Грудной период длится. Грудной возраст. Обслуживание недоношенного ребенка

Заговоры

Период грудного возраста - с 29-го дня жизни ребенка после рождения до конца первого года жизни. Этот период характеризуется интенсивным нарастанием массы тела ребенка и роста, интенсивным физическим, нервно-психическим, интеллектуальным развитием. Само название говорит о близком контакте ребенка с матерью в этом периоде. В период грудного возраста закладывается фундамент здоровья человека. У грудного ребенка имеется врожденная потребность в активном познании окружающего его мира.

Интенсивное нарастание массы тела. К 4.5 мес происходит удвоение массы тела при рождении, к концу года масса тела составляет 10–10.5 кг. Отмечаются значительные темпы роста: длина тела увеличивается на 50% длины при рождении и к году достигает 75–77см. Окружность головы к году составляет 46–47 см, окружность груди - 48 см. Происходит быстрое развитие моторики и двигательных умений ребенка. Наблюдается три «пика» двигательной активности. Первый - в возрасте 3–4 мес - связан с существенными морфофункциональными изменениями проекционной зрительной зоны; для него характерны комплекс оживления, радости при первом общении со взрослыми. Второй - в возрасте 7–8 мес - активация ползания, формирование бинокулярного зрения и овладение пространством. Третий пик - 11–12 мес - начало ходьбы. Определяют указанные типы двигательной активности сенсорно-моторные связи, а детерминируют процессы роста и развития скелетная мускулатура ребенка и его двигательная активность.

Особенности ЦНС. К году происходит увеличение массы мозга в 2–2.5 раза. Отмечается интенсивная дифференцировка нервных клеток мозга в первые 5–6 мес жизни ребенка. Большое значение в развитии имеет ориентировочный рефлекс, отражающий врожденную потребность ребенка в движении и деятельности органов чувств. Нервные связи между ребенком и окружающими людьми устанавливаются посредством мимики, жеста, голосовых интонаций. Развитие тонких движений пальцев рук способствует развитию мозга и речи. Имеет большое значение возникновение связи между словами и ответными двигательными реакциями ребенка, затем связывание малышом зрительного и слухового восприятия объектов со словами, названиями предметов при их показе, связи с отдельными действиями («дай», «покажи») - это оптимальный ход развития, необходимый как основа для последующих периодов детства. Потребность контакта со взрослыми определяет психическое развитие ребенка.

Особенности ЭЭГ: в 2–3 мес отмечается устойчивый ритм, в 4–6 мес изменения однонаправленны, а в 8–10 мес наблюдается прогрессивная индивидуализация.

Особенности эндокринной системы. В грудном периоде у детей отмечается усиление функции гипофиза и щитовидной железы. Уровень тироксина и трийодтиронина выше, чем у взрослых людей. Они стимулируют метаболизм, рост и развитие ребенка, обеспечивают нормальную дифференцировку головного мозга и интеллектуальное развитие, но вместе с тем гипофизарно-тиреоидная система наиболее ранима и чувствительна к неблагоприятным воздействиям, особенно к факторам внешней среды, экологическим. Клинически это характеризуется снижением темпов нарастания массы тела, развитием анемии и учащением ОРВИ. В грудном периоде наблюдается усиление функции надпочечников и биологической активности кортикостероидов. Происходит частичная инволюция фетальной зоны коры надпочечников.

Особенности иммунитета. По сравнению с периодом новорожденности происходит некоторое снижение количества Т- и В-лимфоцитов, снижение материнского IgG, начиная с 2–3 мес. В 4–6 мес наблюдается первый критический период иммунитета, который характеризуется ослаблением пассивного гуморального иммунитета, полученного от матери, и отмечается самый низкий уровень специфических антител - физиологическая гипоиммуноглобулинемия. Синтез собственного IgG начинается ребенком с 2–3 мес жизни, постоянный уровень его устанавливается после 8 мес–1 года.

Уровень IgM к концу года жизни достигает 50% уровня взрослого. Нарастание секреторного IgA происходит медленно. Содержание IgE у здорового ребенка на протяжении года незначительное, при проявлениях атопического дерматита значительно возрастает. Для грудного периода характерен синтез IgM, не оставляющих иммунологической памяти. В связи с указанным наблюдается высокая чувствительность к респираторно-синцитиальным вирусам, вирусам парагриппа и аденовирусам; атипично протекает корь, коклюш, не оставляя иммунитета.

Неспецифические факторы резистентности. У детей грудного возраста наблюдается высокое содержание лизоцима и пропердина, быстро нарастает уровень комплемента сыворотки крови и с первого месяца жизни содержание его не отличается от уровня взрослого. С 2–6 мес формируется завершающая фаза фагоцитоза к патогенным микроорганизмам, за исключением пневмококка, стафилококка, клебсиеллы, гемофильной палочки.

Физическое развитие грудного ребенка и развитие речи происходит настолько быстро, что оценивается по четвертям года.

Развитие ребенка 1–3 мес. Прибавка массы тела к концу 1-го месяца 500–600 г, на втором месяце жизни - 800 г; на третьем месяце - 700–800 г. Рост увеличивается каждый месяц на 3 см и окружность головы - на 3 см, окружность груди на 2,5–3 см в 1 мес.



Моторные функции: в 1,5–2 мес держит головку, прогрессируют движения руки, случайно ударяет по подвешенной игрушке. Протягивает руку к предмету, но еще не хватает. Первые дифференцированные движения ручками возникают на 2-м - начале 3-го месяца жизни.

Развитие речи: появляется гуление с 1.5–2 мес.

