещество является электропроводным (следствие), так как оно – металл (основание)”. Закон достаточного основания не нарушен, так как из основания с необходимо вытекает следствие (из того, что вещество металл, с необходимостью вытекает, что оно электропроводно, так как электропроводность металлов доказана наукой).
На этом законе базируется важный юридический принцип – презумпция невиновности.
На нарушении закона тождества основаны ложное алиби, ложные или ошибочные показания свидетелей или подсудимого в суде, указание на ложный след и т.п. Довольно часто нарушение закона тождества используется в журналистике. Например, на первой странице газеты Вы читаете интригующий заголовок (анонс) типа “Наконец-то создан вечный двигатель!” или “В Калифорнии живет собака, которая предсказывает будущее”. Однако, купив номер и прочитав статью, Вы убеждаетесь, что ее содержание совсем не соответствует заголовку.
Можно привести такой пример подмены понятий (разный смысл, вложенный в одни и те же слова): “Учитель – ученику: “Надеюсь, я не увижу, что ты списываешь”. Ученик - учителю: “Я тоже на это надеюсь…”. Пример, когда отождествляются разные нетождественные ситуации: Судья потерпевшему: “Вы утверждаете, что обвиняемый назвал Вас дураком. Это правда?” “Чистая правда, господин судья.” “Тогда на что же Вы жалуетесь?”
Классическим примером нарушения закона противоречия является цитата из произведения И.С. Тургенева “Рудин”:
“Прекрасно!” – промолвил Рудин. – Стало быть, по-Вашему, убеждений нет?”
“Нет и не существует.”
“Это Ваше убеждение?”
“Как же Вы говорите, что их нет? Вот Вам уже одно, на первый случай.”
Примерами нарушения закона исключенного третьего может быть признание одновременно истинными или одновременно ложными таких суждений: “Все бизнесмены города честны” и “Некоторые бизнесмены города не честны”, “Мариуполь есть населенный пункт” и “Мариуполь не есть населенный пункт”.
Примером нарушения закона достаточного основания можно считать следующие утверждения: “Преступление совершил N., так как он сам в этом сознался и собственноручно подписал все показания”, “Студенту Иванову следует поставить зачет по физике, так как он уезжает на соревнования”. Еще пример: студент говорит преподавателю на экзамене: “Не ставьте мне двойку, спросите еще что-нибудь, я же читал учебник, может, что-то и отвечу”.