الإسلام في أوراسيا

"ИСЛАМ в Евразии" электронное периодическое издание Информационно-аналитический портал. КБР г.Нальчик ПИ № ФС77-37355 ЭЛ № ФС7737356 КБР г.Нальчик 2010г.

ГЛАВНАЯ   В РОССИИ   В МИРЕ   АКТУАЛЬНО    АНАЛИТИКА   СТАТЬИ    ЭКОНОМИКА   НАУКА   РЕЛИГИЯ    ИСТОРИЯ    ОБЩЕСТВО  ЖЕНСКАЯ ДЕТИ  МОЗАИКА  ВИДЕО  ФАТУА

 

Ученые Ислама

 

 

Абу Ханифа












 

 

 

 

Ученые Ислама

Абу Ханифа

Один из самых известных и влиятельных факихов в истории Ислама ан-Нуман ибн Сабит, больше известный как Абу-Ханифа, родился во времена пятого омейядского халифа Абд-аль-Малика ибн Марвана (685-705) в Ираке. Его дед аль Марзубан принял Ислам в период правления ‘Умара (РА) и перебрался на жительство в Куфу. Отец Абу-Ханифы Сабит, родился в Куфе. Однажды молодой Сабит, прогуливаясь вдоль реки, увидел плывущее по ней яблоко. Он схватил это яблоко и успел откусить от него, прежде чем понял, что посягнул на чужую собственность. Решив исправить свою оплошность и поднявшись вверх по реке, юноша нашел сад, откуда упал злополучный плод, и поведал его хозяину о случившемся. Последний был поражен такой правдивостью, но, не подав вида, велел ему отработать свой проступок, желая тем лишь проверить, насколько тот был тверд в своем благочестии. Будущий отец Абу-Ханифы принял столь суровое наказание, ибо искренне искал очищения. В результате бедняга на протяжении семи лет в поте лица заглаживал свою вину. Когда же настал день расплаты, хозяин сада поведал Сабиту о последнем испытании: ему, дабы окончательно искупить свой грех, надлежало жениться на дочери садовника, «глаз которой не видит, рука которой не держит и нога которой не ступает». Сабит не воспротивился и этому. Но когда ему показали суженую, то вместо обещанной уродливой невесты он увидел здоровую, красивую девушку, оказавшуюся дочерью хозяина сада. Незадачливый жених тотчас выбежал из дома красавицы, не признав в ней свою супругу, ведь он уже дал слово провести остаток своих дней с физически неполноценным человеком. Секрет заключался в том, что отец, описывая свою дочь, вложил в свои слова не буквальный, а переносный смысл: девушка была слепа лишь к непотребным вещам, руки ее не прикасались лишь к оскверняющим предметам, и нога не ступала лишь запретными путями. Иначе говоря, она была совершенно полноценным человеком, но выделялась среди своих сверстниц безупречной богобоязненностью и благочестием и достойную пару могла обрести себе не иначе, как в лице не менее праведного Сабита. От этого союза на свет и появился «светильник уммы» Абу-Ханифа. Данное событие случилось в 80 году по хиджре, что соответствует 699 г. по юлианскому летосчислению.

Некоторые относят имама к первому поколению после Пророка (САС) (ат-таби‘ин). Другие считают, что он относится ко второму поколению (атба‘у ат-таби‘ин).

Среди его учителей были и сподвижники Пророка Мухаммада (САС).

Отвергнув предложение халифа Мансура занять должность главного кадия (судьи) Багдада, Абу Ханифа был заключен в тюрьму, где и скончался. Он считается первым систематизатором фикха.

Абу Ханифа сыграл в развитии мусульманского богословия и права роль, которую трудно переоценить. Он вошел в историю Ислама с титулом аль-имам аль-а‘зам (величайший имам). Абу Ханифа родился и воспитывался в Куфе в семье богатого торговца шелком, происходившего из среды иранских мавали — людей, получивших покровительство того или иного арабского племени. Абу Ханифа относился к племени Теймуллы ибн Са‘лаба ибн Бакра ибн Ваиля. Скорее всего, будущий ученый был единственным сыном у своих родителей. После смерти отца торговая лавка перешла к Абу Ханифе по наследству.

