Каким путем создается специфический иммунитет? Критический возраст: когда иммунитет ребёнка слабее всего К какому возрасту полностью формируется иммунитет

Заговоры

Иммунитет - важнейшее свойство организма человека. Иммунная защита сложна и многоступенчата, она начинает функционировать еще во внутриутробном периоде, совершенствуется и развивается непрерывно в течение всей жизни, защищает организм от проникновения чужеродных ему субстанций.

Выделяют два основных типа иммунитета: наследственный (видовой) и приобретенный (индивидуальный). Видовой иммунитет делает человека невосприимчивым по отношению ко многим заболеваниям животных (например, чуме собак) и наследуется последующими поколениями. Индивидуальный иммунитет вырабатывается на протяжении жизни каждого человека и по наследству не передается.

Также различают активный и пассивный иммунитет. Активный иммунитет вырабатывается самим организмом после перенесенного инфекционного заболевания или введения вакцины (прививки), которая содержит ослабленных или убитых возбудителей инфекции. Пассивный иммунитет появляется после введения в организм уже готовых антител, которые содержатся в сыворотках (а также передача антител от матери к ребенку во время беременности через плаценту). Активный иммунитет формируется с течением времени, сохраняется долго, пассивный появляется сразу, но скоро исчезает. Соответственно активный иммунитет (вакцины) используется для профилактики, а пассивный (сыворотки) - для лечения инфекционных заболеваний.

Иммунный ответ

Любое вещество, чья структура отличается от структуры тканей человека способно вызвать иммунный ответ. Он бывает не специфический и специфический. Не специфический иммунный ответ - это первый этап борьбы с инфекцией. Такой механизм запускается сразу же после попадания микроба в организм, практически одинаков для всех типов микробов и подразумевает первичное разрушение микроба и формирование очага воспаления. Воспалительная реакция это универсальный защитный процесс, который направлен на предотвращение распространения микроба. Не специфический иммунитет определяет общую сопротивляемость организма.

Специфический иммунный ответ -- это вторая фаза защитной реакции: организм распознает микроба и вырабатывает против него специальную защиту. Специфический иммунный ответ в свою очередь тоже бывает двух типов: клеточный и гуморальный. Организм может нейтрализовать чужеродную субстанцию (антиген), вырабатывая активные клетки, захватывающие и переваривающие антиген. Это клеточный иммунитет. Основными элементами иммунной системы организма являются особые белые клетки крови - лимфоциты. Если же антиген уничтожается с помощью специальных химически активных молекул -- антител, то речь идет о гуморальном иммунитете (от лат. «humor » - жидкость). Роль антител выполняют белки (иммуноглобулины) крови.

Особенности иммунитета новорожденных

Иммунитет у ребенка начинает формироваться еще в утробе матери. В этот период основная роль отводится наследственности, то есть особенностям иммунной системы у родителей. К тому же большое значение имеет благополучное протекание беременности, образ жизни будущей мамы (характер ее питания, соблюдение рекомендаций врача).

Синтез собственных антител у плода начинается примерно на 10-12 неделе беременности. Однако, плод способен выработать лишь ограниченное количество иммуноглобулинов. Основу же иммунитета у новорожденных составляют антитела матери. Процесс перехода антител от матери к плоду происходит в основном в конце беременности, поэтому недоношенные дети оказываются недостаточно защищенными от инфекций по сравнению с малышами, родившимися в срок.

Состояние иммунной системы ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от того, как младенца кормят. Роль грудного молока, защитные свойства которого хорошо известны, особенно велика. Доказано, что дети, вскармливаемые грудью, реже болеют инфекционными заболеваниями, так как в грудном молоке содержится много материнских антител и специальных клеток, способных поглощать микробы. Правда, полученные таким путем антитела, действуют только в кишечнике. Они хорошо защищают ребенка от кишечных инфекций. Кроме того, белки материнского молока лишены аллергенных свойств, поэтому грудное вскармливание является профилактикой аллергических болезней.

Интересно, что иммунная система новорожденного находится в состоянии физиологического угнетения. Это природная защитная реакция организма, смысл которой в предупреждении развития бурных иммунных реакций, которые могли бы развиться при контакте только что родившегося младенца с огромным количеством микроорганизмов в окружающем мире. Первые 28 дней жизни считаются первым критическим периодом в формировании иммунной системы. В это время малыш особенно восприимчив к вирусным инфекциям и воздействию микробов. Кроме того, еще одной особенностью иммунитета детей первых месяцев жизни является неспособность ограничивать инфекцию: любой инфекционный процесс может быстро распространиться на весь организм ребенка, (это называется генерализацией инфекции). Именно поэтому нужно, например, очень тщательно ухаживать за заживающей пупочной ранкой.

Второй критический период - 3-6 месяцев жизни. Происходит постепенно разрушение материнских антител в организме ребенка. Но в ответ на проникновение инфекции в организме малыша развивается первичный иммунный ответ. Он характеризуется тем, что не оставляет иммунологической памяти. При следующей встрече с этим же микроорганизмом ребенок будет болеть, как в первый раз. В этот период дети подвержены воздействию разного рода вирусов, вызывающих ОРВИ, отмечается высокая заболеваемость кишечными инфекциями, воспалительными заболеваниями органов дыхания. Также, тяжело и нетипично протекают детские инфекции, если ребенок не получил материнские антитела (мама сама не болела, не была привита, не кормила грудью). В этот же время возможно появление пищевой аллергии.

Третий критический период - 2-3 года жизни ребенка. Происходит расширение контактов с окружающим миром. При этом основным в работе иммунной системы остается первичный иммунный ответ. Система местного иммунитета остается неразвитой, дети особенно склонны к повторным вирусным инфекциям и воспалительным заболеваниям органов дыхания.

Четвертый критический период - 6-7 лет. Уровни иммуноглобулинов соответствуют параметрам у взрослых, однако местный иммунитет слизистых оболочек остается несовершенным. В 6-7 лет формируются многие хронические заболевания, нарастает частота аллергических заболеваний.

Пятый критический период - подростковый возраст (12-13 лет у девочек и 14-15 лет у мальчиков). Период бурного роста и гормональной перестройки сочетается с уменьшением лимфоидных органов, играющих большую роль в системе иммунной защиты. После периода спада отмечается новый подъем частоты хронических заболеваний. Тяжесть атопических болезней (бронхиальной астмы и др.) у многих детей ослабевает.

Знание механизмов становления иммунитета и критических периодов в развитии иммунной системы ребенка крайне существенно не только для врачей, но и для мам. Это важно для сохранения здоровья наших детей и профилактики развития у них различных заболеваний. А, как известно, профилактика всегда эффективнее лечения.

Да потому, что так задумано природой. Если объяснять на пальцах, иммунитет – это наша защита от инфекций.

В систему обороны от чуждых нам микробов и бактерий входят костный мозг, вилочковая железа, селезенка, лимфатические узлы, лимфоидные бляшки кишечника... Все они связаны между собой сетью кровеносных и лимфатических сосудов. Вирусы и бактерии являются чужеродными для нас агентами – антигенами. Как только антигены попадают в организм, иммунная система вырабатывает антитела, которые вступают в борьбу с антигенами и их обезвреживают. При хорошем иммунитете организм успешно защищается и человек или вообще не заболевает, или быстро справляется с болезнью. При сниженном – организм отбивается от инфекции вяло, болезнь берет верх и человек болеет долго.

Почему дети болеют?

Но, как объяснила врач-педиатр, доктор медицинских наук Марина Дегтярева , иммунная система ребенка созревает постепенно, она не готова сразу работать так, как работает система взрослого человека. Новорожденные, например, очень слабо вырабатывают некоторые антитела. Их защищают материнские, которые поступили к ним когда-то через плаценту, но это наследство постепенно расходуется. Если мама кормит младенца грудью, с молоком он получает еще какую-то часть антител-иммуноглобулинов класса А, которые защищают от инфекций кишечник. Иммуноглобулины класса G дети начинают вырабатывать в полной мере только к двум годам. А целиком иммунная система созревает годам к пяти.

