Этапы кризиса 7 лет. Симптомы кризиса семи лет. Предоставлять личное время

Обряды

В возрасте пяти лет ребенок превращается в «маленького философа». Он рассуждает по поводу происхождения луны, солнца, звезд, основываясь на просмотренных телепередачах о космонавтах, луноходах, ракетах, спутниках и т. д.

В определенный момент дошкольного возраста у ребенка появляется повышенный познавательный интерес, он начинает всех мучить вопросами. Такова особенность его развития, поэтому взрослым следует понимать это и не раздражаться, не отмахиваться от ребенка, а по возможности отвечать на все вопросы. Наступление «возраста почемучек» свидетельствует о том, что ребенок готов к обучению в школе.

2. Возникновение первичных этических инстанций. Ребенок пытается понять, что хорошо, а что плохо. Одновременно с усвоением этических норм идет эстетическое развитие («Красивое не может быть плохим»).

3. Появление соподчинения мотивов. В этом возрасте обдуманные действия превалируют над импульсивными. Формируются настойчивость, умение преодолевать трудности, возникает чувство долга перед товарищами.

4. Поведение становится произвольным. Произвольным называют поведение, опосредованное определенным представлением. Д.Б. Эльконин говорил, что в дошкольном возрасте ориентирующий поведение образ сначала существует в конкретной наглядной форме, но затем становится все более обобщенным, выступающим в форме правил или норм. У ребенка появляется стремление управлять собой и своими поступками.

5. Возникновение личного сознания. Ребенок стремится занять определенное место в системе межличностных отношений, в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности.

6. Появление внутренней позиции школьника. У ребенка формируется сильная познавательная потребность, кроме того, он стремится попасть в мир взрослых, начав заниматься другой деятельностью. Эти две потребности ведут к тому, что у ребенка возникает внутренняя позиция школьника. Л.И. Божович считала, что данная позиция может свидетельствовать о готовности ребенка учиться в школе.

28. Понятие психологической готовности ребенка к школьному обучению. Ее структура. Варианты развития психологической готовности к обучению и адаптация первоклассника к школе.

Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебной работой ребенка со стороны учителя и родителей — обилие замечаний, упреков. Тревожность возникает из-за страха что-то сделать плохо, неправильно.

Демонстративность — особенность личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Ребенок, обладающий этим свойством, ведет себя манерно. Его утрированные эмоциональные реакции служат средством достижения главной цели — обратить на себя внимание, получить ободрение.

Уход от реальности — еще один вариант неблагоприятного развития. Это когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Эти дети тоже имеют сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее в резкой театрализованной форме не могут из-за своей тревожности.

Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в 6 или 7 лет, он в какой-то момент своего развития проходит через так называемый кризис семи лет. Этот перелом может начаться в 7 лет, а может сместиться к 6 или 8 годам. Как всякий кризис, кризис 7-ми лет не жестко связан с объективным изменением ситуации. Важно, как ребенок переживает ту систему отношений, в которую он включен, - будь то стабильные отношения или резко меняющиеся. Изменилось восприятие своего места в системе отношений -значит, меняется социальная ситуация развития, и ребенок оказывается на границе нового возрастного периода.

Как считает Л.И. Божович, кризис 7-ми лет - это период рождения социального «Я» ребенка.

Когда ребенок вступает в кризис 7-ми лет, он вдруг утрачивает детскую наивность и непосредственность; он начинает манерничать, паясничать, кривляться, появляется какая-то клоунада, ребенок строит из себя шута. Ребенок сознательно принимает на себя какую-то роль, занимает какую-то заранее подготовленную внутреннюю позицию, часто не всегда адекватную ситуации, и ведет себя в соответствии с этой внутренней ролью. Отсюда и неестественность поведения, непоследовательность эмоций и беспричинные смены настроения.

Возникают трудности воспитания , ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Изменяются черты лица, ребенок быстро растет, повышаются его выносливость, мышечная сила, совершенствуется координация движений.

В период кризиса семи лет проявляется то, что Л. С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний. Такое усложнение эмоционально-мотивационной сферы приводит к возникновению внутренней жизни ребенка.

