Могут ли ребенка в 17 лет. Психологические особенности детей в подростковом возрасте. Режим сна у подростков в возрасте четырнадцати лет в дневное и ночное время

Гадания

Дети старшего подросткового возраста попадают в ситуа­цию новой социальной позиции в обществе, что в свою оче­редь становится новой областью психологических трудностей. Учеба на этой ступени связана с освоением специфики учеб­ных предметов старшей средней школы, углублением знаний по предметам и специализации и выбором будущей профес­сии для перехода из школы в вуз или профессиональную прак­тическую сферу. У подростков изменяются приоритеты, акту­альным становятся общение с противоположным полом, со­здание микрогрупп, в состав которых входят юноши и девушки. Подготовка для поступления в вуз отдаляет учащихся от ак­тивного участия в жизни класса и школы.

Особое значение в этом возрасте приобретают межличност­ные отношения. Как известно, для нормальной жизнедеятель­ности необходимо определенное соотношение стимулов, вы­зывающих положительные эмоции. В современной российской школе подростки часто ощущают дефицит положительных эмоций.

Основным биологическим содержанием старшего подрост­кового возраста является половое созревание и, как следствие, усиление полового влечения, с которым подросткам трудно справиться. Эта биологическая платформа является основой эмоциональной неустойчивости и резкого усиления конфликт­ности поведения, характерного для данного периода.

В этот период основная задача подростков - справиться с быстрыми и весьма существенными телесными изменениями и приспособиться к новому образу тела. Необходимо также привыкнуть к общим изменениям ощущений, выражаемым в повышении генитальной чувствительности и реагирования. В этот период подростки много времени проводят перед зерка­лом, вызывая у родителей непонимание и раздражение, но это нормальное явление, связанное с построением образа но­вого созревающего тела. В связи с этим подросток стесняется, старается переодеваться только в одиночестве, в компании ро­дителей смущается, если родители шутят на эту тему. Другая крайность - некоторые подростки становятся эксгибиционис­тами, разгуливают перед родителями полуодетыми, порой пол­ностью обнаженными.

Существуют два универсальных явления, характерных для этого периода: танцы и телефон. Танцы - это канал для сбра­сывания энергии, которой подросток старшего возраста напол­нен, кроме того, они позволяют выразить все сексуальные порывы, не претворяя при этом свои фантазии в жизнь. Роди­тели расстраиваются, что дети неприлично танцуют, но чем больше подросток реализует свои порывы в танцах, тем менее вероятно, что он претворит их в жизнь. Если младшие подро­стки танцуют не парами, а в группе (что очень важно, так как позволяет их телам не соприкасаться), то старшие - тесно соприкасаясь телами. Чем взрослее становятся подростки, тем ближе танцуют. То же относится и к телефону. Телефонное общение - идеальное решение для подростка: есть возмож­ность интимного контакта на расстоянии. Телефон дает воз­можность подростку покинуть дом, фактически не покидая его. Это раздражает родителей, но постепенно они достигают компромисса с детьми (договариваются о разделении теле­фонного времени, ставят второй телефон и т. п.). Танцы и телефон - это средство компенсации.


Основная форма сексуальной активности у подростков стар­шего возраста - мастурбация. Мастурбация - нормальное про­явление развития в этом возрасте, начальное исследование своего тела. Однако практически всегда она сопровождается чувством вины и стыда. Даже объяснение, что это нормально, не помогает подростку избавиться от идеи нанесения себе вре­да. Многие подростки стесняются прыщей на лице, поскольку в их фантазии - это следствие их мастурбационной актив­ности. Интерес к половому акту в младшем и среднем подрос­тковом возрасте чисто физический. Эмоционально и мораль­но-этически подростки к нему не готовы. Даже если под влия­нием обстоятельств или под давлением групповых норм подростки вступают в сексуальный контакт, то для них он остается чисто механическим актом. Способность к социаль­ному взаимодействию в половом акте у подростков развивает­ся лишь к 18-20 годам.