Нервно-психическое развитие. В первой четверти года у ребенка устанавливается психический биоритм: сон–бодрствование; переходные между ними отрезки - засыпание–пробуждение, составляющие 10 мин. Если переходные промежутки превышают 30 мин, то это препятствует психическому развитию ребенка в указанный возрастной период (1–3 мес). В 1–1.5 мес у ребенка отмечается зрительно-слуховой поиск и зрительное сосредоточение на лице взрослого - прислушивание, рассматривание широко раскрытыми глазами. Характерна реакция общего мимического оживления в ответ на обращенную речь взрослых, особенно матери. С 2 мес появляется осознанная улыбка, а с 3 мес - смех, узнавание матери; появляется выраженная потребность в общении со взрослым. С 3 мес у малыша появляется умение взглядом находить источник звука. К концу 3-го месяца наблюдается длительность зрительного сосредоточения - 7–10 мин. Очень важно формирование в 3 мес положительного мимико-соматического комплекса - в ответ на обращенную речь появляются вздохи, вскидывание ручек, перебирание ногами.

Задержка психического развития - отсутствие активного бодрствования.

Ведущие линии развития - это то, что получает наибольшее развитие на данном возрастном этапе и является прогрессивным для дальнейшего развития ребенка. В 1–3 мес - это развитие зрительных, слуховых, ориентировочных и положительных эмоциональных реакций.

Развитие ребенка в 3–6 мес. Прибавка массы тела по месяцам: 750–700–650 г. Длина тела увеличивается на 2.5–2 см, окружность головы на 1 см каждый месяц, окружность груди на 1–1.5 см/мес.

Моторные функции. Поднимает голову в положении лежа на животе - 3 мес, лежа на спине- 4 мес. Делает мост - 4,5 мес. Высоко поднимает голову и туловище, опираясь на руки - 6 мес. Переворачивается на живот из положения лежа на спине - 5–6 мес, на спину из положения на животе - 6 мес. В 6 мес ребенок самостоятельно сидит.

В возрасте 3–6 мес у ребенка отмечается быстрое развитие движений руки: в 3–4 мес он предпочитает рассматривать свои руки; на 4-м месяце ощупывает одеяло; в 4 мес схватывает предмет и удерживает в руке 20–30 сек; на 5-м месяце схватывает предмет наложением пальцев («обезьянье» хватание); в 6 мес держит по предмету в каждой руке и рассматривает их, либо тащит в рот.

Развитие речевых функций. В 5 мес - певучее гуление, самоподражание в гулении; в 5–6 мес начинает произносить первые слоги «ма», «ба». Появляется способность локализовать звук в пространстве, дифференцированная реакция на звук.

Нервно-психическое развитие. Ребенок 3–3.5 мес быстро отыскивает источник звука. В 5 мес появляется самоподражание в гулении: притормаживает движение, прислушивается. Появляется новое качественное приобретение в психомоторном развитии: зрительно-тактильно-моторная координация, познавательный треугольник глаз–рука–предмет, различает основные формы предметов. У ребенка 3–6 мес доминирующей формой деятельности является занятие игрушкой. После 5 мес появляются познавательные элементы в реакции на новизну (чем бы ни занимался - новое становится главным). Меняются реакции общения со взрослыми, проявляется радость или страх (последнее является признаком повышенной нервной возбудимости).

Ведущая линия развития - движение руки, подготовительные этапы активной речи - подражание слогам.

Если к 5–6 мес ребенок продолжает рассматривать свои руки - это ранний симптом задержки психического развития. Отсутствие элементов самоподражания в гулении.

Развитие ребенка 6–9 мес. Прибавка массы тела по месяцам: 600 г–500 г–500 г. Длина тела увеличивается на 2 см + 2 см + 1.5 см, окружность головы за второе полугодие на 2.5 см, окружность груди - .5 см–1 см в месяц.

Моторные функции. В 7 мес ребенок встает на ноги, держась за опору, на 7-м месяце ползает вкруговую, в 7.5 мес ползает вспять, а на 8-м месяце ходит на четвереньках. С 8 мес садится самостоятельно, придерживаясь опоры. Ребенок 8–9 мес постоянно сосредоточен на каком-либо виде деятельности, его необходимо обучать новым действиям, например, катить мяч, открывать коробки, закрывать крышки у кастрюли и т. п.

Развитие движений руки. В 8 мес. ребенок использует способ хватания «клешней», а в 9 мес. начинает хватать предметы пальцами.

Развитие речи. В этот период развивается понимание речи, ребенок внимательно прислушивается, когда слышит свое имя. С 6–7 мес появляется лепет, с 7–8 мес возникает сенсорная речь - понимание значения отдельных слов, произносимых взрослыми. Это выражается поворотом головы, протягиванием ручек в направлении называемого предмета или лица.

Нервно-психическое развитие. В 6–7 мес проявляется знание назва- ний отдельных предметов. Это является одним из необходимых условий становления активной речи у ребенка. В 8 мес называемый предмет отыскивает взглядом в ответ на вопрос «где?». В 7–8 мес делает «ладушки» в ответ на просьбу.

Характерно настойчивое стремление добиваться выполнения своего желания, при этом кричит, но не плачет. В голосе слышны гневные нотки, но и понимает твердые интонации матери при этом. Так можно воспитать реакцию на слово «нельзя». В 8–9 мес ребенок внимательно присматривается к предметам, усваивает название основных игрушек. В это же время интересуется своим отражением в зеркале. С 9 мес отмечается появление первых слов (при правильном воспитании ребенка). В 9 мес он следит за падающим предметом, отвечает на просьбу «дай ручку».

Ведущие линии развития. Это развитие общих движений, действий с предметами. Развитие подготовительных этапов понимания активной речи. Стремление достичь результата.

Задержка психического развития. О задержке психического развития в этом периоде может свидетельствовать бросание игрушек без интереса к ним и задержка развития речевых функций.