А до этого, в годы, мало защищенные от болезней незрелым иммунитетом, детям приходится пережить два трудных момента: бурный физиологический рост и... поступление в детский сад.

В год-два ребенок стремительно тянется в высоту, набирает вес, у него идет созревание внутренних органов и систем, обмен веществ проходит очень напряженно, и в это же время режутся зубы – огромная нагрузка на еще не сложившийся иммунитет. Оградить малыша от вирусных инфекций в это время практически невозможно.

В три года большинство малышей поступает в детский сад. Из дома, где у ребенка был контакт только с двумя-тремя взрослыми и, значит, с ограниченным набором микрофлоры, малыш попадает в коллектив, куда каждый ребенок приносит вирусы и бактерии своей семьи. Круг возбудителей болезней резко расширяется и ребенок начинает часто болеть.

Возникает вопрос: может, для здоровья ребенка было бы лучше, если бы он пошел в детский сад не в 3 года, а в 5 лет, когда его иммунная система уже созрела?

Да, пожалуй. Но совсем не ходить в детский сад – тоже не лучший вариант. Тогда ребенок встречается с большим количеством возбудителей только в школе и первые два класса не вылезает из болезней. Уж пусть отболеет свое в детском саду. А отболеть какое-то количество раз он должен, чтобы выработать в своем организме защиту от наиболее распространенных возбудителей инфекций!

Что подрывает иммунитет

Состояние иммунитета – величина не постоянная. Иммунитет у двух детей одного возраста может быть разным: у одного лучше, у другого – хуже. И даже у одного и того же ребенка в разные периоды иммунитет может то снижаться, то повышаться. Отчего такие колебания зависят?

● Иногда сниженный иммунитет может достаться ребенку по наследству. У определенного процента детей и взрослых есть врожденные формы иммунодефицита. Организм таких людей вырабатывает мало иммуноглобулинов класса А, того самого, который обычно в большом количестве находится на слизистых оболочках носа и рта, в секрете верхних дыхательных путей, в кишечном тракте. Иммуноглобулин А – первый заслон для инфекции, проникающей в наш организм из окружающей среды. Иммунологи до сих пор спорят, лечить эту недостаточность иммуноглобулина А или не лечить? Дети с такой недостаточностью часто болеют ОРВИ и, вырастая, продолжают часто болеть. Ваш это случай или нет, может показать подробный анализ иммунного статуса.

● Наши дети сейчас очень загружены, они в постоянном напряжении, а это мощный стресс. Перегрузки можно снизить, если строго соблюдать режим. Это принципиальный момент. Взрослые режим часто недооценивают. Позволяют ребенку поздно ложиться, смотреть часами телевизор. Стрессы, недосыпание подрывают иммунную систему на корню.

● Никто никогда не подсчитывал, как часто болеют любимые и как часто – нелюбимые дети. Но многие педиатры уверены, что ребенок, которого любят просто за то, что он есть, – болеет реже.

● То, что дети больших городов болеют чаще сельских, ни для кого не секрет. Переселиться всем горожанам в деревню – нереально. Но увозить детей из города на лето, на выходные – вполне доступно. А в будни больше гулять в любую погоду.

● Поддержать иммунитет можно правильным питанием. Ребенок должен получать полноценный белок для построения иммуноглобулинов. Он должен есть мясо и рыбу. Особенно полезны крольчатина и телятина – они содержат формы железа, наиболее подходящие для синтеза гемоглобина. Нерафинированные растительные масла дадут организму необходимые для клеток иммунной системы полиненасыщенные жирные кислоты. Дети должны получать витамины из фруктов, овощей, свежевыжатых соков. Витамины улучшают обменные процессы в клетках иммунной системы.

Тревожный месяц

При снижении иммунитета человека валит болезнь, а после болезни иммунитет снижается еще больше. Получается заколдованный круг, который непонятно, как разорвать.

После болезни иммунитету надо помочь восстановиться. У детей это происходит в среднем за 1 месяц.

В течение месяца после болезни ребенок должен:

● много спать, желательно и днем;

● есть не реже четырех раз в сутки;

● пить витаминные препараты;

● много гулять;

● но поменьше общаться с другими людьми, чтобы не вступать в контакт с их бактериями и вирусами. Значит, не ходить в театры, музеи, гости, не принимать гостей у себя.

Именно в это время полезно попить иммуномодуляторы, на которые так уповают многие родители.

Но будьте осторожны. Во-первых, не все то, что можно взрослым, полезно детям. Препараты, которые вы собираетесь купить, должны быть не просто разрешены Фармкомитетом РФ, но и разрешены к применению в педиатрии.

Во-вторых, лучше, конечно, сначала сделать анализ крови – проверить иммунный статус ребенка, а уже потом врач выберет для него иммуномодулятор прицельно.

Кстати

Есть ли какие-то «нормы болезни»? В каком случае можно сказать, что ребенок болеет часто?

Оказывается, «нормы» есть. Если дети от 2 до 6 лет болеют ОРВИ не более 5–6 раз в год – это нормально. Для младших школьников норма – 4 раза в год. Но если у вас ребенок не вылезает из простуд, болеет раз 10 в год – то ему надо проверить иммунный статус.

В жизни детей есть критические периоды, которые с точки зрения высокой науки еще не совсем понятны иммунологам, но тем не менее известны всем врачам-практикам. Два раза у детей меняется клеточный состав крови: на 4–5-е сутки после рождения и на 4–5-м году жизни. При второй смене доля лимфоцитов в крови становится меньше, а доля нейтрофилов – клеток, которые быстро реагируют на бактериальные возбудители, – возрастает. Дети приобретают формулу крови взрослых. Только после пяти лет дети начинают реагировать на вирусы и бактерии так же, как взрослые.

Это способность человеческого организма противостоять атакам бактерий и вирусов. Внутренние системы запускают выработку антител в момент воздействия на организм опасных внешних и внутренних раздражителей. Как формируется детский иммунитет и что делать, чтобы ребенок не болел часто, расскажем в нашей статье.

Виды иммунитета у детей

Ученые различают 2 вида иммунитета:

  • Врожденный. Это генетическая память. Передается по наследству от родителей.
  • Приобретенный. Формируется практическим путем в момент столкновения с болезнями на протяжение всей жизни и в процессе вакцинирования.

Этапы формирования детского иммунитета

Ошибочно считать, что груднички рождаются совершенно беззащитными перед опасными бактериями из внешнего мира. В первые 28 суток после появления на свет малыши находятся под мощной защитой маминого иммунитета, который передается внутри утробы. Он оберегает ребенка от вирусов и бактерий, с которыми новорожденный еще не встречался. Грудное вскармливание поддерживает уровень антител. На втором- третьем месяце жизни количество материнских антител сокращается, ребеночек сам защищает себя от болезней.

Далее иммунитет ребенка формируется так:

  • С 3 до 6 месяцев. Количество маминых антител снижается, формируется активный иммунитет. Грудничок подвержен вирусным и инфекционным заболеваниям, кишечным расстройствам. Это опасный период, когда малышей нужно особенно беречь от , и .
  • С 2 до . Малыши активно контактируют с другими детьми, окружающим миром. Так новые микроорганизмы попадают в кровь и на слизистую ребенка. В этот период дети чаще болеют , , ОРЗ.
  • С 6 до . Дошкольники уже накопили достаточно опыта борьбы с вирусами и бактериями, но есть риск развития хронических недугов, аллергий.
  • С 12 до 14 лет. Пубертатный возраст ослабляет организм из-за гормональных перестроек. Процесс взросления ослабляет работу лимфоидных органов. Обязательно нужно удалить , если показания к процедуре.