Психологическим содержанием подросткового периода яв­ляется - (по Э. Эриксону) кризис идентичности. Под идентич­ностью понимается определение себя как личности, индивиду­альности. Ее кризис наступает после распада детского «Я», когда ребенок еще не отделяет себя от родителей в психологи­ческом и социальном плане. Собственно говоря, поиск иден­тичности имеет для этого периода наиболее важное, самодов­леющее значение. Именно в проблемах этого поиска и скон­центрированы все причины нарушений поведения подростков в этот период. Факторы окружающего мира имеют меньшее значение. В этом возрасте человек начинает задаваться вопро­сами: «Кто я такой?» и «Что я могу?». Подросток начинает чувствовать, что в нем происходят некие изменения, переста­ет ощущать себя ребенком, у него появляется масса вопросов, на которые он пока не знает ответов, ему все больше и боль­ше хочется привлечь к себе внимание, становится очень чув­ствительным к мнениям и оценкам окружающих людей.



Как правило, подросток идентифицирует себя с тем чело­веком, который является для него носителем наиболее при­влекательной модели поведения. Человек ищет того, кто мог бы стать его «зеркалом», через которое он проверял бы свои поступки. Он выбирает себе кумира, а остальных взрослых ставит в зависимость от их отношения к своему выбору. Чаще всего «подростковый идеал» отличается эпатажным поведением, опровергающим нормы морали «старшего» поколения. Подрос­ток делает из этого кумира «борца за справедливость». В этой ситуации больше всех страдают родители. В силу иных уста­новок, сформированных в юности, которые в среднем возрас­те уже жестко закреплены в сознании, родители противодей­ствуют увлечению кумиром, негативно высказываются в его адрес, протестуют против манеры одеваться «в стиле идеала» и т. д., поэтому родителей подросток часто выдвигает на роль своих «врагов».

Когнитивное развитие подростков в этот период также пре­терпевает существенные изменения. Повышается уровень мыш­ления, в частности, формируется абстрактно-логическое мыш­ление. Подростки старшего возраста чувствуют свои интел­лектуальные возможности. С этими возможностями связаны такие явления, как поиск ошибок у взрослых (они начинают логически все прослеживать), выискивание редкой интересной информации, особенно если она противоречит общепринятым точкам зрения, и предъявление ее кому-либо из взрослых. В целом, это можно охарактеризовать как проверку ранее вы­работанных решений и принятие новых, направленных на за­нятие собственной ниши в мире взрослых.

Тем не менее, для мышления подростков старшего возра­ста характерны определенные особенности, накладывающие серьезный отпечаток не только на интеллектуальную, но и на поведенческую сферу.

Во-первых, им свойственна склонность к крайним вариан­там оценки фактов и событий - преувеличение или преумень­шение.

Во-вторых, они стремятся к глобализации мышления и делают решительные и окончательные выводы из неполной, единичной информации.

И, наконец, в-третьих, свои выводы они основывают на крайней степени максимализма, не различая нюансов. Для них существует дихотомическое черно-белое мышление. Мак­симализм является яркой отличительной характеристикой стар­шего подросткового возраста.

Подросток ищет и стремится занять свое место в мире взрослых, как-то обозначить его и добиться признания своих прав на него. Зачастую он преодолевает сильнейшее сопротив­ление взрослых, которые (часто бессознательно) не хотят по­явления конкурентов в своем мире. Для подростка это первый опыт, поскольку раньше, будучи ребенком, он был лишен права такого выбора. Он начинает создавать свой мир и не хочет, чтобы в него вторгались без разрешения. Старшему подростку хочется доказать свою самостоятельность, что он уже не ребенок. Начинается поиск личностной автономии и глубоких интимных отношений. Человек стремится к призна­нию права на существование собственных мыслей, чувств, идей.

Межличностные проблемы подростков как раз и базиру­ются на поиске глубоких интимных отношений с другим чело­веком, часто вообще лишенных сексуальной подоплеки. Про­тиворечивость этой ситуации заключается в том, что, «сража­ясь» против взрослых, он выделяет среди них некоторых, поднимает на пьедестал и чтит больше всех, беспрекословно выполняя все, что скажет «учитель». Ему нужен такой чело­век, который объяснил бы ему его же собственные изменения и окружающий мир. Авторитетный взрослый появляется даже при хороших взаимоотношениях с родителями, так как для подростка важно, что он не видел, не знал его маленьким, они встретились только сейчас. Роли авторитетного взрослого и кумира совпадают крайне редко, так как носят разные функ­ции. Кумир - это идеал, часто недостижимый, к которому нужно стремиться, на которого переносятся нереализованные и недифференцированные сексуальные потребности, который выступает в качестве образца для подражания. Авторитетный взрослый выполняет объясняющую, энциклопедическую фун­кцию.