Когда юноше исполнилось шестнадцать лет, отец взял его с собой в Мекку для совершения хаджа. Во время паломничества ему удалось увидеть последних оставшихся в живых асхабов — сподвижников Пророка (САС), в частности, Абдуллаха ибн Харриса (РА). От них будущий богослов мог услышать рассказы о том, как поступал или что говорил Посланник Аллаха Мухаммад (САС) в той или иной ситуации. Также он встретил великого сподвижника Анаса ибн Малика (РА), который с раннего возраста на протяжении десяти лет находился рядом с Пророком (САС), помогая ему в повседневных делах.

В юности Абу Ханифа получил блестящее общее и богословское образование на своей родине в Куфе. Среди его учителей были авторитетные ученые того времени — ‘Ата ибн Рабах, Хишам ибн ‘Урва, Нафи‘. В возрасте 22 лет он становится учеником выдающегося иракского богослова Хаммада ибн Сулеймана аль-Аш‘ари. В его кружке Абу Ханифа провел восемнадцать лет, вплоть до смерти наставника. А затем на протяжении десяти лет возглавлял этот кружок, считаясь самым авторитетным факихом Куфы и Басры. У него обучались и получили знания мусульманского права такие известные ученые, как Абу Юсуф аль-Кады, Мухаммад ибн аль-Хасан, Зуфар ибн аль-Хузайл, Нух аль-Джами‘а и многие другие.

Как видим Аллах Всевышний почтил имама еще тем, что по Его воле у Абу Ханифы были великие ученики, вместе с которыми имам решал вопросы и разрабатывал основоположения фикха.

Передают со слов ас-Саймари, что кади Шурайх сказал: «Абу Ханифа подолгу молчал, помногу размышлял, внимательно рассматривал вопросы фикха, прекрасно владел тонкими методами исследований и не требовал никакой платы за обучение. Если ученик был беден, он содержал на свои средства и самого ученика, и его семью, а когда обучение завершалось, говорил: «Познав дозволенное и запретное, ты обрел самое большое богатство». Он отличался большим умом и мало спорил с ними».

Абу Йусуф рассказывал:

- Я занимался изучением хадисов, но денег у меня было мало. Когда я находился у имама Абу Ханифы, ко мне пришел мой отец и сказал: «О, сынок, не равняйся с ним, ибо он человек опытный, а ты нуждаешься в нем!» - и тогда я решил подчиниться отцу и перестал уделять поискам знаний так много времени. Хватившись меня, имам стал расспрашивать обо мне, а когда увидел меня, спросил: «Что заставило тебя покинуть нас?» Я ответил: «Поиски заработка». После чего он дал мне кошелек с сотней дирхемов и сказал: «Расходуй эти деньги, а когда они закончатся, дай мне знать и не покидай этот кружок». Через некоторое время он дал мне еще сто дирхемов, и каждый раз, как деньги заканчивались, он давал мне еще сто дирхемов, будто ему сообщали о том, что они были израсходованы, хотя я ему ничего не говорил. Так продолжалось до тех пор, пока я не узнал все, к познанию чего стремился. Да будет награда Аллаха ему прекрасной и да простит Он его!

Имам Абу Ханифа был смугловатым человеком, выше среднего роста. Он отличался приятной и внушающей уважение внешностью, имел длинную бороду и носил опрятную одежду. Он имел красивый голос, был красноречив и часто пользовался благовониями. Он отличался крайней худобой, ибо из-за страха перед Аллахом Всевышним и долгого поклонения на костях его почти не осталось мяса, не говоря уже о жире.

Абу Ханифа относился к числу улемов трех первых веков существования Ислама, который Посланник Аллаха (САС) назвал наилучшими, ( Салаф ас-Сама) и поэтому неудивительно, что он относился к числу достойнейших наших предшественников, если говорить о его взаимоотношениях с Аллахом и с людьми.

Что касается его поклонения, то сообщается, что Хафс бин “Абд ар-Рахман сказал: «Я поддерживал деловые отношения с Абу Ханифой в течение тридцати лет. Он прочитывал Коран один раз в каждые три дня и ежедневно раздавал милостыню».