Дети со слабым иммунитетом болеют чаще и переносят недуги гораздо тяжелее. Чтобы этого не произошло, позаботьтесь о формировании крепкого защитного барьера заранее.

Видео как укрепить детский иммунитет

Признаки слабого иммунитета у ребенка

Понять, что у ребенка слабыми защитные свойства просто. Малыши с низким иммунитетом болеют каждые 1-2 месяца, переносят любые недуги тяжело и с осложнениями, многие патологии переходят в хроническую форму после 3 лет.

В группу риска по слабому иммунитету однозначно можно отнести детей со следующими признаками:

  • Недоношенность;
  • Родовые травмы;
  • Сложная беременность;
  • Многоплодная беременность;
  • Наследственные болезни;
  • Избыточный или недостаточный вес;
  • Патологии ЖКТ;
  • Диатезы, дерматиты;

Сниженный иммунитет чаще наблюдается у детей, проживающих в городах с плохой экологией, в неблагополучных семьях, переживших сильные стрессы.

Как избавиться от частых болезней у ребенка?

Начинать формировать устойчивый иммунитет у новорожденного нужно еще в период беременности. Мамам важно соблюдать диету, бросить вредные привычки, уменьшить количество стрессов, принимать витаминные комплексы.

После рождения малыша займитесь организацией его жизни и питания:

  • Следите за рационом кормящей мамы и ребенка в период введения прикорма. Насыщайте рацион женщины и ребеночка , минералами. Без такой подпитки иммунитет не сможет работать в полную силу.
  • Соблюдайте режим дня. Полноценный , приемы пищи по расписанию - это не признак спартанского воспитания, а рациональный подход к формированию крепкого здоровья с рождения.
  • Уделяйте время . В любом проявлении. Это может быть ежедневная зарядка или профессиональные тренировки.
  • Ежедневные прогулки. Начинайте гулять с 3-5 дня после рождения малыша. Проводите на улице как можно больше времени. Комнатное воспитание снижает иммунитет ребенка до самых крайних уровней.
  • . Это не только обливание, но и приучение к ходьбе по голой земле в летний период, забота о том, чтобы малыш не был закутан на прогулках, сон в прохладной комнате.
  • Психологическая стабильность. Наладьте дружескую атмосферу дома, избегайте стрессов. Наладьте режим дня, не меняйте его резко.
  • Прием витаминов. Не обязательно давать малышу синтетические витамины, достаточно кормить ребеночка фруктами и овощами в большом количестве.
  • Грудное вскармливание до 1 года. Сосущие грудь малыши болеют реже, чем искусственники.
  • Лечите болезни вовремя. Обращайтесь к доктору при первых признаках простуд и инфекций, не занимайтесь самолечением.
  • Вакцинация. Важный этап формирования детского иммунитета избавит детей и родителей от многих недугов.

Что вредит детскому иммунитету?

Иногда дети рождаются с сильным иммунитетом, но мамы и бабушки снижают его искусственно укутываниями, нежеланием соблюдать режим дня, ограничением в прогулках зимой. Папы вредят детям табаком - пассивное курение вызывает хронические бронхиты у новорожденных, аллергии.

Так же опасны для иммунитета приемы модуляторов защитных сил без назначений врачом, тугое пеленание, стерильные условия жизни. Фанатичная слежка за чистотой и искусственное вырабатывание иммунитета с помощью лекарств не дает возможность антителам вырабатываться самостоятельно.

Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.

ЧТО ТАКОЕ ИММУНИТЕТ?

Иммунитет - это защита нашего организма

Иммунная система защищает наш организм от любого генетически чужеродного вторжения: микробов, вирусов, простейших, от образующихся внутри организма продуктов распада (при инфекционно-воспалительных процессах) или клеток собственного организма, изменившихся в результате мутаций, болезней. Если иммунитет хороший и иммунная система вовремя замечает вторжение извне или поломки внутри и адекватно на них реагирует, человек здоров.

Как иммунитет защищает нас от инфекций?

Устойчивость к инфекциям обусловлена целым рядом защитных механизмов.

Любые патогены или любые отдельные их структуры, добравшиеся до слизистых кишечника, носоглотки, легких или попавшие внутрь организма «вылавливаются» фагоцитами.

В иммунологии чужеродные агенты принято называть антигенами. Когда иммунная система обнаруживает их, сразу включаются защитные механизмы, и против «чужака» начинается борьба.

Причем для уничтожения каждого конкретного антигена организм вырабатывает специфические клетки, их называют антитела. Они подходят к антигенам, как ключ к замку. Антитела связываются с антигеном и ликвидируют его - так организм борется с заболеванием.

Врожденный иммунитет

Фагоциты (от греч. phagein, «поедать» и «-cyte», клетка), стоящие на страже всего чужеродного, поглощают этого агента, переваривают и удаляют. Этот процесс называется фагоцитоз.

Так «запускается» первая линия защиты — врожденный иммунитет. Он и его клетки берет на себя большую часть «атак» микробного мира.

Во время сбоев в работе иммунной системы, наблюдается «повторяемость» инфекций, причиной этого чаще всего является «слабость» первой линии защиты, связанной с процессом фагоцитоза.

В норме молекулы клеточной стенки бактерий или минимальные фрагменты образуются у нас в желудочно-кишечном тракте при переваривании их фагоцитами, и они держат в естественном «тонусе» врожденный иммунитет, когда количество клеток первой обороны — фагоцитов, вполне достаточно, то они в полной мере готовы дать «отпор» новым бактериям или справиться с «пришедшими» ранее.

Если «выведение» возбудителя не произошло, наступает очередь более тонко и долго настраиваемой второй линии защиты — приобретенного иммунитета. Когда в процессе болезни в организме образуются антитела и клетки памяти, которые помогут в будущем распознать возбудителя данного заболевания и справиться с ним быстрее и эффективнее.

Укрепление иммунной системы при хронических инфекциях основывается на повышении функциональности врождённого иммунитета, начиная с фагоцитоза и далее, активизируя все звенья естественного иммунного ответа.

Иммунитет, накапливаемый в течение всей жизни после перенесённых болезней или прививок, - называется приобретённым .

Но в защите от инфекций ведущую роль играет иммунитет врожденный, который руководит запуском приобретенного и его последующей работой.

Как работает иммунная система?

Начинает создаваться система иммунитета ещё в утробе матери. Некоторое время после рождения ребёнок находится под защитой материнского иммунитета, полученного от матери через плаценту. Когда малыш родился, наступает наиболее ответственный этап формирования иммунитета. Самая главная защита ребенка после рождения и поддержка его иммунитета - это молозиво.

КАПЛЯ МОЛОЗИВА НА ВЕС ЗОЛОТА!

Только появившись на свет, ребенок начинает получать максимально возможную материнскую защиту посредством вскармливания молозивом. Этот этап является чрезвычайно важным с точки зрения формирования у ребенка иммунитета. Молозиво необходимо для того, чтобы создать базу для иммунитета новорожденного. Молозиво содержит больше антител и кровяных телец, чем зрелое грудное молоко. Именно молозиво дает новорожденному первую защиту от большинства вирусов и бактерий, с которыми ему предстоит столкнуться. Уровень защитных факторов молозива настолько высок, что его рассматривают не только как продукт питания, а как целительное средство. Это первая «прививка», тонизирующая иммунную систему малыша.

Иммунные факторы молозива играют немаловажную роль в подготовке пищеварительной системы ребенка к процессу питания. В 1989г. в молозиве был обнаружен трансфер фактор. Он производится клетками иммунной системы в ответ на появление в организме какого либо чужеродного агента и передает информацию о чужаке иммунным клеткам. В результате иммунные клетки обучаются распознавать врага и уничтожать его.