Многие подростки панически боятся одиночества. Для них очень важно общение, особенно со сверстниками, быть приня­тыми в группу сверстников. Идентификация себя со сверстни­ками является частью поиска идентичности и способом эман­сипации от родителей. Это период романтической любви, в ос­нове которой лежит не только сексуальное удовлетворение, но и переживание опыта близких, интимных отношений с дру­гим человеком, представителем противоположного пола. Очень часто в подростковых группах старшего возраста идет опробо­вание себя в разных ситуациях и областях деятельности. В этих группах подростки имеют возможность применить определен­ный «ролевой мораторий» для общества: долгое время не определяться в ролевом статусе для всего общества, а пробовать различные роли, по большей части криминального характера (хулиганство, шалости, воровство и т. д.).

Основной задачей объектных отношений становится окон­чательное отделение от родителей. Главными составляющими этого процесса являются отказ от родителей как от основных объектов любви и свержение их с пьедестала. Образы родите­лей как идеальных сформировались в раннем детстве. В то время мышление ребенка было эгоцентричным, и он рассмат­ривал родителей как замечательных только потому, что они занимали центральное место в его жизни. Подросток же, хотя и цепляется за детский образ любящих всемогущих родите­лей, все больше склонен рассматривать их как разочаровыва­ющих, неадекватных, непонимающих, неверных. Это приво­дит подростка к ощущению потери внутренней поддержки и сочетанию чувства опустошенности с голодом по взаимоотно­шениям.

Для удовлетворения потребности во взаимоотношениях, заполнения пустоты и поддержания самооценки на своем пути к психической независимости подросток обращается к сверст­никам. Группы сверстников обеспечивают поддержку его попыткам разрешить внутренние конфликты, связанные с при­вязанностью к детским объектам любви, - родителям, дру­гим взрослым. Это могут быть отношения с удаленными фантазийными фигурами: кинозвездами, спортсменами, фа­воритами шоу-бизнеса и др. Эти фигуры очень важны, так как с ними можно проигрывать сексуальные отношения. Если это отношения с реальными людьми, то чаще всего они носят характер обожания. В реальной жизни подростки начинают дружить с учителями, друзьями семьи. Когда подросток по­нимает, что новая обожаемая им фигура начинает над ним доминировать, то он может поменять объект привязанности. Взрослые часто этого не понимают и обижаются, но для под­ростка это необходимая часть взросления.

Еще одна подростковая черта - способность к абстрактно­му мышлению. Начинаются философские размышления, во­просы о смысле жизни. Это тоже один из признаков борьбы за то, чтобы стать самостоятельной, отдельной от родителей личностью. Родителям трудно «терять» своего ребенка, но и подросток буквально раздираем противоречием: с одной сто­роны - желанием остаться ребенком и желанием отделиться и повзрослеть - с другой. Поэтому периоды восстания сменя­ются периодами угнетенного состояния, связанными с ощу­щением потери родительской любви.

Особенно трудно родителям дается признание права под­ростка делать свой собственный выбор. Но ошибкой будет и предоставление полной свободы. Подростки одновременно стре­мятся к свободе и не отвергают полностью контроль. Ведь по-настоящему у старшего подростка еще нет способности к пол­ному контролю. Нельзя путать понятия: «понимание подрост­ка» и «вседозволенность». Ведь у подростков еще нет достаточных знаний и навыков, чтобы справиться со многими сложностями взрослой жизни. Надо давать пространство и постепенно расширять его, но важно удерживать и правила.

У нормального подростка всегда происходят личностные изменения. Взрослым кажется, что бывает идеальный подрос­ток: трудолюбивый, послушный, скромный, но такой подрос­ток не справляется с задачами обретения себя как личности. В будущем у него наверняка будут неразрешенные личност­ные проблемы и конфликты.

В большинстве случаев бунтарское конфликтное подрост­ковое поведение постепенно адаптируется к требованиям взрос­лых. О завершении процесса полного отделения от родителей свидетельствуют обретение молодым человеком более или ме­нее выраженного состояния эмоциональной стабильности, чув­ства ответственности за свою судьбу, а также переход из пози­ции «получать, быть вскармливаемым» к позиции «давать са­мому».