Начавшаяся дифференциация внешней и внутренней жизни ребенка связана с изменением структуры его поведения (см. рис. 1) Появляется смысловая ориентировочная основа поступка - звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это и момент эмоциональный, поскольку определяется личностный смысл поступка - его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений. Смысловая ориентировка в собственных действиях становится важной стороной собственной жизни. В то же время она исключает импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показывать другим, что ему плохо. Ребенок внешне уже не такой, как "внутренне", хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут в значительной мере сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на детей и близких взрослых, сделать то, что сильно хочется.

Когда ребенку исполняется 7 лет у него начинают происходить изменения в психике. Возникает кризис, с которым сталкиваются родители чада. Этот период хорошо изучен психологами и называется он «кризис 7 лет». Изменения, которым поддается ребенок, связаны с его переходом с дошкольного статуса к школьному. Меняется распорядок дня, социальное взаимодействие. Поэтому у него возникают проблемы с дисциплиной. Кроме этого, в такой период дитя начинает осознавать свое психическое «Я», тогда как раньше ощущал лишь физическое.

Многие родители считают, что кризис 7 лет в жизни ребенка - период, который нужно предотвратить, чтобы и самим не страдать, и малышу не мучиться. Но это закономерный процесс нормальной психической адаптации чада к меняющимся условиям. Поэтому каждой маме и каждому папе придется столкнуться с рассматриваемой ситуацией. Все, что они могут сделать, это заметить первые признаки кризиса, смягчить его остроту и уменьшить длительность. Это очень важно, ведь ребенок может и не перерасти проблемы, с которыми он столкнулся в возрасте 7 лет, и они прочно закрепятся в его памяти, тогда что-либо исправить будет весьма проблематично.

Негативизм — это отказ от всего, о чем ребенка просит родитель. Следует отличать этот признак от обычного непослушания, свойственного всем детям. В случае негативизма, малыш отказывает практически всегда. Не рекомендуется наказывать ребенка в такие моменты. Даже разговор по душам, или требование объяснений не помогут в данном случае. Но если чадо в момент отказа занимается чем-то, что полностью увлекло его, то непослушание в этом случае естественно.

Упрямство — когда дитя требует что-либо от родителей. Это может быть игрушка, конфетка и любая другая вещь. Но ребенку она не нужна. Главное, чего хочет чадо, это самоутверждения, а не обладания вещью.

Строптивость — ребенок всячески пытается нарушать дисциплину, распорядок дня, который ему пытаются навязать. Это может быть нежелание рано утром вставать, ходить в школу, кушать, делать домашнее задание.

Своеволие — дитя хочет быть независимым, поэтому пытается делать все самостоятельно, преодолевать трудности, не спрашивая разрешения или совета у родителей. Ему не важны желания и указания взрослых. На первом месте потребности самого ребенка.

Протест — когда малыш адаптируется к новому укладу жизни и условиям общества, у него накапливается внутреннее отрицание, протест, который он выплескивает практически на каждого человека. Ссоры в семье и в школе становятся обыденным делом. Это происходит от того, что ребенок испытывает внутренний конфликт по адаптации к социуму.

Обесценивание — у малыша формируются новые идеалы. То, что он раньше считал интересным, теперь для него не имеет никакого значения. Дитя ломает любимые игрушки, говорит плохие слова, которые под запретом в обществе. Хулиганит и всячески пакостит всем окружающим его детям, иногда относясь к ним с жестокостью.

В семьях, где дети под сильной опекой, наступает деспотизм : ребенок меняет уклад жизни семьи под свои потребности.

Самостоятельная диагностика

Симптомы кризиса:

  • часто грубит;
  • плохо делает домашние задания;
  • отказывается ходить в школу или детский сад;
  • до последнего стоит на своей точке зрения, начались паясничания, ужимки, позирования;
  • не устраивает в семье все.

Также ребенок становится :

  • раздражительным и вспыльчивым;
  • быстро утомляемым;
  • рассеянным;
  • замкнутым и робким.

Если хотя бы два пункта совпали наблюдаются у ребенка - у него кризис 7-летнего возраста. Но не стоит сильно беспокоиться. В ближайшее время родителям необходимо откорректировать свое поведение так, чтобы не задевать чувства чада. Поскольку бездействие и игнорирование проявлений, как активное, так и пассивное, скажется на поведении ребенка в будущем.