Затем начинает формироваться приобретённый иммунитет. Происходит это в процессе каждого контакта с каким-либо возбудителем болезни, будь-то микроб, аллерген, бактерия или др.

И на каждый вирус и микроб ответ будет свой, иммунная система запомнит его и при повторном контакте встретит его во всеоружии и отразит.

Иммунная система способна распознать множество «чужаков». Среди них вирусы, бактерии, ядовитые вещества растительного или животного происхождения, простейшие, грибы, аллергены. К их числу она относит и превратившиеся в раковые и потому ставшие «врагами» клетки собственного организма. Главная её цель - обеспечить защиту от всех этих «чужаков» и сохранить целостность внутренней среды организма, обеспечив его нормальную работу.

Распознавание «врагов» происходит на генном уровне. Каждая клетка несет свою, присущую только данному человеку генетическую информацию. Иммунная система анализирует эту генетическую информацию, обнаруживая проникновение в организм чужеродных агентов или изменения своих клеток. Если информация совпадает, значит агент - свой, если не совпадает- чужой.

Видео из архива «Центрнаучфильм» 1987 г.

Несмотря на то, что фильм создан почти 30 лет назад, он не потерял своей актуальности.

Он рассказывает о принципах работы иммунной системы, которые и по сей день остались прежними.

Иммунитет - это где? (органы иммунной системы)

Иммунная система играет крайне важную роль в жизнедеятельности человека. Она представляет собой комплекс органов и клеток, направленный на выполнение иммунологической функции, т.е. на защиту организма от генетически чужеродных веществ, поступающих извне или образующихся в самом организме.

К органам иммунной системы относятся костный мозг , в котором лимфоидная ткань тесно связана с кроветворной тканью, тимус (вилочковая железа), миндалины , селезенка , лимфоидные узлы в стенках полых внутренних органов пищеварительной, дыхательной систем и мочеполового аппарата.

Костный мозг и тимус являются центральными органами иммунной системы, поскольку в них из стволовых клеток костного мозга образуются лимфоциты.

Тимус отвечает за выработку Т-лимфоцитов и гормонов тимозин, тималин и тимопоэтин. Немножко биологии: Т-лимфоциты являются регуляторами воспалений, иммунных реакций, это центральное звено всей защитной системы организма человека. Тимозин - гормон вилочковой железы, который отвечает за созревания этих самых Т-лимфоцитов. Тималин гормон вилочковой железы, который отвечает за поддержание работы всей железы в целом. Тимопоэтин - это гормон, вырабатываемый тимусом, принимающий участие в распознавании Т-лимфоцитов.

Тимус (Вилочковая железа) - небольшой орган, массой около 35-37 грамм. Рост органа продолжается до начала полового созревания. Затем наступает процесс инволюции и к 75 годам вес тимуса составляет всего 6 грамм.

При нарушении функции тимуса, происходит уменьшение количества Т-лимфоцитов в крови, что является причиной снижения иммунитета.

Многочисленные лимфатические узлы лежат на путях следования лимфы от органов и тканей в венозную систему. Чужеродные вещества в виде частиц погибших клеток вместе с тканевой жидкостью попадают в ток лимфы, задерживаются и обезвреживаются в лимфатических узлах.

С возрастом в результате неблагоприятных воздействий, иммунитет перестает справляться с функцией контроля и своевременного уничтожения патологических клеток. В результате в организме накапливаются изменения, которые выражаются в процессе старения, формировании различных хронических заболеваний.

Особенно сильно иммунитет страдает от воздействия стрессов, плохой экологической обстановки, нерационального питания и использования токсичных лекарственных препаратов.

Причины снижения иммунитета

Факторы снижающие эффективность работы иммунной системы:

  • Экология, загрязнение окружающей среды;
  • Нерациональное питание, голодание, соблюдение строгих диет;
  • Дефицит витаминов и микроэлементов;
  • Длительный стресс;
  • Чрезмерная, изматывающая физическая нагрузка;
  • Перенесённые травмы, ожоги, операции;
  • Вредные привычки - курение, алкоголь, кофеин;
  • Бесконтрольное употребление лекарств;
  • Нерегулярный режим сна и отдыха.

Признаки неполноценного иммунитета

Признаки неполадок в иммунной системе:

  • Быстрая утомляемость, слабость, вялость, разбитость. Плохой ночной сон, чувство усталости уже с утра;
  • Частые простудные заболевания, более 3-4 раз в году;
  • Наличие фурункулеза, герпеса, гнойного воспаления потовых желез;
  • Частые стоматиты и др. воспалительные заболевания полости рта;
  • Частые обострения гайморита, бронхита (протекающие более 2 недель) и пр.
  • Длительная повышенная субфебрильная (37-38 градусов) температура;
  • Расстройство работы желудочно - кишечного тракта, колиты, дисбактериозы и пр.;
  • Упорные, плохо поддающиеся лечению инфекции урогенитального тракта (хламидиоз, уреаплазмоз, микоплазмоз и пр.).
  • Имеющееся у вас заболевание доктор назвал «хроническим» или «рецидивирующим»;
  • У вас появились аллергические, аутоиммунные или онкологические заболевания.

Что губит наш иммунитет?

Но увы, неправильный образ жизни, вредные привычки, переедание, гиподинамия, уже к 20-30 годам доводят человека до катастрофического состояния здоровья. И слава богу, если человек вспомнит о своем здоровье и медицине пораньше.

Почти каждый человек рано или поздно становится пациентом какого-либо врача и клиники. И, к великому сожалению, большинство пациентов практически не участвуют в собственном лечении и выздоровлении, а как бы идут «на убой», принимая всякого рода таблетки. Интересно, что слово «пациент» в переводе с латыни обозначает «покорно терпящий, страдающий». В противоположность общепринятой медицине философия здорового образа жизни предусматривает, что человек активный участник лечения и выздоровления, а не просто «терпящий». В китайской медицине принято приступать к «лечению», прежде чем человек почувствует недомогание. Человек по сути сам лучше всех знает, что происходит с его организмом, знает, с чего все началось, поэтому в состоянии проанализировать и изменить образ жизни, чтобы выздороветь. Какой бы не была совершенной медицина, она не сможет избавить каждого от всех болезней.

Е сли Вы заподозрили у себя снижение иммунитета, позаботьтесь о том, чтобы влияние факторов, способных снизить эффективность работы Вашего иммунитета, было минимальным. Не дайте развиться иммунодефицитным состояниям!

Как укрепить иммунитет?

Что в Ваших руках? Займитесь укреплением здоровья в целом. Иммунитет укрепляют:

  • Хорошее питание. Организм должен в достаточных количествах получать те или иные витамины (А, С и прочие) и питательные вещества;
  • Здоровый сон;
  • Движение. Все виды физических упражнений: при разумной нагрузке - бег, плавание, гимнастика, занятия на тренажерах, пешие прогулки, закаливающие процедуры - самым благотворным образом сказываются на работе иммунной системы;
  • Отказ от курения и алкоголя;
  • Бережное отношение к своей психике и психике людей. Постоянное нахождение в состоянии стресса ведет к крайне негативным последствиям. Старайтесь избегать стрессовых ситуаций или относиться к ним более спокойно;
  • Гигиена.

Соблюдайте гигиену

Соблюдение правил гигиены во много раз снижает вероятность попадания в Ваш организм инфекции.

Обычными путями для попадания в организм возбудителей инфекций (при несоблюдении гигиенических норм и правил) являются такие органы, как:

  • рот;
  • нос;
  • кожа;
  • желудок.