Развитие ребенка 9–12 мес. Прибавка массы тела по месяцам 450 г–400 г–350 г. Длина тела увеличивается в каждый месяц на 1.5 см.

Моторные функции. В 10 мес ребенок стоит сам в течение нескольких секунд (без поддержки), ходит, придерживаясь руками за взрослого или барьер манежа. В 11 мес приседает с помощью взрослого; ходит, держась за опору или за одну руку взрослого. В 12 мес ребенок встает на ноги самостоятельно без помощи. В возрасте 1 года или начала 2-го года - ходит самостоятельно.

Развитие руки. В 9–10 мес захватывает предметы двумя пальцами, в 10 мес вкладывает пальцы в отверстия. С 11 мес малыш манипулирует с игрушками, а в 12 мес уже долго играет с ними.

Развитие речи. Наблюдается тесная связь между развитием тонких движений пальцев руки и формированием речи («водит» пальцем). В 9 мес наблюдается истинное ситуационное понимание обращенной к нему речи и ответ действием на словесную инструкцию; отыскивание игрушек. В 9–10 мес появляются первые осознанные слова, а к концу года - 8–10 слов. Появляется новый интерес - рассматривание книг с картинками.

К концу года возникает связь между названием предмета и самим предметом. Это и есть начальная форма понимания речи ребенком.

Нервно-психическое развитие. С 9 мес у ребенка проявляется повышенный интерес к новым предметам, выражается это мимикой удивления и настороженности, однако при этом одновременно он совершает целенаправленное действие, причем как бы предвидит его результат. В 9–10 мес отличается развитие тонких движений пальцев рук, что способствует развитию мозга и речи (показывает пальцем руки называемые предметы, узнаваемых животных, птиц на картинках и т. п.). С 10–11 мес появляется реакция на звук нового качества - связь с содержанием и значением этого звука (лай собак, тиканье часов и др.). К 10–11 мес появляется привязанность к близким людям. В 11–12 мес формируется понимание обобщающей функции слова (большая–маленькая собачка, черная–белая). Выражен интерес к ритмам простых песен. Появляется дифференцированная реакция на незнакомое лицо. Контакт устанавливается не сразу (сначала ребенок «изучает» незнакомое лицо). К концу года знает название многих предметов и выполняет 5–10 инструкций - сочетание слова с предметом и действием. Таким образом, по просьбе взрослого выполняет небольшие поручения.

Ведущая линия развития. Развитие общих движений, действий с предметами; понимание и развитие активной речи.

Задержка психического развития. Отсутствие дифференцированной избирательной реакции на незнакомое лицо. Реакции страха и протеста свидетельствуют о повышенной нервной возбудимости ребенка.

Важным периодом, в котором решается вопрос, будет ли ребенок самостоятельным, является вторая половина первого года его жизни. У ребенка в это время проявляется интерес ко всем людям и вещам, «разведывательная деятельность», и не надо ему мешать в ее осуществлении.

По данным психологов, в возрасте одного года ребенок имеет 37% логической способности взрослого и 16% оперативной памяти. Это уже человек со своими понятиями.

Основные особенности органов и систем

Органы дыхания. Частота дыхания 30–35 в 1 мин, к году 30. Ритм дыхания у детей первых месяцев жизни лабильный, еще не установлен. Легкие воздушны, более полнокровны, бедны эластическими и мышечными волокнами. Межуточная ткань в легких развита сильнее, обильно снабжена сосудами. Капилляры и лимфатические щели шире, чем у взрослого. В первые месяцы жизни ребенка отмечается мозаичность гистоструктуры. Легкие растут за счет увеличения альвеолярного объема, параллельно происходит дифференциация всех элементов ацинуса. Нестабильность системы газообмена приходится на возраст от 3 до 5 мес.

Система кровообращения. Просвет артерий широк, просвет вен равен просвету артерий. Окружность ствола легочной артерии больше окружности ствола восходящей аорты. Пульс равен 130 ударам в 1 мин, к концу года жизни ребенка урежается до 120 в 1 мин. Артериальное давление систолическое для детей первого года жизни рассчитывается по формуле 75+2 n, где n - число месяцев; диастолическое давление составляет.5 – 1/3 систолического. Мышечные волокна сердца тонкие, соединительная ткань развита недостаточно. Поперечная исчерченность мышцы сердца четко становится выраженной после 1 года жизни ребенка. Скорость кровотока у детей выше, чем у взрослых, с возрастом уменьшается.

Рост сердца наиболее интенсивный в первые 2 года жизни, в возрасте 12–14 лет и 17–20 лет. За период детства масса миокарда правого желудочка увеличивается в 10 раз, а левого - в 17 раз.

Органы мочевыделительной системы. Почки грудного ребенка имеют дольчатое строение и относительно тонкий корковый слой. Диаметр мочеточников широкий, мышечная ткань развита слабо, мочеточники длинные, имеют изгибы, легко возникают перегибы, что может приводить к застою мочи. Клубочковая фильтрация у детей грудного возраста составляет 1/3–1/4 почечной фильтрации взрослых, к 5–6 мес - 50–60% и только к 2–3 годам становится нормальной. Реабсорбция натрия равна 99,8%, экскреция 0,2%, в связи с чем дети грудного возраста легче приспосабливаются к сниженному поступления натрия и воды с пищей, чем к избыточному. Почки недостаточно выводят нелетучие (органические) кислоты. Количество образующихся ионов водорода в 2–3 раза выше, а секреция почками значительно ниже, в связи с чем отмечается легкость сдвига кислотно-основного состояния в сторону ацидоза. К 1-му году количество мочи составляет 600 мл. Акт мочеиспускания в первые месяцы жизни ребенка осуществляется на основе врожденных безусловных спинальных рефлексов. По мере роста и развития ребенка он превращается в произвольный процесс, регулируемый подкоркой и корой головного мозга. Число мочеиспусканий у ребенка до 1 года 15–16, в 3 года - 7–8 за сутки.