Также возможно, что кризис 7 лет еще не начался, и все вышеприведенные модели поведения, которые обнаружены у ребенка, являются следствием неправильного воспитания. Тогда, маме и папе нужно обратить внимание на этот момент, и откорректировать методы своего воспитания.

Причины

Причины кризиса 7 лет возникают из-за резкой смены повседневного уклада жизни. Когда ребенок переходит из садика в школу, перед ним возникает множество проблем. Это и смена обстановки, общение со школьниками разного возраста и уровня умственного развития. Чаду хочется влиться в общество, и стать полноправным членом системы. Поэтому, чтобы быть готовым к школьному этапу, кризис 7 лет - первое, что ему придется пережить.

Именно в этом возрасте дитя направлено на поиск авторитетной личности. Поэтому в период кризиса у ребенка могут появиться друзья, старше его по возрасту, считающиеся школьными хулиганами и забияками. Чадо может ябедничать на своих сверстников и заискивать перед старшими. Малыш начинает смотреть на себя со стороны: все время сравнивать с кем-то, появляется склонность недооценивать свою личность.

Какие трудности ждут родителей?

Ребенок начинает раздражать взрослых. Кроме этого, сами родители не до конца понимают, что они могут сделать с малышом такого, чтобы он вновь стал управляемым. Даже те мамы и папы, что раньше говорили спокойно с ребенком, начинают срываться на крик, возникают ссоры, ситуация заходит в тупик.

Малыш становится непослушным. У него портится характеристика в школе. Он сравнивает себя с другими, свои обязанности в семье с тем, что делают мама, папа, брат. Например, у него может возникнуть конфликт, ввиду того, что старшему брату можно не одевать шапку, а ему нельзя.

Дитя изводит всех в семье своим упрямством. Может произойти ситуация, когда ребенку во что бы то ни стало нужна игрушка. Он просит ее у родителей снова и снова, а когда они покупают вещь своему малышу, к ней резко теряется интерес.

Что делать родителям?

Не нужно поддаваться панике. Это временный этап в жизни ребенка и он, как и любой другой возрастной кризис, пройдет. Следует правильно вести себя с ребенком и все со временем придет в норму. Родителю необходимо дать чаду больше свободы. Это нужно для того, чтобы ребенок разобрался в своем внутреннем «Я». Необходимо знать меру между жесткими ограничениями (чем злоупотребляют родители) и контролем и направлением чада в правильную сторону.

Необходимо принять во внимание, что ребенок уже не такой беспомощный, каким был когда-то. Если дать ему больше свободы, он станет более самостоятельным, и потом сам придет за советом к маме и папе.

Следует дать ребенку возможность спорить с родителями. Ему необходимо высказать свое мнение, а взрослым, считаться с этим мнением. Таким образом, дитя поймет, что безосновательно требовать чего-либо — не лучший вариант.

В момент начала кризиса семи лет, не нужно отбирать у ребенка игрушки, и сразу же сажать его за тетрадки и учебники. Необходимо делать это постепенно, даже играючи, чтобы переход от развлечений к учебе выглядел как приключение. Например, ребенок может поиграть, расслабиться, но при этом повторять заданные на дом слова, материал. Родителям тоже нужно быть вовлеченными в образовательный процесс. Например, мама может делать домашние задания по рисованию вместе с ребенком.

Не нужно заставлять ребенка соблюдать режим дня. Не хочет - не надо. Маме следует поинтересоваться о том, сколько времени нужно чаду, чтобы справиться со всеми своими заданиями. Пускай пытается успевать за отведенное ему время. От этого действия он почувствует себя взрослым. С ребенком нужно общаться на равных, забыть о том, что он - малыш. Именно тогда чадо будет принимать решения, за которые надо нести ответственность, а не перекладывать всю вину на родителей.

От родителей требуется ставить в пример не себя или своих друзей, а героев сказочных мультфильмов. Причем желательно брать во внимание мультики с глубоким смыслом. Таким образом, авторитетом для ребенка будет сказочный персонаж, и дитя поймет, что так нужно делать не только потому, что родители требуют. Ведь так поступает даже герой в его любимом мультике.