Жалобы взрослых о том, что в детстве родители были неадекватными и несочувствующими по отношению к ним, отражают не доведенную до конца попытку деидеализировать детские объекты любви и, следовательно, незавершенный про­цесс подросткового отделения. В случае если процесс индивидуации завершен (естественным образом или с помощью психотерапевтического вмешательства), человек обычно начинает принимать своих родителей как нормальных, вполне прием­лемых. Это обычно сопровождается также пониманием и со­чувствием к их недостаткам и трудностям.

Часто случается, что подавленные чувства и неразрешен­ные конфликты подросткового возраста составляют причину жизненных трудностей взрослого человека. Возвращение к рас­смотрению детско-подростковых конфликтов, повторное их пе­реживание в обстановке эмоциональной безопасности с соци­альным работником освобождает значительные внутренние ре­сурсы личности, которые теперь могут быть направлены на создание полноценной социальной и эмоциональной жизни.

Исключительно большое значение приобретает трансформа­ция всей системы коммуникаций подростков с социумом, во многом предопределяя их атакующий конфликтный характер.

Значительно более сложными и дифференцированными ста­новятся отношения старших школьников с учителями. Это составляет одну из причин школьной дезадаптации подрост­ков. Подобно родителям, учитель имеет в сознании ребенка ряд функций: замена родителей, власть, распоряжающаяся на­казаниями и поощрениями, авторитетный источник знаний в определенной области, старший товарищ и друг. Младший школьник еще не различает этих функций, воспринимая учи­теля в целом и оценивая по тем же критериям, что и родите­лей. С возрастом положение существенно меняется. Подрос­ток уже не видит в учителе воплощение отца и матери, начи­нает предъявлять с соответствующим ему максимализмом ряд требований. Так в образе «идеального учителя» на первый план выходят его индивидуальные качества: способность к понима­нию, эмоциональному отклику, сердечность. На втором месте стоят профессиональная компетентность, уровень знаний и ка­чество преподавания, на третьем - умение справедливо распо­ряжаться властью. Естественно, далеко не все учителя об­ладают гармоничной совокупностью этих качеств, отсюда вы­раженная дифференциация учителей и самих отношений с ними со стороны подростков на «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых». Возникают всевозможные конфликты, зачастую при­водящие подростков к упорному нежеланию посещать школу. С другой стороны, нередки случаи привязанности к любимо­му учителю в форме страстного увлечения и безоглядной пре­данности, но таких привязанностей не может быть много, у большинства подростков тесная эмоциональная связь суще­ствует с одним, реже двумя учителями.

В качестве одной из распространенных причин школьной дезадаптации подростков следует отметить довольно частое расхождение между учениками и учителями в оценке одних и тех же психологических ситуаций. Так, например, одно из проведенных социологических исследований ставило целью вы­яснить, существует ли между учителями и учащимися кон­такт. Разница между учительскими и ученическими ответами оказалась огромной: 73% учителей и 18% учеников утвержда­ли, что контакт есть; 6% учителей и 47% учеников отмечали частичный контакт; 3% учителей и 28% учеников- отсут­ствие контакта.

По-видимому, разрыв в оценках объясняется тем, что учи­теля и ученики по-разному понимают слово «контакт». Под словом «контакт» учителя имеют в виду нормальный психоло­гический климат, не мешающий совместной работе, тогда как подростки мечтают об эмоциональном тепле и психологической интимности, которые никогда не бывают массовыми. И если сознание учеников иллюзорно в свете максимализма, ибо предъявляемые ими требования не могут быть достигнуты, то сознание взрослых иллюзорно в другом отношении: они пере­оценивают степень своей близости к воспитуемым, а тем са­мым и меру своего влияния на них.

И все же главными препятствиями, мешающими взаимо­пониманию ученика и учителя, являются формализация роле­вых отношений, наивно-бюрократическая «школа» и «учебоцентризм», за которыми кроются низкий уровень подготовки педагогов, нежелание, а порой и страх увидеть в своих учени­ках личности. Следует помнить, что личностный подход - это не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, а последовательное, искреннее отношение к ученику как к от­ветственному и самостоятельному человеку. Уместно будет вспомнить древнее изречение Ксенофонта, который в «Воспо­минаниях о Сократе» сказал: «Никто не может ничему на­учиться у человека, который не нравится».