В настоящее время в области иммунологии создано много достойных и очень полезных разработок. К таким разработкам можно отнести иммуномодуляторы, в частности, трансфер факторы, которые действуют комплексно на всю иммунную систему человека. Являющийся иммуномодулятором, разработанным самой природой, Трансфер фактор не имеет каких-либо ограничений по возрасту. Трансфер фактор, кроме всего сказанного, не даёт побочных действий, он показан к применению даже новорожденным малышам и беременным женщинам.

Будьте здоровы и берегите себя!

Анатомо-физиологические особенности, резервные возможности.

Развитие иммунной системы организма продолжается на протяжении всего периода детства. В процессе роста ребенка и развития его иммунной системы выделяют “критические” периоды, которые являются периодами максимального риска развития неадекватных или парадоксальных реакций иммунной системы при встрече иммунной системы ребенка с антигеном.

Первый критический период - это период новорожденности (до 29 дней жизни). В этот период постнатальной адаптации становление иммунной системы только начинается. Организм ребенка защищен почти исключительно материнскими антителами, полученными через плаценту и с грудным молоком. Чувствительность новорожденного ребенка к бактериальным и вирусным инфекциям в этот период очень высока.

Второй критический период (4 - 6 мес.жизни) характеризуется утратой пассивного иммунитета, полученного от матери, в связи с катаболизмом в организме ребенка материнских антител. Способность к формированию собственного активного иммунитета у ребенка развивается постепенно и в этот период ограничивается преимущественным синтезом иммуноглобулинов M - антител без формирования иммунологической памяти. Недостаточность местной защиты слизистых связана с более поздним накоплением секреторного иммуноглобулина A. В связи с этим чувствительность ребенка ко многим воздушно-капельным и кишечным инфекциям в этот период очень высока.

Третий критический период (2-й год жизни), когда значительно расширяются контакты ребенка с внешним миром и с возбудителями инфекций. Иммунный ответ ребенка на инфекционные антигены остается неполноценным: преобладает синтез иммуноглобулинов M, а синтез иммуноглобулинов G страдает недостаточностью продукции одного из наиболее важных для антибактериальной защиты субкласса G2. Местная защита слизистых все еще остается несовершенной из-за низкого уровня секреторного IgA. Чувствительность ребенка к респираторным и кишечным инфекциям все еще высока.

Пятый критический период - подростковый возраст (у девочек с 12 - 13 лет, у мальчиков с 14 - 15 лет), когда пубертатный скачок роста сочетается с уменьшением массы лимфоидных органов, а начавшаяся секреция половых гормонов (в том числе, андрогенов) служит причиной угнетения клеточных механизмов иммунитета. В этом возрасте резко возрастают внешние, часто неблагоприятные, воздействия на иммунную систему. Дети этого возраста характеризуются высокой чувствительностью к вирусным инфекциям.

В каждом из этих периодов для ребенка характерны анатомо-физиологические и регуляторные особенности иммунной системы.

При рождении в крови ребенка преобладают нейтрофилы, часто со сдвигом лейкоцитарной формулы влево до миелоцитов. К концу первой недели жизни происходит выравнивание количества нейтрофилов и лимфоцитов - так называемый “первый перекрест” - с последующим нарастанием количества лимфоцитов, которые в последующие 4 - 5 лет жизни остаются преобладающими клетками среди лейкоцитов крови ребенка. “Второй перекрест” происходит у ребенка в возрасте 6 - 7 лет, когда уменьшается абсолютное и относительное количество лимфоцитов и лейкоцитарная формула приобретает вид, характерный для взрослых.

Гранулоциты новорожденных отличаются пониженной функциональной активностью, недостаточной бактерицидностью. Функциональная недостаточность нейтрофилов новорожденных детей в какой-то степени компенсируется большим количеством этих клеток в крови. К тому же гранулоциты новорожденных и детей первого года жизни отличаются от гранулоцитов взрослых более высоким уровнем рецепторов для IgG, необходимых для опосредованного специфическими антителами очищения организма от бактерий.

Абсолютное количество моноцитов крови у новорожденных выше, чем у детей более старшего возраста, но они отличаются низкой бактерицидной активностью и недостаточной миграционной способностъю. Защитная роль фагоцитоза у новорожденных детей лимитируется недоразвитием системы комплемента, которая необходима для усиления фагоцитоза. Моноциты новорожденных отличаются от моноцтов взрослых более высокой чувствительностью к активирующему действию гамма-интерферона, чем компенсируется их исходная низкая функциональная активность, т.к. гамма-интерферон активирует все защитные функции моноцитов. способствуя их дифференцировке в макрофаги.

Содержание лизоцима в сыворотке новорожденного превосходит уровень материнской крови уже при рождении, уровень этот нарастает в течение первых дней жизни, а к 7 - 8-ому дню жизни несколько снижается и достигает уровня взрослых людей. Лизоцим является одним из факторов, обеспечивающих бактерицидность крови новорожденных. В слезной жидкости новорожденных содержание лизоцима ниже, чем у взрослых, с чем связана повышенная частота конъюнктивитов у новорожденных..

В пуповинной крови при рождении ребенка общий уровень гемолитической активности комплемента, содержание компонентов комплемента С3 и С4, фактора В составляют около 50% от уровня материнской крови. Наряду с этим уровень компонентов мембранатакующего комплекса С8 и С9 в крови новорожденных едва достигает 10% уровня взрослых. Низкое содержание фактора В и компонента С3 в крови новорожденных является причиной недостаточной вспомогательной активности сыворотки крови при взаимодействии с фагоцитирующими клетками. С этим связаны выше описанные дефекты фагоцитарной активности гранулоцитов и моноцитов новорожденного. Примерно к 3-му месяцу постнатальной жизни содержание основных компонентов комплемента достигает уровней, характерных для взрослого организма. В условиях неспособности к выработке эффективного специфического иммунитета у детей раннего возраста основная нагрузка в процессах очищения организма от возбудителей падает на альтернативный путь активации системы комплемента. Однако у новорожденных система активации комплемента по альтернативному ослаблена из-за дефицита фактора В и пропердина. Только ко второму году жизни окончательно созревает продукция компонентов системы комплемента.

В крови новорожденных содержание естественных киллеров значитель ниже, чем у взрослых. Естественные киллеры детской крови отличаются сниженной цитотоксичностью. О снижении секреторной активности естественных киллеров новорожденного косвенно свидетельствует ослабленный синтез гамма-интерферона.

Как видно из выше сказанного, у новорожденных детей резко ослаблены все основные механизмы неспецифической защиты организма от патогенных бактерий и вирусов, чем объясняется высокая чувствительность новорожденных и детей первого года жизни к бактериальным и вирусным инфекциям.

После рождения иммунная система ребенка получает сильнейший стимул быстрого развития в виде потока чужеродных (микробных) антигенов, поступающих в организм ребенка через кожу, слизистые дыхательных путей, желудочно-кишечного тракта, активно заселяемые микрофлорой в первые часы после рождения. Быстрое развитие иммунной системы проявляется увеличением массы лимфатических узлов, которые заселяются Т- и В-лимфоцитами. После рождения ребенка абсолютное количество лимфоцитов в крови резко повышается уже на 1-й неделе жизни (первый перекрест в формуле белой крови). Физиологический возрастной лимфоцитоз сохраняется на протяжении 5 - 6 лет жизни и может рассматриваться как компенсаторный.

Относительное количество Т-лимфоцитов у новорожденных понижено по сравнению со взрослыми, но в связи с возрастным лимфоцитозом абсолютное количество Т-лимфоцитов в крови новорожденных даже выше, чем у взрослых. Функциональная активность Т-лимфоцитов новорожденных имеет свои особенности: высокая пролиферативная активность клеток сочетается с пониженной способностью Т-лимфоцитов реагировать пролиферацией на контакт с антигенами. Особенностью Т-лимфоцитов новорожденных является присутствие в их крови около 25% клеток, несущих признаки ранних стадий внутритимической дифференцировки Т-клеток. Это свидетельствует о выходе в кровоток недозрелых тимоцитов. Лимфоциты новорожденного обладают повышенной чувствительностью к действию интерлейкина-4, чем предопределено преобладание у них дифференцировки Th2.