Родителям не следует относиться к ребенку, как к своей вещи, игрушке. Нужно понять, что он - личность, которая не обязана во всем походить на маму или папу. Ведь кризис проявляется в первую очередь именно из-за поведения родителей. Маме и папе дитя нужно понять, что их чаду намного сложнее, чем им, и нужно его поддержать и направить в этот трудный для него момент жизни.

Чего делать нельзя?

Нельзя запрещать ребенку дальше познавать мир, пробовать что-то новое. Ведь именно в этом возрасте происходит переход малыша от игровых занятий к неигровым: шитью, рисованию, конструированию. У чада появляется потребность создавать что-то новое.

Нельзя критиковать малыша. В возрасте 5-7 лет у детей обостряется реакция на критику. Дитя может принести нарисованный им рисунок родителям, чтобы те его оценили. Если они не хвалят его, у ребенка понижается самооценка. А ведь именно в этом возрасте она формируется.

Нельзя злиться на малыша, когда он оттягивает выполнение какого-либо обязательства, которое не хочет делать. Родителям следует учесть, что он их слышит, это просто новый способ взаимоотношения со взрослыми, который ребенок только пробует в своей жизни. Особенности кризиса 7 лет заключаются в том, что малыш переосмысливает прежние правила и свою жизнь.

Когда необходимо обратиться к врачу?

К врачу лучше вообще не обращаться. Этот период временный и он скоро пройдет. Нужно просто смириться, что у ребенка формируется своя новая внутренняя жизнь, в которую он пока еще пускает своих родителей. Но им уже нужно спрашивать у него разрешения войти в нее. Поэтому естественное течение психического развития малыша не стоит лечить с доктором.

К какому врачу обратиться?

Если родители все-таки решили проконсультироваться с врачом, нужно обратиться к детскому психологу. Доктор расскажет в подробностях взрослым о том, что это за напасть, как преодолеть кризис, научит по-новому взаимодействовать с ребенком. И объяснит чаду, что не нравится его родителям, и как прийти к консенсусу.

Если в кризис 3 лет ребенок учится выделять себя из окружающего мира, то в рассматриваемый период, он учится общаться с собой, и понимать себя. Это нелегко для чада, родителям следует это понять. Если малыш начал вести себя так, как описано при кризисе, в пять или шесть лет, это не повод беспокоиться.

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет называют возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину), или возрастом смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы). Однако главные перемены состоят не в изменении его внешнего вида, а в изменении поведения.

Ребенок начинает безо всякой причины кривляться, манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В его поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, паясничанье и даже клоунада. Конечно, дети кривляются, паясничают или гримасничают и раньше, чем забавляют себя и взрослых. Но в 6-7 лет это постоянное притворство и шутовство никак не мотивировано внешне, оно вызывает уже не смех, а осуждение взрослых. Ребенок может говорить писклявым голосом, ходить изломанной походкой, рассказывать непристойные взрослые анекдоты в совершенно неподходящих случаях. Это бросается в глаза и производит впечатление какого-то странного, немотивированного поведения.

Указанные черты являются главными симптомами переходного периода от дошкольного к школьному возрасту. Этот период получил в психологии название кризиса семи лет . В это время происходят важные изменения в психической жизни ребенка. Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности . Вычурное, искусственное, натянутое поведение 6-7-летнего ребенка, которое бросается в глаза и кажется очень странным, как раз и является одним из наиболее очевидных проявлений этой потери непосредственности.

Как отмечал Выготский, главная причина детской непосредственности - недостаточная дифференцированность внешней и внутренней жизни. Детская наивность и непосредственность означают, что ребенок внешне такой же, как внутри. По его внешнему поведению взрослые легко могут прочитать, что думает, чувствует и переживает дошкольник. Потеря непосредственности свидетельствует о том, что между переживанием и поступком «вклинивается» интеллектуальный момент - ребенок хочет что-то показать своим поведением, придумывает для себя новый образ, хочет изобразить то, чего нет не самом деле. Его переживания и действия интеллектуализируются, опосредствуются представлениями и знаниями о том, «как надо».