Потребность в общении со сверстниками, которых не мо­гут заменить родители, возникает у детей довольно рано, а с возрастом усиливается. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

Общение со сверстниками представляет очень важный спе­цифический канал информации, по которому старшие подрост­ки узнают многие необходимые вещи, не сообщаемые им взрос­лыми. Например, подавляющую часть информации по вопро­сам пола подросток получает от сверстников.

К тому же, общение подростков - специфический вид меж­личностных отношений. Групповая игра и другие виды совмест­ной деятельности вырабатывают необходимые предпосылки социального взаимодействия, умение подчиняться коллектив­ной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соот­носить личные интересы с общественными.

И, наконец, это специфический вид эмоционального кон­такта. Осознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости.

Психология общения в подростковом и юношеском возра­сте строится на основе противоречивого переплетения двух потребностей: обособления и потребности в принадлежности, включенности в какую-либо группу или общность.

Чувство одиночества, связанное с возрастными трудностя­ми становления личности, порождает у подростков неутоми­мую жажду общения и группирования со сверстниками, в об­ществе которых они находят то, в чем отказывают взрослые: эмоциональное тепло, спасение от скуки и признание соб­ственной значимости. Некоторые психологи склонны считать общение ведущей деятельностью подросткового и юношеского возраста. Напряженная потребность в общении превращается в непреодолимое стадное чувство: они не могут не только дня, но и часа пробыть вне своей компании. Особенно сильна такая потребность у мальчиков.

Говорить в общем о юношеском возрасте достаточно сложно, очень многое здесь зависит от того, что происходило в предыдущие этапы переходного периода, особенно в переживают события, эхом отражающиеся на всей остальной жизни.

Однако психология подростка 16-17 лет в большей степени базируется на более спокойных показателях, нежели в предыдущие возрастные периоды, но и на большей самостоятельности. Если не затрагивать патологии и сложные случаи, то типичная картина будет такой:

Физические особенности:
  • физически подростки развиты окончательно
  • именно поэтому они уделяют своему здоровью большое внимание
  • Эмоциональные особенности:
  • уже дружелюбно (а иногда и покровительственно) настроены ко всем членам своей семьи
  • абсолютно уверены в себе
  • к нуждам других могут отнестись внимательнее, чем к своим
Социальные:
  • стремятся к серьёзным отношениям как с противоположным полом (любовь), так и со своим (дружба)
  • свидания становятся частым явлением в их жизни
  • личностные отношения выходят на первый план, появляется преданность им, интимность таких отношений возрастает
  • обычно стремятся к самостоятельным заработкам, для чего находят почасовую работу
  • сопротивление представителям власти уменьшается
  • Интеллектуальные особенности:
  • стремятся принимать более серьёзные разумные решения
  • уже понимают, что любое решение, принятое сегодня, может повлиять на то, что будет завтра
  • рассматривают несколько вариантов исхода событий, т.е. подростки просчитывают линию своего поведения
  • конфликты между подростками и родителями в большей степени предпочитают решать через обсуждение появившейся проблемы
  • начинают задумываться о будущей профессии и о будущем в принципе
Духовные:
  • моральные и духовные ценности подвергают проверке и испытывают на прочность
  • способны к сильной приверженности определённой религии
  • к окружающим относятся с пониманием и дорожат их мнением о себе
  • юношей и девушек очень интересуют вопросы жизни после смерти
  • у них возникает множество вопросов по поводу личной духовной жизни, в этой области они полны сомнений
  • если подросткам прививаются духовные истины, то они способны их усваивать в этот период и применять в жизни.

Большинство родителей думают, что в этом возрасте смогут вздохнуть спокойно – практически позади, а психология подростка 16 17 лет более приятна для родительского восприятия. Но это зависит от очень многого:

  • смогли ли родители сохранить/выстроить доверительные отношения со своим ребёнком?
  • приняли ли то, что он стал взрослым, и его пора отпустить во взрослую самостоятельную жизнь?
  • насколько он готов к такой жизни?
  • осталось ли между родителями и детьми что-то недосказанное, недопонятое, может быть, какие-то обиды всё ещё живы в них?