Рост и развитие в грудном возрасте обеспечивается высоким уровнем обмена веществ: у ребенка в 3 раза больше потребности в кислороде. На рост (пластический обмен) затрачивается 76% энергии в первые 3 мес жизни, в 4–6 мес - 28%, 7–9 мес - 13% и 10–12 мес - 6%. При этом 50% энергии покрывается за счет жиров, 39% - углеводородов.

Для ребенка грудного возраста характерна малая дисперсность тканей и богатство их водой, что обеспечивает высокий уровень процессов ассимиляции. характерно большое содержание воды относительно массы тела - 80% (для сравнения у взрослых - 60%). Суточная обмениваемость воды в грудном возрасте составляет 50% (у взрослого - 14%).

Для органов и систем характерно запаздывание развития функций, продолжающаяся дифференцировка тканей, несовершенство защитных барьеров: кожного, кишечного, печеночного, гематоэнцефалического, гематогистиоцитарного. У грудного ребенка отмечается несовершенство биологических ритмов органов и систем, то есть последовательности физиологических процессов. Например, суточные колебания ритма температуры формируются лишь к 6-й неделе жизни, в то время как ритм пищеварения готов уже к моменту рождения. Синхронизация ритма гипофизарно-адреналовой системы наступает к концу периода новорожденности, а суточного ритма электролитов - к 4 мес жизни.

Характер патологии. Болезни органов дыхания, острые желудочно-кишечные заболевания; пищевая аллергия; рахит, дистрофия, железодефицитная анемия. В грудном возрасте проявляются наследственные заболевания. За последние годы увеличилась заболеваемость туберкулезом, сифилисом, может быть ВИЧ-инфекция.

Инфекционные возбудители: респираторные вирусы, возбудители кишечных инфекций и острых детских инфекций, бацилла туберкулеза, спирохета паллида, ВИЧ.

Режим и воспитание ребенка. Понятие «условия» для развития ребенка включает: возрастные режимы дня, вскармливание и питание, физическое воспитание, условия для психического развития, санитарно-гигиенические условия. Среди условий для нервно-психического развития большое значение имеет учет ведущего типа деятельности ребенка.

Роль взрослого - ведущая в обеспечении нормального физического, психического развития и состояния здоровья детей. Огромную роль играет система мать–дитя. Необходима материнская забота, она должна быть прочной, предупредительной и теплой, чтобы ребенок почувствовал себя уверенно в большом для него мире; однако эта забота не должна быть всепрощающей. Ласковое дружелюбие имеет такое же значение для эмоционального развития ребенка, как грудное молоко для физического.

До 1 года ребенка количество часов сна можно определить по формуле 22–.5n, где n - количество месяцев жизни. Бодрствование ребенка должно быть активным, необходимо побуждение к познанию, затем ходьбе. Движение является одним из факторов, детерминирующих процессы роста и развития. В первые месяцы жизни уделять внимание развитию движений, в положении на животе ребенок видит больше предметов. С 2,5–3 мес по несколько раз в день давать малышу упираться ногами в ровную поверхность, придерживая его подмышки; с 4–4,5 мес, так же придерживая, помогать ему «пританцовывать» на ровной поверхности. При этом опираться ребенок должен не пальцами, а всей стопой. При упорной опоре ребенка только на «цыпочки», это может быть вследствие нарушения ЦНС. С 6–7 мес ребенок может сидеть (но не сажать!), сесть должен сам. С 7–8 мес может стоять, держась за опору столько, сколько хочет сам. Специально удерживать ребенка в стоячем положении не надо. С 7–8 мес спустить ползать на пол, надеть 2 пары ползунков. Формы передвижения ребенка: ползание на животе, ползание на четвереньках, скольжение на ягодицах и вертикальная ходьба с 10–11–12 мес - первые шаги он делает по собственной инициативе или при небольшом поощрении.

Ребенок должен испробовать свои силы в познании вещей. Уже после 2 мес жизни у него выражена реакция удивления и интерес к игрушке. Необходимо обеспечить подвешивание игрушки в кроватке на уровне вытянутой руки ребенка, важна смена игрушек. С 5 мес игрушки не подвешивают, а выкладывают во время бодрствования рядом с ребенком (стимуляция для поворотов на живот). Следует учить брать игрушку, которую держат над грудью ребенка или сбоку. При положении на животе игрушки должны находиться на расстоянии протянутой руки (побуждение ползания). К тому же следует учитывать ведущую роль движений рук и общих движений в развитии понимания речи. До 6–7 мес формируется активное схватывание предмета и исследовательское манипулирование им. При этом развиваются и укрепляются межанализаторные связи. Знание названий определенных предметов - одно из необходимых условий активной речи ребенка и появления первых слов. Большое значение имеет приобретение опыта действий с предметами и их обобщений, что является генетическими корнями мышления и речи (размахивание, постукивание игрушками; открыть - закрыть крышки у коробок). Развитие тонких движений пальцев рук и кисти способствует развитию мозга и речи. И. М. Сеченов подчеркивал, что «корни и мысли у ребенка лежат в чувствовании», а великий педагог Сухомлинский говорил, что «мысль ребенка лежит на кончиках его пальцев». Развитие речевого общения является показателем нормального развития ребенка.