В этот период возникают новые трудности в отношениях ребенка с близкими взрослыми. Эти трудности были специально исследованы в работе К. Н. Поливановой (1994). По ее данным, на седьмом году жизни возникает новая реакция на указания взрослых: в привычных ситуациях ребенок никак не реагирует на простые просьбы или замечания родителей, делает вид, что не слышит их. Если раньше ребенок безо всяких проблем выполнял обычные режимные моменты, то теперь в ответ на приглашение идти обедать или спать он никак не реагирует, игнорируя призывы близких взрослых. В этом же возрасте появляется непослушание, споры со взрослым, возражение по всяким поводам. Например, ребенок может отказываться мыть руки перед едой (хотя раньше он это делал безо всяких возражений) и доказывать, что это делать совсем не обязательно. Он может демонстративно делать то, что является неприятным и нежелательным для родителей.

Например, в автобусе ребенок заявляет, что будет объявлять остановки сам. Мать просит его не делать этого, но он еще громче, на весь автобус объявляет остановки и, несмотря на просьбы матери, продолжает выкрикивать названия.

В семье дети начинают демонстрировать нарочито взрослое поведение . Ребенок может изображать какого-то конкретного члена семьи (например, отца) или стремиться к выполнению каких-то «взрослых » обязанностей. Он может пространно, «по-взрослому» рассуждать о причинах своего нежелания сделать что-то (почистить зубы или пойти спать), при этом его «логическая аргументация» имеет характер своеобразного резонерства, которое повторяет услышанное от взрослых и может продолжаться бесконечно долго.

У детей появляется интерес к своему внешнему виду . Они долго выбирают, во что одеться, спорят по этому поводу с родителями, стараются выглядеть взрослее, часто отвергают предлагаемое платье под предлогом «Я не маленький».

Как отмечает К. Н. Поливанова, все эти симптомы центрируются вокруг обычных бытовых правил, установленных родителями. Дети «перестают слышать » или отрицают ранее не обсуждавшиеся требования взрослых. До определенного времени данные правила были нераздельной частью целостного отношения к близкому взрослому. Но в конце дошкольного возраста эти правила становятся для ребенка воплощением обыденного, «детского», не им установленного способа жизни. Он начинает видеть этот образ жизни со стороны и относиться к нему. В первый момент отношение к правилу, заданному не им, а взрослым, оказывается отрицательным, а первая реакция на него - нарушение. Это нарушение привычных правил является следствием их осознания и возникшего отношения к ним. Прошлый, детский образ жизни обесценивается, отрицается, отвергается. Ребенок пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию взрослого. Он опробует себя в привычной ситуацию через нарушение обыденных, привычных правил.

Однако отношение к привычной ситуации становится возможным только в том случае, если перед ребенком открывается новая реальность, из которой он может смотреть на свою обыденную жизнь и оценивать ее. Именно это и происходит в период кризиса семи лет. Одновременно с симптомами «странного поведения» и «трудновоспитуемое» возникают важнейшие позитивные новообразования этого периода. Негативные проявления в поведении ребенка в этом (как и во всяком другом) переходном периоде являются лишь теневой, оборотной стороной позитивных изменений личности, которые и составляют основной психологический смысл этого переходного периода.

Человек в течение всей своей жизни переживает несколько кризисных, переходных моментов. Каждому возрасту свойственны свои признаки и причины. Кризис 7 лет у ребенка, возрастная психология которого была изучена не одним ученым, является вторым переходным моментом у человека.

Поворот обусловлен изменениями эмоционального, психологического и даже физического состояния малыша и характерен для детей от 6 до 8 лет. Именно в этот период ребенок начинает чувствовать себя старше со всеми вытекающими отсюда последствиями. Юный школьник не только чувствует себя повзрослевшим, но и старается полностью этому соответствовать, то есть старается одеваться по-другому, вести себя, как взрослый, и так далее.

Как правило, в этом возрасте малыш идет в первый класс. Перед этим родители стараются ему внушить, что, когда наступит эта пора, он повзрослеет. При этом в психическом плане ребенок все еще остается маленьким. Возложенная на него ответственность, неумение совладать со своими эмоциями и правильно расставить приоритеты ставят его, откровенно говоря, в тупик.