Это время подведения итогов, плохие они или хорошие, могут сказать только сами родители и подростки, но в любом случае, самое важное, о чём, на мой взгляд, должны помнить и те, и другие, – это о том, что они самые дорогие и любимые люди, которые есть друг у друга. И так останется на всю их дальнейшую жизнь.

Пока моя дочка была маленькой, все было понятно: как себя вести, что ей покупать, о чем говорить... Но чем взрослее наши дети, тем сложнее находить с ними точки соприкосновения, общий язык.

Казалось, совсем недавно был выпускной из детского сада. На нем моя малышка в роскошном красном платье с аккуратно уложенными локонами выглядела настоящей принцессой. Потом - начальная школа и блестящие результаты в учебе , медали и грамоты, образцово-показательное поведение. Даже когда девочка превратилась в подростка, я не знала с ней проблем. Она по-прежнему прекрасно училась, много читала, побеждала в олимпиадах, стала больше общаться с ровесниками . На родительские собрания мне можно было не ходить: когда речь заходила о дочери, отзывы были исключительно положительными.

Время летит так быстро. К шестнадцати годам дочь превратилась в высокую стройную блондинку, на которую на улице оборачивались мужчины. Но кроме этого моя красавица могла похвастаться стойкостью характера и развитым интеллектом. Я твердо убеждена, что наши дети должны быть лучше нас. Но передо мной все чаще возникал вопрос: как правильно вести себя с этой сильной личностью, за которую я всё ещё в ответе?

Особенно трудно было, когда наши взгляды на что-то разнились. Пока мы были едины во мнении, мы были лучшими подругами. Но стоило мне выразить несогласие, как я натыкалась на холодный взгляд умных серых глаз и череду аргументов в доказательство ее, дочериной, правоты. Мои доводы быстро иссякали, и я терялась, не знала, как себя вести. Иногда эмоции мешали мне быть мудрой, и я срывалась на крик . Я понимала, что была права по сути, но не права по форме.

В голове царил полный бардак. Кто она, моя дочь: взрослый или ребенок?

Если бы я была сторонним наблюдателем, то посоветовала бы маме пойти на консультацию к психологу. Вместо этого я обратилась за советом к бабушке . В моей бабушке - мудрость всего рода и безграничное терпение. Она пережила Великую Отечественную войну, голод, смерть родных. Она воспитывала меня почти с самого рождения. Я очень привязана к ней и во всем доверяю. Когда я поделилась с ней своими волнениями по поводу дочери, она сразу все поняла. Бабушка уверила меня, что на путь ее надо наставлять как ребенка, но приучать к труду.

Будь терпелива, не кричи, разговаривай с дочкой, не отдаляй от себя. Иначе уйдет, закроется, и не найдешь к ней подхода,

Говорила мне бабушка.

Вспомнила я и то, как моя мама общалась со мной в возрасте 15-17 лет. Мы были подругами, но мама многое решала за меня. Она умела убеждать, находила нужные слова, быстро принимала решения. Я уступала ей в силу мягкости своего характера. Помню то чувство неудовлетворения, когда мои внутренние убеждения подменялись чужими, пусть и родными, мамиными. Эти воспоминания заставляют переживать еще больше: как найти тот рубеж, где сохраняются личные границы повзрослевшей дочери и в то же время остается здравый смысл поступков, линии поведения.

Скоро дочери исполнится семнадцать. Уже сейчас она целая уникальная вселенная. Перевоспитывать в этом возрасте человека уже поздно. И все же до восемнадцати лет мы, родители, ответственны за наших детей. Наши родительские страхи вполне обоснованы. Молодежь в этом возрасте вспыльчива, склонна к самым крайним проявлениям эмоций. Такое поведение может привести к необдуманным поступкам.

Так что же делать? Думаю, стоит больше доверять ребенку.

Все предыдущие годы его стиль жизни определяли родители, он перенимал наши привычки, традиции и манеру общения. Пришло время позволить ему раскрыться самому. Я пресекаю в себе желание контролировать все поступки дочери, ведь я не смогу прожить за нее жизнь и уберечь от всех ошибок. Часто это очень сложно, кажется, что в той или иной ситуации решение очевидно. Очевидно мне, но не моей самостоятельной дочери.