У новорожденного тимус полностью сформировани в течение первого года жизни достигает максимальных размеров (Рис.3-6). Напряженное функционирование тимуса, в котором проходят созревание все Т-лимфоциты, сохраняется в течение первых 2 - 3 лет жизни. В эти годы в тимусе идет постоянная пролиферация тимоцитов - предшественников Т-лимфоцитов: из общего количества 210 8 тимоцитов 20-25% (т.е. 510 7 клеток) заново образуются ежедневно при их делении. Но только 2-5% (т.е. 110 6)из них в виде зрелых Т-лимфоцитов ежедневно поступают в кровь и расселяются в лимфоидных органах.. Это значит, что 5010 6 (т.е. 95-98%) тимоцитов ежедневно погибают в тимусе, а выживают лишь 2-5% клеток. Из тимуса в кровоток и в лимфоидные органы поступают только такие Т-лимфоциты, которые несут рецепторы, способные распознавать чужеродные антигены в комплексе с собственными антигенами гистосовместимости. Такие зрелые Т-лимфоциты отвечают на распознавание антигена пролиферацией, дифференцировкой и активацией защитных функций в ходе специфического иммунного ответа. Быстрое нарастание массы тимуса в первые 3 месяца жизни продолжается более медленными темпами вплоть до 6 - летнего возраста, после чего масса тимуса начинает снижаться. С двухлетнего возраста начинает снижаться и продукция Т-лимфоцитов. Процесс возрастной инволюции тимуса ускоряется в пубертатном периоде. В течение первой половины жизни истинно тимическая ткань постепенно замещается жировой и соединительной тканью (Рис.3-6). Из этого следует, что свою основную функцию формирования пула Т-лимфоцитов тимус успевает осуществить в первые годы жизни.

В первые годы жизни на фоне максимальной напряженности процессов созревания Т-лимфоцитов в тимусе происходят, в основном, первичные контакты организма с антигенами патогенных микроорганизмов, что ведет к формированию клонов долгоживущих Т-клеток иммунологической памяти. В течение первых трех лет жизни проводится плановая вакцинация детей против всех наиболее опасных и частых инфекционных заболеваний: туберкулеза, поломиелита, дифтерии, столбняка, коклюша, кори. В этом возрасте иммунная система организма отвечает на вакцинацию (убитыми или ослабленными возбудителями, их антигенами, их обезвреженными токсинами) выработкой активного иммунитета, т.е. формированием клонов долгоживущих Т-клеток памяти.

Существенным дефектом Т-лимфоцитов новорожденных является пониженное количество на них рецепторов для цитокинов: интерлейкинов 2, 4, 6, 7, туморнекротизирующего фактора-альфа, гамма-интерферона. Особенностью Т-лимфоцитов новорожденных является слабый синтез интерлейкина-2, цитотоксических факторов и гамма-интерферона. У новорожденных снижена активность мобилизации Т-лимфоцитов из кровяного русла. Этим объясняются ослабленные или отрицательные результаты Т-зависимых кожно-аллергических проб (например, туберкулиновой пробы) у детей раннего возраста. В отличие от этого, быстрое нарастание уровней провоспалительных цитокинов (туморнекротизирующего фактора альфа, интерлейкина-1) в крови новорожденных при развитии сепсиса свидетельствует, о раннем созревании механизмов продукции и секреции провоспалительных цитокинов.

Абсолютный и относительный лимфоцитоз в крови детей вплоть до препубертатного периода отражает процесс накопления клонов лимфоцитов, имеющих специфические рецепторы для распознавания разных чужеродных антигенов. Этот процесс завершается, в основном, к 5 - 7 годам, что проявляется изменением формулы крови: лимфоциты перестают доминировать и начинают преобладать нейтрофилы (Рис.3-7).

Лимфоидные органы ребенка раннего возраста отвечают на любую инфекцию, на любой воспалительный процесс выраженной и стойкой гиперплазией (лимфоаденопатией). При рождении ребенка он имеет мукозно-ассоциированные лимфоидные ткани (МАЛТ), потенциально способные реагировать на антигенные стьимулы. Для детей первых лет жизни характерен ответ на инфекции гиперплазией МАЛТ, например МАЛТ гортани, с чем связывают повышенную частоту и опасность быстрого развития отека в области гортани у детей при инфекциях и аллергических реакциях. МАЛТ желудочно-кишечного тракта, у детей первых лет жизни остается незрелой, с чем связан высокий риск кишечных инфекций. Низкая эффективность иммунного ответа на инфекционные антигены, поступающих через слизистые, у детей первых лет жизни связана также с запаздывающим созреванием популяции дендритных клеток - главных антиген-презентирующих клеток МАЛТ. Постнатальное развитие МАЛТ у детей зависит от системы вскармливания, вакцинации, перенесения инфекций.

По количеству В-лимфоцитов в крови новорожденных и их способности к пролиферативному ответу на антигены не было выявлено существенных отличий от В-лимфоцитов взрослых. Однако их функциональная неполноценность проявляется в том, что они дают начало антителопродуцентам, синтезирующим только иммуноглобулин M и не дифференцируются в клетки памяти. С этим связаны особенности синтеза антител в организме новорожденных - в их кровяном русле накапливаются только иммуноглобулины класса M, а иммуноглобулин G в крови новорожденного имеет материнское происхождение. Содержание иммуноглобулина G в крови новорожденного не отличается от уровня этого иммуноглобулина в крови матери (около 12 г/л), все cубклассы иммуноглобулина G проходят через плаценту. В течение первых 2 - 3 -х недель жизни ребенка уровень материнских иммуноглобулинов G резко снижается в результате их катаболизма. На фоне очень слабого собственного синтеза иммуноглобулина G ребенка это ведет к снижению концентрации иммуноглобулина G между 2-м и 6-м месяцами жизни. В этот период резко снижена антибактериальная защита организиа ребенка, т.к. IgG являются главными защитными антителами. Способность к синтезу собственных иммуноглобулинов G начинает проявляться после 2-месячного возраста, но лишь к препубертатному периоду уровень иммуноглобулинов G достигает уровня взрослых людей (Рис.3-8).

Ни иммуноглобулин M, ни иммуноглобулин A не обладают способностью к трансплацентарному переходу из организма матери в организм ребенка. Синтезированный в организме ребенка иммуноглобулин M присутствует в сыворотке новорожденного в очень небольшом количестве (0,01 г/л). Повышенный уровень этого иммуноглобулина (свыше 0,02 г/л) свидетельствует о внутриутробной инфекции или внутриутробной антигенной стимуляции иммунной системы плода. Уровень иммуноглобулина M у ребенка достигает уровня взрослых к 6 годам. На первом году жизни на различные антигенные воздействия иммунная система ребенка отвечает продукцией только иммуноглобулина M. Способность к переключению синтеза иммуноглобулинов с Ig M на Ig G иммунная система приобретает по мере созревания, в результате чего в предпубертатном периоде в крови устанавливается баланс разныхъ классов иммуноглобулинов, характерный для взрослых и обеспечивающий антибактериальную защиту и кровяного русла, и тканей организма.