Симптомы кризиса семилетнего возраста схожи с переломным моментом в подростковом периоде.

Это только с первого взгляда кажется, что малыш достигает определенного психического развития. Например, самостоятельно принимает пищу, убирает за собой, ходит сам в туалет. Кроме того, у него имеется определенный круг обязанностей, установленных семейными традициями. Однако по достижении этого возраста на него накладывается ряд дополнительных задач, таких как — прилежно учиться, выполнять домашнее задание, обретать те или иные практические навыки.

Некогда послушное чадо начинает вести себя абсолютно противоположным образом. Чаще всего кризису присущи следующие признаки:

  • несуразное поведение;
  • кривляние;
  • игнорирование просьб;
  • грубость, резкость;
  • резкая смена настроения;
  • агрессивность;
  • неестественное поведение, выражающееся в надменности, пафосе.

Все это относится больше к поведенческому проявлению, но существуют еще эмоциональные и физические признаки кризиса 7 лет, которые внимательный родитель обязательно заметит:

  • чадо быстро устает;
  • становится вялым либо гиперактивным;
  • нередко бывает рассеянным.

Всему этому есть объективные причины.

Разновидности состояния

Изменение собственного «Я»- именно это является основной причиной такого поведения. Именно так считает Л. С. Выготский — известный детский психолог. Кроме того, маленькому человечку придется действовать и жить по другим правилам и уметь адаптироваться к абсолютно новому для него обществу.

Дети начинают вспоминать те привычки и постулаты, которые им были привиты ранее. Далее, с новым становлением личности, дети внутри себя накладывают эти правила на новое «Я», а их, в свою очередь, нужно совместить с новыми догмами, которые готовит им новая школьная жизнь и родители.

Все это проявление естественного противоречия. Происходит защитная реакция: неумение правильно определить свое отношение к окружающему миру приводит ребенка к отрицанию всего того, что ему было привито раньше.

Как следствие, возникает дух противоречия. Как может вести себя малыш в этом возрасте? Начинает бунтовать против просьб родителей, а в некоторых случаях и просто их игнорировать. При этом происходит данный процесс неосознанно. Нагрубив старшим, возможно, будет жалеть об этом, но внутри себя.

Попадая в школьный мир, в новый круг своих сверстников, нередко могут возникать конфликты. Причиной этому может быть даже не сам человек, а группа детей, с такими же, как у него, переживаниями. Каждый школьник в возрасте семи лет учится отстаивать свое мнение и завоевывать место под «солнцем» по-своему. Кто-то впадает в истерики, другой не слушает преподавателей, а третий использует силу и крик. Потому нередки случаи, когда первоклассник отказывается посещать школу.

Всему виной физиология?

С физиологической точки зрения, человек в этот момент меняется, но что же с ним происходит? Этому возрасту характерно биологическое созревание. К 7-летнему возрасту лобные полушария заканчивают свое развитие и принимают окончательную форму. Это значит, что человек может действовать свободно (произвольно) либо целенаправленно, решая определенные задачи, то есть составлять план своих дальнейших действий.

В этот же момент активно развивается нервная система, принимая особую подвижность. Основной момент — в возникновении возбуждения, влияющего на неусидчивость и гиперподвижность ребенка.

Его неустойчивая психика «учится» по-новому реагировать на эти биохимические процессы, к которым дополнительно присоединяются внешние раздражители. В данный период у определенного процента детей отмечаются нервные тики, передергивания, проявляются некоторые фобии. Малыш нередко начинает бояться того, чего раньше не пугался.

Мотивация поведения

В возрастной психологии состояние кризиса обусловлено становлением его личности. Проявление кризиса могут спровоцировать малейшие поводы, которые побуждают малыша совершить тот или иной поступок.

Важным моментом является психологическая подготовленность малыша к школе. Нередко этот период называют «синдромом первоклассника». Родителям нужно знать, что до шести-семилетнего возраста практически любой ребенок, при условии, что ранее не ущемляли его достоинство, воспринимает себя исключительно с позитивной стороны.

