الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

 ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО  ЖЕНСКАЯ ДЕТИ  МОЗАИКА  ВИДЕО  ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

Ученые Ислама

Имам аль-Куртуби - выдающийся толкователь Корана

Куртуби Мухаммад (1214—1273 гг.) известный испанский мыслитель, муфассир (толкователь Корана) и мухаддис. Полное имя с куньей Абу Абдулла Мухаммад ибн Ахмад ибн Абу Бакр ибн Фарх аль-Куртуби. Родился в Кордове в крестьянской семье. С ранних лет проявил интерес к различным наукам, изучал арабский язык и поэзию, а затем выучил Коран. После смерти своего отца в 627/1230 году, он учился мусульманскому праву (фикху), кораническим наукам, в том числе тафсиру, хадисам, риторике у известных ученых Раби ибн Абд ар-Рахмана ибн Ахмада и Ибн Абу Худжи. После взятия Кордовы и других городов мусульманской Испании христианами, аль-Куртуби переехал в египетскую Александрию и учился там, у известных ученых - Абу Мухаммада Абд аль-Ваххаба ибн Раваджа, Ибн аль-Джуммейзи, Абу аль-Аббаса Ахмада ибн Омара аль-Куртуби.

После завершения своего обучения он, на протяжении почти всей своей оставшейся жизни, написал большое количество книг по различным аспектам мусульманского вероучения. Одной из его наиболее известных книг является «Ат-Тазкира фи Ахвал аль-Мавта ва Умур аль-Ахира». В этой книге повествуется о проблемах смерти, состояний человека после смерти, а также о Суде, Рае и Аде. Другой известной его книгой является «Ат-Тазкар фи Афдал аль-Азкар». В этой работе, состоящей из 40 глав, повествуется о достоинствах Корана. Еще одной крупной работой аль-Куртуби является его толкование Корана «Аль-Джами ли Ахками аль-Куран ва аль-Мубаййин Лима Тадамманаху мин ас-Сунна ва Айи’ль-Фуркан».?

Тафсир аль-Куртуби относится к наиболее авторитетным толкованиям Корана, наряду с такими трудами как: Тафсир Ибн Аббаса, Тафсир ат-Табари (838 - 923 гг.), Тафсир Ибн Касира (1301-1373 гг.) и т.д.?

Имам аль-Куртуби проявлял особую щепетильность в отношении Священного Корана – Слова Всевышнего Аллаха.?

Он призывал соблюдать адабы в отношении Священного Корана, отмечая, что тот, кто держит или читает Коран, должен знать о его ценности и уважении, которое обязательно нужно к нему проявить. Приведем некоторые из них:?

1. Прикасаться к Корану в состоянии малого омовения и читать его в состоянии малого омовения.?

2. Перед чтением почистить зубы сиваком, удалить частички пищи из пространства между зубами и прополоскать рот, поскольку это путь, по которому проходит Коран.?

3. Сидеть прямо, ни на что не опираясь.?

4. Одеваться для чтения так, как ты оделся бы, чтобы посетить правителя, поскольку читающий общается с Аллахом.?

5. Повернуться лицом к Кибле.?

6. Полоскать рот после того, как сплюнули. Шу’ба передает от Абу Хамзы, что Ибн Аббас, читая Коран, сплевывал перед собой, полоскал рот и только затем приступал к чтению. Когда бы он ни сплевывал, он полоскал рот.?

7. Если зеваешь, прекратить чтение, потому что зевота – от шайтана, а ты обращаешься к Аллаху.?

8. Перед чтением произнести: «Аузу билляхи минашшайтанир-раджим», – и сказать: «Бисмилля» (вне зависимости от того, читаешь ты суру с начала или нет).?

9. Начав чтение, не прерывать его для разговоров, кроме крайней необходимости.?

10. Читать Коран в одиночестве – так, чтобы тебе не помешали и к тебе не обратились бы, чтобы не перемешать слова Аллаха с земными словами при ответе. После мирского разговора нужно заново произнести «исти’азу» (Аузу билляхи минашшайтанир-раджим).?

11. Читать Коран внимательно и не спеша, чётко произнося каждую букву, поскольку произнесение каждой буквы засчитывается как десять добрых дел.?

12. Вдумываться в смысл того, что читаешь.?

13. Прочитав аят о милости Аллаха, остановиться и попросить у Аллаха о милости.?

14. Прочитав аят о наказании Аллаха, остановиться и попросить Аллаха избавить от наказания.?

15. Останавливаться после рассказов о людях и народах прошлого, чтобы поразмышлять и вынести для себя урок.?

16. Окончив чтение, засвидетельствовать, что слова Всевышнего – это Истина и Пророк Мухаммад (САС) донёс её до нас, и сказать: «О Аллах, Ты говоришь Истину, и Твои посланники донесли её, и мы этому свидетели. О Аллах, сделай нас свидетелями истины и сделай так, чтобы мы поступали справедливо», – после чего обратиться к Аллаху с дуа.?

17. Не читать отдельные аяты из суры по своему выбору, а читать всю суру.?

18. Не брать аяты из разных сур и смешивать их. Передается, что Посланник Аллаха (САС), проходя мимо Биляла (РА) , услышал, как тот цитировал разные аяты из разных сур и повелел ему читать суру целиком.?

19. Не следует цитировать аяты Корана с целью показаться умным и образованным. Это противно Аллаху.?

20. Положив Коран, не оставлять его открытым.?

21. Не класть на Коран другие книги. Коран должен быть всегда выше других книг.?

22. При чтении класть Коран на колени или на что-то перед собой (не класть его на пол).?

23. Если Коран написан на доске, не смывать его губкой, смоченной слюной, а смывать водой.?