Период раннего возраста (1–3 года)

Период раннего возраста является определяющим дальнейшее развитие ребенка и в определенной мере является критическим, так как в первые годы жизни ребенка уточняется программа развития организма, складывается уровень физического и психического развития. В этот период формируется устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. Большое значение имеет раннее выявление нарушений познавательной деятельности ребенка. К тому же в первые 3 года жизни ребенка получают развитие или затормаживаются наследственные данные, наследственная отягощенность для психического развития. В этот период формируется устойчивость к неблагоприятным факторам внешней среды. Большое значение имеет раннее выявление нарушений познавательной деятельности ребенка. К тому же в первые 3 года жизни ребенка получают развитие или затормаживаются наследственные данные, наследственная отягощенность. Для психического развития в этом возрасте мощным стимулом является степень удивления окружающим его миром.

Особенности роста и развития. Замедление нарастания массы тела (2-й год - 2,5–3 кг, 3-й - 2 кг) и роста (2-й год - 10–12 см, 3-й год - 7–8 см). Относительное преобладание высоты головы и длины туловища над конечностями. Интенсивное нарастание мышечной массы. Нарастающая двигательная активность, совершенствование ходьбы, овладение бегом, ходьбой по наклонной плоскости. Дальнейшее совершенствование движений руки. Повышение работоспособности, бодрствование без утомления - 6–6.5 часов.

Особенности ЦНС. Увеличение к 3 годам массы мозга в 3 раза. Улучшение миелинизации. Усиление руководства функциями органов и систем со стороны коры больших полушарий головного мозга. Быстрота смены одного очага возбуждения в коре головного мозга другим. Новое для этого возраста - участие в анализе информации ассоциативных областей мозга (переработка и запечатление информации).

ЭЭГ. Очень быстрая эволюция до 3-летнего возраста. В 4–5 лет появляется выраженный a-ритм.

Нервно-психическое развитие. Наивысшая степень эмоциональных проявлений. Преобладание положительных эмоциональных реакций. Закладывание основ интеллекта. Развитие речи. Речь становится основным средством общения со взрослыми и детьми. На втором году 8–10 новых слов в месяц. На 3-м году - 50–60 слов. От 2 лет 6 мес до 3 лет словарный запас 1200–1500 слов, речь простыми фразами. Ребенок легко повторяет услышанные фразы. Быстрое развитие памяти: воспоминание об определенном событии, установление взаимосвязи и последовательности событий. Изучение признаков предмета - исследовательское поведение. Развивающее действие изобразительной и конструктивной деятельности. Становление индивидуальных черт характера и поведения. Характерна способность мозга к выработке внутреннего торможения, на основе которой формируются волевые качества личности. Избирательное отношение к детям. На втором году потребности выше имеющихся у ребенка возможностей, стремление к активной деятельности. В 2.5–3 года ребенок легко запоминает стихи и песенки, речь его эмоционально выразительна. Появляются элементы ролевой игры. Центральным образованием 3-летнего ребенка является система «Я». Любопытство - мотивирующая сила для умственного развития. Очень важно для нервно-психического развития появление у ребенка вопросов: «Что?», «Где?», «Зачем?», «Почему?», «Куда?», «Когда?».

По окончании периода новорожденности ребенок вступает в следующий этап жизни — период грудного возраста, который характеризуется бурным ростом, развитием и совершенствованием всех органов и систем.

Рост доношенного ребенка равен 49 — 51 см. Мальчики обычно крупнее девочек. Наиболее энергично ребенок растет в первые месяцы жизни, затем темпы роста несколько замедляются: к 3 мес жизни ребенок в среднем прибавляет в росте по 3 см в месяц, к 6 мес — 2 — 2,5 см, к 9 мес — 2 см и к концу 1го года жизни — по 1,5 см в месяц. Таким образом, за первое полугодие жизни ребенок вырастает на 15 — 16 см, а за весь первый год жизни — на 25 — 27 см.

Законы нарастания массы тела такие же, как и роста, — чем моложе ребенок, тем интенсивнее идет прибавка массы: на 1-м месяце жизни ребенок в среднем прибавляет 600 г (с учетом компенсации физиологической потери массы тела), в течение 2-го и 3-го месяцев жизни по 800 — 900 г, а затем в течение каждого последующего месяца жизни ребенок прибавляет на 50 г меньше, чем в предыдущем месяце.

Чтобы узнать, какой рост и массу тела должен иметь ребенок на первом году жизни, надо к этим показателям при рождении прибавить соответствующие показатели увеличения массы тела и роста за прожитый год.

При этом удобно пользоваться таблицей.

Средние показатели увеличения роста и массы тела у детей 1-го года жизни

Возраст ребен ка, мес Увеличение роста, см Увеличение массытела, г
за месяц за весь период за месяц за весь период
1 3 3 600 600
2 3 6 800 1400
3 2,5 8,5 800 2200
4 2,5 11 750 2950
5 2 13 700 3650
6 2 15 650 4300
7 2 17 600 4900
8 2 19 550 5450
9 1,5 20,5 500 5950
10 1,5 22 450 6400
11 1,5 23,5 400 6800
12 1,5 25 350 7150

Первый год жизни ребенка отличается также интенсивным развитием центральной нервной системы — формированием активных движений, различных навыков и умений.

В возрасте 1 мес ребенок уже хорошо держит голову, реагирует на звуки, улыбается. К 3-му месяцу объем движений увеличивается: ребенок поворачивается со спины на бок, начинает захватывать предметы, четко определяет направление звуков, узнает близких. В 6 мес ребенок хорошо переворачивается, начинает ползать, произносит отдельные слоги. К 9-му месяцу самостоятельно садится, передвигается у опоры, много лепечет. В возрасте 1 года ребенок обычно начинает ходить, произносит 10 — 12 слов, умеет хорошо пить из чашки, пытается самостоятельно есть.

В течение первого года жизни в организме ребенка происходит много существенных изменений, заключающихся в созревании и формировании всех органов и тканей. Костный скелет приобретает большую плотность, нарастает мышечная масса, развивается подкожный жировой слой, кожа уплотняется, становится менее ранимой, совершенствуются функции дыхательной и сердечнососудистой систем.