Аль- Мууаффак передал, что Букайр бин Ма’руф сказал: «Я не расставался с Абу Ханифой ни во время его путешествия, ни тогда, когда он находился в городе, видел, чем он занимался у себя дома ночью, и мало что оставалось от меня скрытым, и не приходилось мне встречать человека, который отличался бы большим рвением, чем он! Днем соблюдал пост, а ночью молился и читал Коран. Он отличался смирением, никогда не выходил из повиновения Аллаху и искренне стремился обучать и просвещать людей в том, что им было трудно понять».

Абу Юсуф сообщает о том, что Абу Ханифа каждую ночь в одном ракяате полностью прочитывал Коран, порой совершал ночной и утренний намазы с одним омовением. Яхья аль-Хаманий передает со слов своего отца следующее: «Я сопровождал Абу Ханифу на протяжении 6 месяцев и ни разу не видел его совершающим утреннюю молитву, кроме как с омовением ночной молитвы». Супруга Абу Ханифы сказала: «Я не помню ночи, которую бы он провел во сне. Абу Ханифа летом спал между полуденной молитвой (Зухр) и послеполуденной (‘Аср) и в первую часть ночи зимой». Муса‘ар вспоминал: «Однажды я зашел в мечеть и увидел человека, совершающего намаз. Мне понравилось его чтение. Я стоял, пока он не прочитал седьмую часть Корана, и подумал, что сейчас уже сделает поясной поклон, но этого не случилось. Потом он достиг трети, и я опять ожидал совершения поясного поклона. Затем он прочитал половину. Далее чтение молитвы шло в том же порядке, пока не был прочитан весь Коран в одном ракяате. Я посмотрел на него и узнал в этом человеке Абу Ханифу». Хариджа ибн Муса сообщил, что Коран в одном ракяате был полностью прочитан четырьмя людьми: ‘Усманом ибн ‘Аффаном, Тамимом ад-Дарий, Са‘идом ибн Джубейром и Абу Ханифой. Асад ибн ‘Амр сообщал: «Абу Ханифа совершал утреннюю молитву с омовением ночной на протяжении 40 лет. По ночам в одном ракяате он прочитывал весь Коран. И его плач был слышен настолько явственно, что соседи чувствовали в своих душах сострадание к нему».

Йахйа бин Са’ид аль-Каттан сказал: «Мы проводили время с Абу Ханифой и слушали его, и, клянусь Аллахом, когда я смотрел на него, по лицу его мне было видно, что он боится Всемогущего и Великого Аллаха».

Аль-Муаффак передал, что Мис’ар бин Кудам сказал: «Однажды, когда я шел по улице вместе с Абу Ханифой, он случайно наступил на ногу какому-то мальчику, который сказал ему: «О, шейх, разве не боишься ты воздаяния равным в День воскресения?» и, услышав эти слова, Абу Ханифа лишился чувств. Я остался рядом с ним, а когда он пришел в себя, сказал ему: «О, Абу Ханифа, как сильно подействовали на тебя слова этого мальчика!» - на что он ответил: «Я боюсь, что эти слова были внушены ему».

О достоинствах имама свидетельствует то, что когда умер его отец Сабит, оставивший ему сто тысяч дирхемов, не считая имущества, он все израсходовал на поиски знания и на своих учеников, а на себя лично он тратил только по два дирхема в месяц.

Этот человек вобрал в себя ту мораль, к которой нас призывает Ислам. Примером тому являются нижеприведенные случаи.

Однажды некий человек сказал имаму: «Побойся Бога!». Великий ученый вздрогнул, побледнел и, опустив голову, ответил: «Да вознаградит тебя Всевышний Аллах! Насколько сильно нуждаются люди в тех, кто говорил бы им это».

Также, когда имама сильно бранил один человек, тот произнес следующие слова: «Да простит тебя Господь! Он знает во мне противоположное тому, что ты сказал».