Иммуноглобулин A в крови новорожденных либо отсутствует, либо присутствует в незначительном количестве (0,01 г/л), и лишь в значительно более старшем возрасте достигает уровня взрослых (после 10 - 12 лет). Секреторные иммуноглобулины класса А и секреторный компонент отсутствуют у новорожденных, а появляются в секретах после 3-го месяца жизни. Характерные для взрослых уровни секреторного иммуноглобулина A в секретах слизистых достигаются к возрасту 2 - 4 года. До этого возраста местная защита слизистых, зависящая, в основном, от уровня секреторного IgA, у детей остается резко ослабленной. При грудном вскармливании недостаточность местного иммунитета слизистых частично компенсируется поступлением секреторного иммуноглобулина A с молоком матери.

Несмотря на раннее начало формирования элементов иммунной системы в онтогенезе(на 40-ой день беременности) к моменту рождения ребенка его иммунная система остается незрелой и неспособной обеспечить полноценную защиту организма от инфекций. У новорожденного слабо защищены слизистые респираторного и желудочно-кишечного трактов - входные ворота большей части инфекций. Недостаточность защиты слизистых, связанная с поздним началом синтеза иммуноглобулина А и продукции секреторного IgA, на протяжении всего детского возраста остается одной из причин повышенной чувствительности детей к респираторным и кишечным инфекциям. Ослабленная противоинфекционная защита организма ребенка усугубляется в периоды снижения уровня защитного IgG в кровяном русле (между вторым и шестым месяцами жизни). В то же время, в первые годы жизни ребенка происходит первичный контакт с большинством чужеродных антигенов, что ведет к созреванию органов и клеток иммунной системы, к накоплению потенциала Т- и В-лимфоцитов, способных в дальнейшем отреагировать защитным иммунным ответом на попадание в организм патогенных микроорганизмов. Все четыре критических периода детства - период новорожденности, период утраты материнских защитных антител (3 - 6 мес), период резкого расширения контаков ребенка с внешним миром (2-й год жизни) и период второго перекреста в содержании форменных элементов крови (4 - 6 лет) являются периодами высокого риска развития инфекций в детском организме. Неполноценность и клеточного, и гуморального иммунитета делает возможным развитие хронических рецидивирующих инфекций, пищевой аллергии, различных атопических реакций и даже аутоиммунных заболеваний. Индивидуальные особенности развития и созревания иммунной системы в период детства определяют иммунный статус взрослого человека. Именно в детстве, в период расцвета функций тимуса формируется специфический противомикробный иммунитет и соответствующая иммунологическая память, которой должно хватить на всю последующую жизнь.

Резервные возможности защиты организма новорожденного связаны с грудным вскармливанием. С молоком матери в организм ребенка попадают готовые антибактериальные и антивирусные антитела - секреторные IgA и IgG. Секреторные антитела поступают непосредственно на слизистые желудочно-кишечного и респираторного трактов и защищают эти слизистые ребенка от инфекций. Благодаря наличию специальных рецепторов на слизистой желудочно-кишечного тракта новорожденного, иммуноглобулины G проникают из желудочно-кишечного тракта ребенка в его кровяное русло, где пополняют запас материнских IgG, ранее поступивших через плаценту. Резервные возможности защиты организма ребенка связаны с повышенным количеством циркулирующих в организме лейкоцитов, чем частично компенсируется их функциональная неполноценность.

Факторы риска.

Выше описанные признаки незрелости иммунной системы ребенка первых лет жизни свидетельствуют о несовершенстве противоинфекционной защиты. Поэтому инфекции представляют собой важнейший фатор риска для иммунной системы детей. Группу повышенного риска развития инфекций среди новорожденных составляют недоношенные, а среди них - маловесные дети, страдающие наиболее выраженными и стойкими иммунологическими дефектами. У детей первых лет жизни выявлена неспособность к полноценному иммунному ответу на полисахаридные антигены, широко распространенные у патогенных бактерий (Streptococcus pneumonie, Klebsiella pneumonie). Недостаточность местного иммунитета слизистых у детей приводит к возможности проникновения через эти входные ворота микрорганизмов - возбудителей респираторных и кишечных инфекций. Слабость клеточных механизмов защиты делает детей особенно чувствительными к вирусным и грибковым инфекциям, защита от которых требует участия функционально полноценных Т-лимфоцитов. Именно в связи с дефектностью клеточных механизмов защиты на протяжении всего периода детства сохраняется высокая степень риска заболевания туберкулезом в связи с широкой циркуляцией возбудителя туберкулеза. Чувствительность ко многим инфекциям резко возрастает у детей после 6 месяцев жизни, с момента утраты пассивного иммунитета - антител, полученных от матери. Риск развития инфекций в детском возрасте на фоне недоразвитой иммунной системы связан не только с опасностью для жизни ребенка, но и с опасностью отдаленных последствий. Так, многие неврологические заболевания взрослых людей этиологически связаны с перенесенными в детстве инфекциями: корью, ветряной оспой и др., возбудители которых не удаляются из организма в связи с низкой эффективностью клеточного иммунитета у детей, длительно сохраняются в организме, становясь у взрослых пусковыми моментами развития аутоиммунных заболеваний, таких как рассеянный склероз, системная красная волчанка.

Таблица 3-3.

Факторы риска, влияющие на иммунную систему детей,

ФАКТОРЫ РИСКА

МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ

Инфекции

Специфическая вакцинация. Грудное вскармливание

Недостаточность питания

Грудное вскармливание. Конструирование детских пищевых смесей. Сбаллансированные детские диеты.

Приобретение повышенной чувствительности к антигенам окружающей среды, аллергизация

Предупреждение пренатальных контактов с аллергенами. Рациональное детское питание.Комплексы витаминов и микроэлементов. Грудное вскармливание

Экологическое неблагополучие

Рациональное детское питание. Комплексы витаминов и микроэлементов.

Психоэмоциональные стрессы

Разъяснительная работа с родителями, воспитателями, учителями. Комплексы витаминов и микроэлементов.

Чрезмерная инсоляция (УФ-облучение)

Строгое соблюдение режима дня, ограничение времени инсоляции детей

Постепенное заселение слизистых ребенка микроорганизмами способствует созреванию его иммунной системы. Так, микрофлора воздухоносных путей контактирует с МАЛТ респираторного тракта, микробные антигены захватываются местными дендритными клетками и макрофагами, которые мигрируют в региональные лимфоузлы, секретируют провоспалительные цитокины, что способствует повышению продукции гамма-интерферона и дифференцировке Th1. Проникающие через желудочно-кишечный тракт микроорганизмы являются основными двигателями постнатального созревания всей иммунной системы ребенка. В результате в созревающей иммунной системе устанавливается оптимальный баланс Th1 и Th2, ответственных за клеточный и гуморальный иммунный ответ.

По мере созревания иммунной системы ребенка, совершенствования механизмов специфического иммунного ответа повышается степень риска чрезмерного реагирования его иммунной системы на контакт с антигенами окружающей среды и развития аллергических реакций. Даже пренатальный контакт плода с вдыхаемыми матерью пыльцовыми аллергенами приводит к последующему развитию у новорожденного атопических реакций и заболеваний. Высокий риск развития атопических реакций у детей первых лет жизни связан с преобладанием у них дифференцировки Th2, контролирующих синтез иммуноглобулина E и повышенную секрецию гистамина базофилами и тучными клетками. Низкий уровень секреторного IgA на слизистых у детей способствует беспрепятственному проникновению аллергенов черзе слизистые респираторного и желудочно-кишечного тракта. Особенностью атопических реакций у детей первых лет жизни можно считать более высокую частоту пищевой и более низкую частоту пылевой/пыльцовой аллергии по сравнению со взрослыми. У детей нередко проявляется аллергия к коровьему молоку (2 - 3% детей в индустриально развитых странах). Коровье молоко содержит более 20 компонентов белковой природы, а многие из них способны вызвать синтез иммуноглобулина Е. Широкое распространение такой аллергии затрудняет искусственное вскармливание детей, заставляя искать адекватные заменители (например, соевые продукты).