После 6 мес жизни у ребенка , к году ребенок обычно имеет 8 зубов.

Продолжается развитие желудочно-кишечного тракта. Начиная с первых месяцев жизни значительно увеличивается объем желудка, достигая к 3 месяцам 150 — 180 мл, а к 1 году 250 мл. В связи с введением в рацион ребенка различных новых видов пищи увеличивается отделение пищеварительных соков с нарастанием их активности. Улучшаются процессы расщепления и усвоения пищевых веществ.

Практически к концу 1-го года жизни ребенок может получать все основные продукты питания. Частота стула по сравнению с новорожденными уменьшается до 2 — 3, а к концу года до 1 — 2 раз в сутки. У некоторых детей, особенно при искусственном вскармливании, стул может быть через день. При хорошем общем состоянии ребенка это не должно вызывать тревоги и не требует никаких вмешательств.

«Питание детей», Е.Ч.Новикова,
К.С.Ладодо, М.Я.Бренц

Ранний возраст — период жизни ребенка, который охватывает возраст от 1 года до 3 лет. В этот период отмечается постепенное совершенствование всех функциональных возможностей организма детей. Однако ребенок раннего возраста остается еще в высокой степени ранимым, восприимчивым к различным заболеваниям, в том числе к нарушениям со стороны пищеварительных органов; ребенок этого возраста легко подвержен любым…

Школьный возраст (7 — 15 лет) характеризуется дальнейшим развитием организма ребенка. У детей школьного возраста усиленно развивается мышечная система, увеличивается рост, изменяются пропорции тела, формируются вторичные половые признаки. Развитие, детей школьного возраста отличается еще большими неравномерностями. В младшем школьном возрасте преобладают количественные изменения (дальнейшее увеличение роста и массы тела, совершенствование структуры органов, тканей, систем). При…

Очень важно, чтобы в суточном рационе ребенка было правильным соотношение белков животного и растительного происхождения. Для детей первых месяцев животные белки составляют около 100% от общего количества белка, содержащегося в рациона ребенка. Для детей от 1 года до 3 лет — 70 — 75%, для детей дошкольного возраста — 60 — 65%, для детей школьного…

Этот период начинается с 3 – 4 недели жизни и условно заканчивается в 12 мес. Он характеризуется более высокими, чем в последу­ющие годы, темпами физического и психического развития. Масса тела ребен­ка к концу первого года жизни утраивается. Рост увеличивается на 25 см, окружность головы – на 12 см, а окружность груди – на 13–15 см. Существенно меняются пропорции тела, приближаясь к таковым у взрослого, что выражается в преобладающем удлинении конечностей и в меньшей степени туловища и головы. Наряду с этим организм ребенка претерпевает заметные качественные изменения. В первые месяцы жизни осуществляются процессы клеточного новообразования, нервные клетки приобретают дендриты, волокна миелинизируются. Развиваются статические функции: к 2 мес. ребенок хорошо держит голову, находясь в вертикальном положении; с 4–5 мес. перевора­чивается с живота на спину, далее со спины на живот; к 7 мес. самостоятель­но садится, а к концу года начинает ходить. К 5 – 6 мес. начинают проре­зываться молочные зубы, к году обычно бывает 8 зубов.

В грудном возрасте у ребенка значительными темпами осуществляется психическое развитие. По мере дифференцирования ЦНС, начиная с 2 – 3 нед, а особенно после месяца, происходит развитие условных рефлексов (1-я сиг­нальная система). Сначала они довольно просты, например рефлекс на положение при кормлении, а затем значительно усложняются. С 1 мес. движения глазных яблок становятся координированными, взгляд фиксируется на ярких предметах, появляется слуховое сосредоточение, к концу 2-го месяца ребенок следит за движением предмета, улыбается. С 3-4 мес. он эмоционально гулит, узнает близких, с 6 мес лепечет слоги «ба», «па», «ма», громко смеется. К концу года ребенок произносит первые осмысленные слова (с этого мо­мента начинается развитие речи - вторая сигнальная система), выполняет про­стые требования, понимает слова запрета. К этому времени замедляется фи­зическое развитие, его опережает психическое.

Для правильного развития ребенка необходимы четкая организация режи­ма, питания, чередование периодов сна и бодрствования. Детям 2 - 3 мес надо обеспечить сон общей длительностью 16-18 ч, из них 10- 11 ч ночью и 6 -7 ч днем в 3 - 4 приема; в возрасте 3 - 6 мес длительность сна - 16 чв сут; от 6 до 10 мес. - 15-16 ч, из них днем около 5 ч в 3 приема. После 10 мес дети переходят на двукратный дневной сон с общей продолжительностью в сутки 14,5 - 15 ч. После каждого сна ребенок должен есть, а после каждого кормле­ния - бодрствовать. Все жизненные системы организма, адаптированные к внеутробному существованию в течение первого месяца жизни, оказываются еще неустойчивыми и легко расстраиваются при любых нерациональных ус­ловиях. Правильно организованное вскармливание должно обеспечить высо­кую потребность ребенка первого года жизни в основных питательных веще­ствах и калориях. Несбалансированное питание в условиях интенсивного роста приводит к развитию заболеваний, связанных с легко возникающим де­фицитом тех или иных веществ. К ним относятся анемия, рахит, гипотрофия. В то же время относительная незрелость функций желудочно-кишечного трак­та затрудняет переваривание пищи и предрасполагает к быстрому развитию желудочно-кишечных заболеваний.