Теперь моя помощь заключается в том, чтобы разговаривать и обсуждать, внушать уверенность в себе. Некоторые проблемы семнадцатилетний просто не может решить самостоятельно. Например, ученики 10-11 классов еще не имеют собственного дохода. В этом возрасте лишь немногие находят возможность заработать. Как поступать с финансированием юного члена семьи - решайте на семейном совете, но с повзрослевшим ребенком можно и нужно обсуждать расходы семьи, обосновывать, какие суммы карманных денег он может получить от родителей.

С другой стороны, необходимо дать юноше или девушке почувствовать ответственность за свои поступки и свою жизнь. На своем примере показывать, что в доме есть общепринятые правила для всех членов семьи, независимо от возраста.

Фото: семейный архив Яны Мальцевой

В 17 лет подростки максимально отделяются от своих родителей. Много внимания уделяется размышлению о будущем, образовании, карьере. Некоторые в этом возрасте даже создают собственные семьи.

В этом возрасте резко повышается уровень половых гормонов, в связи с чем происходит перестройка организма. Не для кого не секрет, что гормональный фон очень влияет на эмоциональное состояние человека. Именно поэтому психология подростка в 17 лет характеризуется перепадами настроения, немотивированной агрессией, грубостью, несдержанностью, импульсивностью и неусидчивостью. С другой стороны все может обернуться тем, что ребенок замкнется в себе.

Подростковые комплексы

Психология подростка 17 лет отличается появлением большого количества комплексов. Проявляются они следующим образом:

  • непереносимость критики в отношении себя, особенно связанной с внешностью;
  • крайности суждения в отношении других людей;
  • показная независимость и противопоставление себя общепринятым нормам;
  • полярность психики, которая выражается в одновременном проявлении, например, нежности и черствости.

Не столь важно какой именно подростковый комплекс одолел вашего ребенка, ведь комплексы есть у всех. Важно сделать все возможное, чтобы помочь ребенку с ним справиться. Психология подростка 17 лет определяет следующие методы.

  1. Научите ребенка прежде всего обращать внимание и ценить внутренний мир окружающих людей. Таким образом он примет, что и его внешность не так важна, как внутреннее наполнение.
  2. Ненавязчиво акцентируйте внимание ребенка на том, что все творения природы прекрасны и пропорциональны.
  3. Так же совсем нелишним будет показать ребенку, что даже у признанных красавцев есть не привлекательные черты лица, но это совершенно им не мешает.

Для родителей важно понимать, что нужно только помогать советами своему ребенку, а ни в коем случае не принимать за него решение. Иначе вы рискуете испортить сложившиеся с ребенком отношения.

    формируется самосознание – представление о себе самом, самооценивание своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств

    происходит соотношение себя с идеалом, появляется возможность самовоспитания

    возрастает волевая регуляция

    возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала, сформировалось абстрактно-логическое мышление

    появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах

    формируется собственное мировоззрение – как целостная система взглядов, знаний, убеждений, своей жизненной философии

    увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений

    стремление к самоутверждению своей независимости, оригинальности

    пренебрежение к советам старших

    критиканство, проявление недоверия

    сухой рационализм, практицизм

    стремление к самоуправлению, заново осмыслить все окружающее, происходит жизненное определение человека, приобретение определенной степени психологической зрелости

    стремление приобрести профессию – основной мотив познавательной деятельности

    отсутствие подлинной самостоятельности, подверженность влиянию сверстников, повышенная внушаемость и конформизм по отношению к сверстникам

    завершено половое созревание. формируется отношение к зарождающимся сексуальным желаниям

    возникает первое чувство любви, дружбы

    происходит существенная перестройка эмоциональной сферы

    недостаточное осознание последствий своих поступков

Психологическое новообразование: умение составлять жизненные планы, искать средства их реализации сердца железными рукавицами". Ибо любовь должна навсегда, на всю жизнь остаться для человека самым светлым, интимнейшим, неприкосновенным. Любовь мужчины и женщины бывает, по крайней мере, двух типов: 1) любовь как чувство предпочтения одного человека всем другим, даже, может быть, более красивым, умным и т. п. – но вам необходим именно данный один человек, вы желаете постоянно иметь возле себя объект любви, боитесь его потерять. Это любовь эгоистическая, человек заботится главным образом о себе, выступает лишь в качестве потребителя удовольствия; 2) любовь альтруистическая, когда преобладает желание не столько получать удовольствие от объекта любви, сколько все дать ему, даже в ущерб себе. В некоторых языках слово "любить" имеет только этот второй смысл (например, украинское "кохаю"). Формирование отношения к любви, своих ожиданий и установок (на эгоистический либо альтруистический тип любви), выбор спутника жизни – важнейшие проявления юношеского самосознания.