Эксперименты психологов показали, что малыши, не достигшие шести лет, ставят свои умения, навыки гораздо выше, чем дети с такими же навыками, но уже постарше, например, семилетние. Это еще раз доказывает, что дошкольный возраст имеет завышенную самооценку.

Перед тем, как пойти в первый класс, мнение дошкольника резко меняется. Особенность в том, что он уже сознательно дает себе внутреннюю самооценку, выделяя то, что он действительно может, между тем, что что только кажется — может. Человек в обществе начинает осознавать, что в реальности его личность не настолько совершенна. При этом уровень требований остается на том же уровне.

Внутри него развивается целая цепочка логических понятий. Например, малышам дошкольного возраста свойственно связывать окружающих людей с игрой. Дети чуть постарше начинают осмысливать, что не все касается только игр. Именно сейчас маленький человечек уже чувствует и может объяснить разницу между родными и посторонними людьми.

Позиция родителей

Сложный, но неизбежный этап развития любого человека с его адаптацией к окружающей среде. Как бы родителям ни хотелось, но избежать этого кризисного этапа, равно как и подросткового, не получится.

Родителям, прежде всего, нужно быть готовым к нему самим. Но даже несмотря на такую «подготовленность» резкая смена поведения их чада ставит родителей в тупик, и, к сожалению, большинство из них совершают ошибки.

Ограничить действия ребенка и вытянуть его из социума не получится. Родители должны обратить внимание на продолжительность, а также силу кризиса. Если этому не уделить должного внимания, то малыш не сумеет преодолеть сопутствующие трудности, и они могут отпечататься на его психическом и физическом состоянии на всю жизнь. В дальнейшем, осознав свой неправильный первоначальный подход, исправить родителям уже ничего не удастся.

Кризис может начаться не только в семь лет, но и раньше. Этот период называется докритическим. Его можно заметить в потере интереса к прежним играм. Это значит, что маленький человек подсознательно желает стать взрослее.

Проявление явных негативных признаков говорит о том, что момент кризиса наступил. И наконец, этот этап проходит, когда ребенок обретает внутреннее, пусть и относительное спокойствие. Он входит в стабильную фазу в психологическом и эмоциональном плане.

Действия родителей

Столкнувшись с такой ситуацией, для родителей главное — не растеряться и не потерять свое «лицо» перед крохой. Почему? В этот момент у маленького человека идет активное «отрицание» всего и всех. Нужно очень тщательно думать, прежде чем дать ему обещание или ответить что-либо невпопад.

До этого момента у малыша родители всегда была в авторитете. Учитывая, что в 7 лет человечек очень хорошо чувствует разницу между правдой и ложью, не трудно догадаться, какая реакция у него будет, если ребенок почувствует со стороны родителей подвох. Малыш уже отлично умеет сравнивать соответствие между действиями и словами. Родителям нужно четко знать, что делать, если ребенок гиперактивный — как себя вести и что говорить ему в том или ином случае.

  • Необходимо и морально и с точки зрения образования предварительно подготовить чадо к школе. Это может быть разучивание стихов, песен. Можно научить его пересказывать, к примеру, сказку своими словами, то есть — учить излагать. К этому же пункту можно отнести и умение отличать предметы. Существует множество развивающих программ для домашнего обучения.

Элементарная базовая подготовка поможет ребенку чувствовать себя уверенно среди сверстников, когда он попадет в школу. Неплохо будет предварительно посетить будущее учебное заведение, познакомиться с обстановкой, учителями.


Родителям самим нужно быть спокойными, терпеливыми и очень позитивными. Самым безболезненным считается выход из затруднительной ситуации с юмором. Со временем такой подход оставит свой отпечаток, и уже будучи взрослым вашему ребенку будет легче самому выходить из затруднительных ситуаций.

В этот период необходимо более тщательно следить за здоровьем малыша. Что в маленьком, что во взрослом возрасте — человек намного тяжелее воспринимает ситуацию, когда болен. И главное — нужно помнить, что этот период носит временный характер. Иногда обеим сторон нужен тайм-аут, потому при возможности устраивайте друг другу выходные, отправляя ваше чадо на выходные к бабушке или к родственникам.

Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.

Написано статей