24. Воду, которой смываешь текст Корана с доски, не ставить туда, где есть наджаса, не ставить на проходе и не смывать в канализацию. Существуют отдельные адабы по отношению к этой воде. Передают, что саляфы использовали воду, которой смывали текст Корана с доски, для лечения болезней.?

25. Не использовать листы, на которых написаны аяты, в качестве обложек для книг.?

26. Не проводить ни одного дня, не посмотрев хотя бы раз на страницы Корана.?

27. Позволять глазам достаточно долго смотреть на Коран, поскольку глаза – это путь к душе. Есть преграда между памятью и душой, и, когда ты читаешь Коран по памяти, только уши могут услышать и донести до души, а когда ты читаешь, смотря в Книгу, то участвуют и глаза, и уши, получая вознаграждение.?

28. Не цитировать аяты из Корана в связи с будничными событиями (например, аяты, в которых упоминается еда, – при подаче еды на стол и т.д.).?

29. Не петь текст Корана подобно тому, как христиане поют свои тексты.?

30. Когда пишешь аяты, писать их ясно и красиво.?

31. Не читать Коран вслух, когда кто-то другой уже его читает.?

32. Не класть Коран под голову и не опираться на него.?

33. Не кидать Коран, передавая его другому.?

34. Не печатать Коран под одной обложкой с другими текстами, не украшать его сверх меры и не писать его на золоте или золотыми буквами. Ибн Аббас, увидев Коран, украшенный серебром, сказал: «Ты искушаешь вора. Красота Корана – в его содержании».?

35. Если ты прочитал весь Коран, надо начать читать его заново, прочитав хотя бы «Фатиху».?

36. После того, как вы закончили читать Коран, следует собрать свою семью. Анбари передает от Катада, что, когда Анас ибн Малик заканчивал читать Коран, он собирал свою семью и делал дуа. Также сообщается, что муджахид Абда ибн Аби Лубаба и многие другие, закончив читать Коран, собирали людей, поскольку милость Аллаха снисходит после окончания Корана. Передается от Ибн Таимии: «Если кто-то заканчивает читать Коран в начале дня, ангелы благословляют весь его день до самого вечера; если кто-то заканчивает читать Коран вечером (в начале ночи), то ангелы благословляют его до самого утра. Поэтому Коран следует заканчивать либо утром, либо вечером (в начале ночи)».?

Также имам аль-Куртуби отмечал, что в Коране есть исцеление от всех болезней.

Всевышний говорит: «Мы ниспосылаем в Коране то, что является исцелением и милостью для верующих, а беззаконникам это не прибавляет ничего, кроме убытка» (17:82).?

Аль-Куртуби, разъясняя смысл этого аята сказал: «Ученые в понимании слова «исцеление» разделились и есть насчет этого два мнения:?

- Первое заключается в том, что под этим словом подразумевается исцеление сердец искоренением в них невежества и сомнений. А также избавление от завесы (причина которой – болезни души) для понимания знамений, указывающих на [существование] Всевышнего Аллаха.?

- Второе мнение – что в этом аяте имеется в виду лечение телесных недугов чтением определенных сур и дуа для защиты от них.?

Великий муфассир подчеркивал, что мусульманин должен обладать высокими морально-нравственными качествами.?

В Священном Коране сказано: «[Полные ярости односельчане забили его до смерти. Бренное тело погибло, душа оставила его, и послышались] слова: «Войди в Рай. [В вечности твоей обителью станет Рай, а сейчас, пребывая в ожидании в загробном миру, ты уже можешь испытывать райское спокойствие и наслаждение]». Он [находясь уже по ту сторону жизни] воскликнул: «Как хотелось бы, чтобы народ мой узнал о том, за что Господь простил меня и сделал одним из одаренных Его щедростью» (36:26, 27).?

Стоило ему расстаться с мирской жизнью, как он убедился в истинности великого вознаграждения, которое ожидало его за единобожие и искреннее служение Господу. Тогда он вспомнил о том, как призывал свой народ при жизни, и захотел обратиться к своим соплеменникам после смерти. Поэтому он воскликнул: «Если бы мои соплеменники знали, что Аллах простил мне все прегрешения, избавил меня от наказания и почтил меня удивительным вознаграждением, то они бы отреклись от своего многобожия».

Имам аль-Куртуби в комментарии к этим словам сказал: «Аят обращает внимание на следующие очень важные качества: необходимость (1) прощать нанесенные нам обиды, (2) проявлять кротость (мягкость, доброту; благоразумие) к тем, кто невежественен, (3) испытывать чувство жалости и сострадания, когда оказываешься в кругу (в толпе) зараженных вредными привычками и аморальными поступками, пребываешь среди недобрых людей, (4) не откладывая на потом, приступать к нейтрализации плохого, (5) быть любезным и вежливым, делая что-то во спасение другого. Занять себя упомянутым, сосредоточиться на этом, а не злорадствовать, не радоваться чужому несчастью и не проклинать. Разве вы не видите, как упомянутый в аяте человек искренне желает блага и добра тем, кто жестоко убил его, кто страстно желал ему лишь зла и несчастья! Кстати, убийцы ведь его были безбожниками, язычниками».?

Как сообщалось выше после отвоевания мусульманской Испании христианами (Реконкиста) имам аль-Куртуби переехал в Александрию. Из Александрии он переселился в Каир, а затем жил в селении Мунйати Бану Хасиб севернее Асьюта, где и умер в 671/1273 году. Мусульманские историки пишут о Мухаммаде аль-Куртуби как о богобоязненном и ученом человеке, который вел скромный, почти аскетический образ жизни.

Да смилуется Аллах над великим имамом и простит ему грехи.

Материал подготовил

Расул РАХАЕВ


 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"