Перенесенные инфекции оказывают стойкое неспецифическое действие на характер иммунного ответа ребенка на другие антигены. Например, среди детей, перенесших корь, вдвое снижена заболеваемость атопией и аллергией к домашней пыли по сравнению с детьми, не болевшими корью. Вирус - возбудитель кори вызывает системное переключение на дифференцировку Th1. Микобактерии, в том числе вакцина BCG, тоже являются активаторами Th1. После вакцинации детей вакциной BCG кожно-аллергическая туберкулиновая проба (показатель активного клеточного иммунного ответа) у них становится положительной и дети, имевшие до ревакцинации симптомы атопии, утрачивают их. В отличие от этого, вакцинация коклюшно-дифтерийно-столбнячной вакциной (АКДС), индуцирующей Th2-опосредованный ответ, не только не оказывает защитного действия от атопии, но может повышать частоту Th2-опосредованных атопических заболеваний у детей.

Фактором риска, влияющим на иммунную систему ребенка, является недостаточностью питания матери в период беременности или самого ребенка. . Между недостаточностью питания и инфекциями у детей отмечена взаимосвязь: с одной стороны, низкий социальный статус родителей, плохое питание ребенка способствуют ослаблению иммунной системы и повышению чувствительности к инфекциям, с другой стороны, инфекции ведут к потере аппетита, развитию анорексии, нарушению всасывания, т.е. к ухудшению питания. В связи с этим недостаточность питания и инфекции рассматриваются как два взаимосвязанных важнейших фактора, определяющих экологический фон заболеваемости детей, особенно в развивающихся странах. Показана прямая корреляция инфекционной заболеваемости детей в развивающихся странах со степенью отставания их массы тела от возрастной нормы, с которой коррелирует и низкая эффективность клеточного иммунитета.

Фактором риска для иммунной системы детей является стресс. Стрессогенной для ребенка первого года жизни является длительная разлука с матерью. У детей, рано лишенных материнского внимания, выявлены дефекты клеточного иммунитета, которые сохраняются на протяжении первых двух лет жизни ребенка.. Для детей дошкольного возраста важнейшими являются социально-экономические условия жизни семьи, которые могут стать для них причиной психосоциального стресса. Стресс, как правило, сопровождается временным угнетением механизмов иммунитета, на фоне которого резко повышается чувствительность ребенка к инфекциям. У детей, проживающих на Крайнем Севере, выявлено угнетение факторов неспецифической защиты (фагоцитирующих клеток, естественных киллеров), изменение соотношения в сыворотке крови отдельных классов иммуноглобулинов: повышение уровня иммуноглобулина M, снижение содержания иммуноглобулинов G, сниженное содержание секреторного иммуноглобулина A в слюне и снижение напряженности специфического противоинфекционного иммунитета, формирующегося в ответ на вакцинацию.

Стрессогенным фактором для детей является воздействие света через зрительную систему на определенные зоны мозга или через кожу. Видимый свет (400-700 nm) может проникать через слои эпидермиса и дермы и воздействовать непосредственно на циркулирующие лимфоциты, изменяя их функции. В отличие от видимой части спектра облучение ультрафиолетовыми лучами UV-B (280-320 nm), UV-A (320-400 nm), действуя через кожу, способно угнетать иммунологические функции. В наибольшей степени выражено угнетение ультрафиолетовым облучением механизмов клеточного иммунитета, продукции отдельных цитокинов и факторов роста. Эти данные заставляют рассматривать инсоляцию как один из факторов риска, влияющих на иммунную систему детей.

Одним из надежных методов активизации иммунной системы и профилактики инфекций у детей является вакцинация. Для обеспечения пассивного иммунитета новорожденного в первые месяцы жизни достаточно эффективна вакцинация беременных женщин: против столбняка, дифтерии, гепатита В, стафилококка, стрептококка. Новорожденных детей в течение первого года жизни вакцинируют против туберкулеза, коклюша, дифтерии, столбняка, кори, полиомиелита с последующей ревакцинацией на протяжении всего периода детства и подросткового периода.

Повышение резервов иммуной системы и профилактика инфекций у новорожденных достигается грудным вскармливанием . Женское молоко содержит не только комплекс необходимых ребенку пищевых компонентов, но и важнейшие факторы неспецифической защиты и продукты специфического иммунного ответа в виде секреторных иммуноглобулинов класса А. Поступающий с грудным молоком секреторный IgA улучшает местную защиту слизистых желудочно-кишечного, респираторного и даже мочеполового тракта ребенка. Грудное вскармливание за счет введения готовых антибактериальных и антивирусных антител класса SIgA существенно повышает устойчивость детей в отношении кишечных инфекций, респираторных инфекций, среднего отита, вызванного Haemophilus influenzae. Поступающие с грудным молоком иммуноглобулины и лимфоциты матери стимулируют иммунную систему ребенка, обеспечивая долговременный антибактериальный и противовирусный иммунитет. На фоне грудного вскармливания повышается иммунный ответ детей на вводимые вакцины. Грудное вскармливание препятствует развитию аллергических заболеваний и аутоиммунного заболевания - целиакии. Один из компонентов грудного молока - лактоферрин участвует в стимуляции иммунологических функций, будучи способен проникать в иммунокомпетентные клетки, связываться с ДНК, индуцируя трнскрипцию генов цитокинов. Непосредственной антибактериальной активностью обладают такие компоненты грудного молока, как специфические антитела, бактериоцидины, ингибиторы бактериальной адгезии. Все выше сказанное требует большого внимания в профилактической работе с беременными женщинами к разъяснению преимуществ грудного вскармливания. Полезными являются специальные образовательные программы, вовлекающие не только женщин, но и их мужей, родителей и других лиц, способных повлиять на принятие женщиной единственно верного решения о грудном вскармливании ребенка (Рис.3-9).

Очень сложной является задача конструирования детских пищевых смесей, способных заменить грудное вскармливание не только по пищевой ценности, но и по стимулирующему действию на иммунную систему ребенка. Планируется вводить в такие смеси необходимые цитокины и ростовые факторы, полученные с помощью генноинженерных технологий.

Рациональное детское питание является одним из универсальных способов поддержания правильного развития и созревания иммунной системы и предупреждения инфекций и других заболеваний у детей, например, последствий стрессорных воздействий на иммунную систему ребенка. Молочнокислые продукты, содержащие живые молочнокислые бактерии, служат безопасным источником антигенов, которые действуют на уровне МАЛТ желудочно-кишечного тракта, способствуя созреванию антиген-презентирующих клеток и Т-лимфоцитов. Использование нуклеотидов в качестве пищевых добавок ускоряет созревание иммуной системы у недоношенных новорожденных. В качестве пищевых добавок для ослабленных детей рекомендованы: глютамин, аргинин и омега-3 жирные кислоты, способствующие установлению баланса клеточных и гуморальных механизмов иммунного ответа. Введение цинка в качестве пищевой добавки используется для нормализации массы тела и иммунологических функций у детей. В сыворотке недоношенных новорожденных концентрация витамина А (ретинола) значительно ниже, чем у доношенных, что является основанием для использования витамина А в качестве пищевой добавки для первых. Комплексы витаминов и микроэлементов рекомендованы для постоянного применения детям первых лет жизни, что способствует созреванию их иммунной системы (Табл.3-3).

Детям с выраженными проявлениями иммунодефицитов применяют заместительную терапию. Например, пытаются восполнить недостаток иммуноглобулина G введением донорского иммуноглобулина. Однако введенный донорский IgG имеет еще более короткий полупериод циркуляции в организме ребенка, чем материнский IgG. Профилактика инфекций при нейтропении у детей связана с использованием препаратов ростовых факторов: Г-КСФ и ГМ-КСФ, которые стимулируют миелопоэз, повышают количество и активность фагоцитирующих клеток в крови ребенка.