В первые 3-4 мес. ребенок проявляет повышенную устойчивость ко мно­гим инфекциям (корь, скарлатина, дифтерия, ветряная оспа, краснуха и др.) благодаря сохранению пассивного иммунитета, приобретенного внутриутроб­но через плаценту. В то же время он чувствителен к гноеродным микроорганизмам и особенно к кишечной флоре. Сохраняется склонность к генерализа­ции воспалительного процесса, к общей ответной реакции на любое воздействие. Так, при ряде заболеваний (пневмония, грипп, дизентерия) могут развиться судороги, менингеальные явления, токсикоз.

Возрастная периодизация - периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

ГРУДНОЙ ВОЗРАСТ .В этом возрасте у ребенка происходит интенсивное развитие всех органов и систем, возрастает потребность в энергии и питательных веществах, поэтому, кроме грудного молока, с 6 месяцев вводится прикорм. Он знаменует собой переход от грудного вскармливания к обычному питанию. В этом периоде происходит совершенствование центральной нервной и других органов и систем. После 4 месяцев совершенствуется жевательный аппарат, начинается прорезывание зубов.

В грудном периоде отмечается высокий темп физического и психического развития. Масса тела к концу первого года утраивается, рост увеличивается в среднем на 25 см, окружность головы – на 12 см, окружность груди – на 13–15 см.

Изменяются и пропорции тела, конечности удлиняются, развиваются статические функции: ребенок начинает держать голову, к 7 месяцам самостоятельно садится, а к году – ходит.

В грудном возрасте стремительно происходит психическое развитие. К концу года ребенок начинает понимать слова, говорит первые осмысленные слова.

Грудной период. Длительность этого периода условно определяется необходимым сроком кормления ребенка грудным молоком; у большинства детей он заканчивается к концу первого года жизни. Характерной особенностью этого периода является интенсивный рост тела ребенка. Это вызывает у детей первого года жизни повышенную потребность в пище. Но так как органы пищеварения у них в функциональном отношении еще недостаточно развиты, то малейшие погрешности в диете ведут к острым и хроническим расстройствам пищеварения и питания. Выраженная нестойкость процессов обмена веществ при интенсивном росте скелета делает грудных детей предрасположенными к заболеванию рахитом; у некоторых детей выявляются так называемые аномалии конституции экссудативный, невропатический и лимфатический диатезы. Кроме того, у детей грудного возраста имеется склонность к диффузным реакциям, и поэтому при различных заболеваниях (пневмония, грипп, острые катары, отиты, диспепсия, дизентерия и пр.) легко возникают судороги, явления менингизма или менинго-энцефалита и токсикозы.

Новорожденный ребенок - это не уменьшенная копия взрослого человека, он имеет огромное количество анатомо-физиологических особенностей, отличающих его от грудничковых детей и особенно детей старших возрастных групп: это и более высокие темпы обмена веществ, и особенности развития всех органов и систем.



Только в раннем детском возрасте выявляются определенные состояния, не встречающиеся в других возрастных группах и у взрослых. Малышу нужно определенное время после рождения для того, чтобы приспособиться к новой жизни, жизни вне материнского организма.

Физическое развитие ребенка представляет собой последовательный процесс роста, обусловленный увеличением массы тела, длины, развитием отдельных частей тела и биологического созревания ребенка соответственно его возрастному периоду. Прослеживая развитие малыша от периода новорожденности до 1 года, ориентируются на антропометрические данные, психомоторное развитие (двигательную активность), речевое развитие, развитие навыков и умений, мыслительное развитие.

Надо отметить, что развитие мальчиков и девочек далеко неодинаково. Например, уже в момент рождения девочка на 20-25% ближе к окончательным пропорциям, чем мальчик. Связано это с более быстрыми темпами развития женского организма, в том числе и внутриутробного.

Питание детей вообще и особенно маленьких - очень сложное и ответственное дело. Пища - источник энергии и пластический материал, из которого строится и быстро растет детский организм. От характера пищи зависят структура органов и систем ребенка и их функции. Течение и исход многих болезней у детей во многом определяются особенностями питания. Поэтому правильное питание ребенка является одним из важнейших условий охраны здоровья и жизни ребенка.

В чем заключаются трудности при организации кормления новорожденных и грудных детей? Объяснение следует искать в анатомических и физиологических особенностях организма ребенка в этом возрасте. Выше уже говорилось о том, что на первом году жизни ребенок очень интенсивно растет и к 4-му месяцу жизни масса тела его удваивается, а к году - утраивается.



Такой стремительный рост и развитие органов и систем возможны только при достаточном поступлении питательного материала (белков, жиров, углеводов, солей и витаминов).

Ребенку на 1-м году жизни необходимо на 1 кг массы тела калорий в 2 раза с лишним больше, чем взрослому человеку.

Система органов пищеварения у грудных детей, особенно первых месяцев жизни, имеет ряд особенностей. Так, слюнные железы вначале (до 4-месячного возраста) вырабатывают мало слюны, с небольшим содержанием в ней фермента. Мышечный слой стенки желудка недоразвит. Деятельность желез стенки желудка снижена. Уже вырабатываются такие ферменты, как пепсин и липаза, но в незначительном количестве. Особенно мало липазы - фермента, расщепляющего жиры.

У новорожденных имеются все пищеварительные ферменты кишечника, но их активность довольно низкая и нарастает только с возрастом. Желчь относительно бедна желчными кислотами и холестерином, что уменьшает ее пищеварительные возможности. Из-за незаконченности формирования и недостаточности нервной регуляции механизм передвижения пищи по кишечнику чрезвычайно неустойчив. Эти особенности строения и функции желудочно-кишечного тракта затрудняют переваривание и усвоение пищи организмом ребенка.

Таким образом, у детей на 1-м году жизни потребность в пище велика, а возможности ее переваривания резко ограничены. Создается почти «непримиримое несоответствие», которое и составляет основную трудность питания детей этого возраста.