Абу Ханифа был одним из самых авторитетных богословов своего времени. Шаддад ибн Хаким сказал: «Я не видел более знающего, чем Абу Ханифа в его время». Великий имам аш-Шафи‘и, который родился в год смерти Абу Ханифы, произнес следующие слова: «Люди черпают знания мусульманского права у Абу Ханифы» или «люди в мусульманском праве подобны детям по сравнению с Абу Ханифой».

Абу Юсуф сообщает о том, что Абу Ханифа увидел себя во сне раскапывающим могилу заключительного Божьего Посланника (САС) и собирающим его кости. Сон очень сильно напугал его, и он попросил у Ибн Сирина, являвшегося одним из его друзей, растолковать увиденное. Ибн Сирин сказал: «Ты тот, кто соберет Сунну Пророка (САС) и воскресит её».

Абу Ханифа четко придерживался Корана и Сунны Пророка (САС) в своем учении и при отсутствии того или иного решения вопроса в этих основных источниках прибегал к высказываниям сподвижников. Но если и среди них не было однозначного ответа, то Абу Ханифа следовал «идждихадур-ра’й», т. е. он давал заключение посредством развития мнения, проистекающего из Корана и Сунны. Данное утверждение основано на следующем высказывании имама Абу Ханифы, услышанном Абу ‘Исматом: «То, что передано от Посланника Аллаха (САС), бесспорно принимаемо (используемо). То, что передано от его сподвижников, мы применяем и не выходим за рамки сказанного ими. Что же касается того, что вне этого, то они — мужчины и мы — мужчины», то есть каждому Бог дал право думать, анализировать и высказывать свое мнение. Ибн Хазм сказал: «Все приверженцы Абу Ханифы пришли к единому мнению о том, что в его мазхабе слабый по своей достоверности хадис (да‘иф) стоит выше (наиболее первостепенен), чем сравнительная технология (кыяс) и мнение, основанное на религиозных положениях (ра’й)». Да, Абу Ханифа в своих учениях в первую очередь опирался на Священный Коран и хадисы, высказывания сподвижников, а затем — кыяс и мнение. Но в нормах Шариата, основанных на двух последних критериях, не было принуждения. В доказательство этому есть следущее изречение имама, переданное Исма‘илом ибн Хаммадом: «То, что мы смогли извлечь, лишь мнение. Мы никого не принуждаем придерживаться его и не говорим о необходимости принятия его каждым. Тот, у кого есть лучше, пусть принесет». Также Абу Ханифа сказал: «Мы знаем, что это — мнение. И оно — лучшее, чего мы смогли достичь. А если кто придет с наилучшим, то мы примем у него».

Абу Ханифа уделял большое внимание хадисам и ученым, занимавшимся их изучением. Абу Юсуф передает следующие слова имама: «Мужчине допускается передавать только тот хадис, который он выучил наизусть с того момента, как его услышал». Кайс ибн Раби‘ сказал: «Абу Ханифа отправлял товар в Багдад. Там на него закупались вещи, которые привозились в Куфу. Из года в год он собирал прибыль, на которую покупал одежду, еду и все необходимое для ученых, изучавших Сунну. Передавая им это, он говорил: «Благодарите только Господа. Я не дал вам ничего из своего имущества, но дал лишь то, чем наделил меня Всевышний посредством вас».

Абу Ханифа покинул этот мир в возрасте 70 лет: в 150-м г. по хиджре. Абу Хаййан аз-Зийади сказал: «Дошло до меня, что, когда Абу Ханифа почувствовал приближение смерти, он совершил земной поклон, во время которого душа его покинула тело». Сообщается, что проводить имама в последний путь собралось очень много людей, количество которых достигало пятидесяти тысяч». Было проведено шесть джаназа-намазов, для того чтобы смогли принять участие все собравшиеся на его похороны. Хаммад, его сын и единственный ребенок, возглавил последний джаназа-намаз.

Да помилует его Аллах Всевышний и да будет Он доволен им.

Материал подготовил Расул РАХАЕВ.


 

 

 

АРХИВ

    

ФАТУА

Напишите свой вопрос, на который хотите получить ответ.

   

Июнь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
КБР г.Нальчик

Ученые Ислама

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
   

 

Copyright ©"ИСЛАМ в Евразии"