§ 5.3. Поздняя юность (от 17 до 23) Кризис 17 лет

В детстве границы возрастных периодов определенны. Когда детство остается в прошлом, все психические функ­ции в основном сформированы и началась стабилизация личности, рамки отдельных возрастов становятся все бо­лее условными. Но кризис 17 лет возникает точно на рубе­же привычной школьной и новой взрослой жизни.

В последние годы, как уже отмечалось, все больше под­ростков покидают школьные стены после 9-го класса. При нежелании учиться и низкой успеваемости не все стремят­ся потом пойти в технические колледжи (бывшие ПТУ); кто-то не проходит туда по конкурсу. Значительная часть из них идет работать, в лучшем случае посещая вечернюю школу. Если подросток выбрал для себя этот путь, пере­ходный период (15 лет) превращается в ярко выраженный кризис, и кризис 17 лет, таким образом, смещается, на­ступает раньше.

Кризис 15 лет характерен в основном для тех, кто имеет сильную гедонистическую установку (не обязательно на­правленность личности в целом), и отчасти для подрост­ков с эгоистической направленностью.

Большинство 17-летних школьников ориентируются на продолжение образования, немногие – на поиски работы (последние не решились на это раньше, после 9-го класса). По нашим экспериментальным данным, выпускники шко­лы, собирающиеся поступить в вузы, ценят свой соци­альный статус, даже если учатся средне, и считают себя выше многих сверстников. Особенно это касается учеников тех школ, в которых производится большой отсев: напри­мер, из трех девятых классов составляют один десятый. Высшее образование им нужно для того, чтобы получить профессию, позволяющую «достойно жить», «много зара­батывать», «обеспечивать себя и семью». Кто-то надеется на блестящую карьеру («Моя мечта – Белый дом»). Их мнение существенно отличается от мнения ушедших из школы 15-летних подростков («Высшее образование денег не дает. Интеллигенция живет хуже остальных»). Ценность образования – большое благо, но в то же время достиже­ние поставленной цели сложно, и в конце 11-го класса эмоциональное напряжение может резко возрасти.

Выпускники школы, связывающие свои ближайшие жизненные планы с вузом, иногда делят себя на две кате­гории: первые надеются на помощь родителей, скорее все­го платный вуз, и не теряют душевного равновесия; вто­рые рассчитывают на свои силы. Именно те, кто собирает­ся пробиваться в жизни сам, больше всего трудятся, осва­ивая школьную программу и дополнительный материал, посещая различные подготовительные курсы. Они должны выдержать конкурс в государственный вуз и наиболее под­вержены связанным с поступлением стрессам. Часть из них – юноши и девушки с духовно-нравственной направ­ленностью личности, готовые бороться за свое призвание, часть – с эгоистической направленностью, порой силь­ной престижной мотивацией, побуждающей поступить во что бы то ни стало в определенный вуз или в любой вуз – лишь бы поступить, не остаться «за бортом».

Для тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет, харак­терны различные страхи. Ответственность перед собой и своими родными за выбор, реальные достижения в это время – уже большой груз. К этому прибавляется страх перед новой жизнью, перед возможностью ошибки, перед неудачей при поступлении в вуз, у юношей – перед арми­ей. Высокая тревожность и на этом фоне выраженный страх могут привести к возникновению невротических реакций, таких как повышение температуры перед выпускными или вступительными экзаменами, головные боли и т.п. Может начаться обострение гастрита, нейродермита или другого хронического заболевания.

Индивидуальные различия в переживании кризиса 17 лет велики. Но даже если выпускник мало тревожен и все скла­дывается для него удачно, резкая смена образа жизни, вклю­чение в новые виды деятельности, общение с новыми людь­ми вызывают значительную напряженность. Новая жизнен­ная ситуация требует адаптации к ней. Помогают адапти­роваться в основном два фактора: поддержка семьи и уве­ренность в себе, чувство компетентности.