Как же обеспечить повышенную потребность ребенка в питательных веществах при такой незавершенности системы его пищеварения? Какое питание для него наиболее целесообразно?

Давно уже известно, что в этом отношении наилучшим является грудное вскармливание, т. е. кормление молоком матери. Молоку матери нет ни естественных, ни искусственных аналогов,- Оно отвечает потребностям ребенка и содержит все необходимое для его успешного развития.

Грудной период продолжается от 29-30-го дня до конца 1-го года жизни. Основные процессы адаптации к внеутробной жизни завершены, начинается бурное физическое, моторное и психическое развитие. При этом интенсив­ность обменных процессов очень высока при сохраняющейся незрелости анатомических структур, функциональной ограниченности дыхательного аппарата и ЖКТ. Пассивный иммунитет ко многим детским инфекционным заболеваниям (кори, краснухе, дифтерии и др.), приобретённый внутриутроб­но через плаценту и поддерживаемый внеутробно молоком матери, сохраня­ется в течение 3- 4 мес.

Физическое развитие наиболее интенсивно в первой половине года. Ребенок к 5 месяцам удваивает массу тела при рождении, в 12 месяцев – утраивает. В 1 год масса доношенного ребенка составляет примерно 10 кг.

Длина тела увеличивается к 5 месяцам на 15-16 см, к 1 году на 25 см, составляя примерно 75 см. Окружность головки увеличивается на 1 см в месяц достигая 46-48см в1 год, окружность груди увеличивается более интенсивно, превышает окружность головки на 2 см.

Зубы появляются с 6-8 месяцев, к 1 году должно быть 8 зубов. Процесс прорезывания зубов иногда сопровождается повышением температуры тела, беспокойством, ухудшением аппетита, диспепсическими расстройствами. Подробнее в данных процессах Вам поможет разобраться стоматология в Приморском районе .

Нервно-психическое развитие

К 2 месяцам жизни заканчивается миелинизация зрительного и слухового нервов, ребенок фиксирует взгляд, следит за предметом, прислушивается к звукам, тянет ручки к ярким предметам. Появляются положительные эмоции- улыбка в ответ на улыбку, комплекс оживления при обращении к нему, смех. Ребенок начинает «гулить» произносить отдельные протяжные звуки». Рефлексы «атавизма» исчезают

К 3 месяцам созревает стриарное тело, становится возможным удерживать головку, приподнимать ее из положения лежа на животе. В 5-6 месяцев созревает мозжечок, ребенок пытается приподняться, а затем начинает сидеть, удерживая равновесие. Каждое новое умение связано с созреванием регулирующих центров, до созревания обучить невозможно. Утрата навыка свидетельствует о болезни.

В 6 месяцев появляется объемное видение, это стимулирует ползанье, вначале по «пластунски», к 7 месяцам ребенок ощущает животом трение об пол, начинает приподнимать туловище и ползать опираясь на локти и колени. В 7 –8 месяцев ребенок встает на ножки и передвигается с поддержкой, с 10-12 месяцев -ходит самостоятельно.

Преобладают эмоции положительные. Совершенствуется речь. В 3 месяца- лепет, артикуляция носит национальный характер (подражает родителям), в 6 месяцев- произносит слоги, к 12 месяцам формируется осознанная реакция на слово, произносит отдельные слова (6-10) – дай, му-му, мама и др.

Ребенок радуется приходу детей, повторяет приказ, одевает кольцо на пирамидку, водит куклу, пьет из чашки, держит ложку, проявляет интерес к книгам с картинками.

С 10 месяцев начинается психологический кризис «кризис базального доверия». Младенец выбирает «эмоционально значимое лицо», человека которому доверяет, в тоже время настороженно относится к незнакомым людям, испытывает чувство страха. Проявляется индивидуальный стиль поведения, темперамент.

Темперамент генетически детерминирован, но подвержен влиянию социума, особенностям микроокружения семьи. Выявляется легкий и трудный темперамент. Для его оценки используют 9 признаков : активность, регулярность сна- бодрости, адаптивность, приятие, интенсивность эмоций, настроение, настойчивость, отвлекаемость, порог минимальной силы воздействия. Трудный темперамент- аритмичность, низкое приятие и адаптивность, негативизм .

Грудной период детства характеризуется большими изменениями в организме: происходит перемоделирование скелета, формируется собственный иммунитет, снижается пассивный иммунитет уменьшается уровень «материнских антител», гемоглобин и эритроциты «физиологическая анемия», совершенствуется терморегуляция. На основе физиологических преобразований возникает риск заболеваний – рахит, анемия, инфекционные болезни органов дыхания и пищеварения, повышается риск травматизма, что требует проведения профилактики.

Ребенок нуждается в правильном питании, соблюдении режима, воспитании опрятности, пользовании горшком.

Игрушки стимулируют развитие ребенка — в 2 месяца — погремушка, с 6 месяцев мяч, зверюшки, пирамидка, 11-12 месяцев книги с крупными картинками.

Интенсивный рост, дифференцировка органов и большая напряжённость об­менных процессов становятся фоном, на котором легко развиваются (особен­но при недостаточном, одностороннем, избыточном питании и погрешнос­тях ухода) такие заболевания, как гипотрофия, паратрофия, анемия, рахит, острые расстройства пищеварения, атопический дерматит, рецидивирующий обструктивный синдром. Развитие острых респираторных вирусных инфек­ций (ОРВИ) может осложниться пневмонией. Пассивный иммунитет, обус­ловленный полученными от матери AT, постепенно ослабевает, и во второй половине первого года жизни дети могут болеть корью, ветряной оспой и дру­гими детскими инфекционными заболеваниями.