Арт терапия для детей 3 4 лет. Арт-терапия для детей. Игры при различных нарушениях

Заговоры

Известно, что способность сопротивляться болезням выше у тех детей, которые, даже имея определённые заболевания, охотно общаются и играют со своими сверстниками. Ограничивать в движении детей, страдающих теми или иными заболеваниями не нужно, так как они активно растут. Мышцы, находящиеся в динамике движения, развиваются интенсивнее. Недостаток активных действий оказывает негативное влияние на опорно-двигательный аппарат, а также на нервную, иммунную, эндокринную и другие системы детского организма.

В чём смысл игротерапии?

Лечебные развивающие игры были придуманы с целью формирования у ребёнка интереса, повышения его эмоционального фона, и выступают в качестве альтернативы различным лечебно-профилактическим упражнениям, которые дети не всегда готовы выполнять целенаправленно и беспрекословно, даже если эти упражнения считаются самыми полезными.

Виды лечебных игр и их характеристика

Любая лечебная игра подбирается индивидуально в зависимости от заболевания. Для того чтобы в таких играх было легче ориентироваться специалисты разбили их на несколько групп:

  • игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата;
  • игры при заболеваниях дыхательной системы;
  • игры при ДЦП;
  • профилактические и восстанавливающие игры;
  • игры, развивающие речь (логопедические игры);
  • игры при различных нарушениях.

Требования к лечебным играм

Применяя игротерапию, следует учитывать следующие моменты:

  • игры должны соответствовать возрасту и состоянию здоровья ребёнка, т.е. они должны быть простыми и доступными для него;
  • игры должны пробуждать в ребёнке интерес и желание быть здоровым;
  • игры должны стимулировать ребёнка к активным действиям;
  • игры должны стимулировать ребёнка к самостоятельным действиям;
  • игры должны отвечать определённым эстетическим требованиям.

Игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Особое значение эти игры имеют для тех, кому скоро в школу. Ведь ребёнку придётся подолгу находиться в сидячей позе. Тут идеальным решением будет использование всевозможных подвижных игр и разминок.

«Котёнок» (2 – 4 года)

Цель. Укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки, развитие равновесия.

Описание. Для игры понадобятся 2 верёвки и мячик. Ребёнок может побыть котёнком. Для начала пусть свернётся клубочком и изобразит, как котёнок спит. Затем котёнок просыпается и потягивается. Для этого малышу нужно встать на четвереньки и прогнуть спину вниз, а голову одновременно поднять вверх.

Также котята очень любят гоняться за верёвочкой. Для этого ведущий берёт верёвочку за один конец и тянет, а ребёнок пытается поймать её, передвигаясь на четвереньках вслед за ней.

А ещё кошки любят охоту. На полу раскладывается верёвка. Ребёнок должен пройти по ней на четвереньках аккуратно, не торопясь, чтобы не упасть с «забора». Вдруг охотник видит добычу, спрыгивает с забора и крадётся. На полу из обеих верёвок выкладывается узкая дорожка, по которой малыш должен пройти, передвигаясь на четвереньках. При этом нужно пригнуться к полу и стараться не задевать верёвок.

«Платочек» (4 – 6 лет)

Цель. Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие координации движений и равновесия.

Описание. Для игры понадобятся платочек, палка и коврик. Ребёнок садится на гимнастический коврик, вытянув ноги вперёд и широко их расставив. Сзади упор должен быть на кисти рук. Палка располагается между ног. Справа от неё кладётся платок. Ребёнку необходимо взять его пальцами правой ноги и перенести через палку к левой ноге, после чего вернуть правую ногу в первоначальное положение. Далее тоже самое нужно проделать левой ногой. Выполнить упражнение несколько раз.

В том случае, если играют несколько детей, можно устроить соревнование: кто перенесёт платочек быстрее, ни разу его не уронив.

Игру также можно усложнить, если через палку переносить обе ноги с платком.

«Выкрутасы» (5 – 7 лет)

Цель. Улучшение подвижности плечевых суставов.

Описание. Для игры нужна будет верёвка. Ребёнок держит в руках ве рёвку, расставив руки по ширине плеч. Затем начинает переступать через верёвку, не выпуская её из рук, заводит за спину, переносит через голову и снова опускает перед собой. Далее из раза в раз расстояние между руками уменьшается и упражнение повторяется.

Для добавления в игру элемента соревнования взрослый может играть вместе с ребёнком или организовать игру с несколькими детьми.

Победителем в игре считается тот, кому с минимальным расстоянием между руками удастся переступить через верёвку.

Кстати, вместо верёвки можно использовать длинное скрученное полотенце.

Игры при заболеваниях дыхательной системы

Правильное дыхание тренирует лёгкие и является достойной профилактикой различных заболеваний дыхательных путей. Закалять организм и формировать правильное дыхание необходимо с раннего детства.

«Цветочек» (2 – 4 года)

Цель. Формирование правильного дыхания.

Описание. Для этой игры нужно опуститься на колени, а руки сложить вдоль тела. Затем около 2-х минут малыш изображает растущий и распускающийся цветок. Сначала поднимает руки вверх через стороны, затем постепенно поднимается на ноги с коленок. В конце ребёнку нужно встать на цыпочки и раскрыть руки, слегка разведя и округлив их, словно цветочную чашечку. Эти движения выполняются очень медленно и прерывисто: лёгкое смещение – пауза, ещё смещение – и снова пауза.

Все движения необходимо совмещать с дыханием: во время них малыш вдыхает небольшое количество воздуха, во время паузы делает выдох, при этом выпуская не весь воздух, а немного оставляя в лёгких. Каждый следующий вдох должен быть чуть больше, нежели выдох. В полной мере лёгкие должны наполниться воздухом только тогда, когда цветочек полностью раскроется (распустится). После этого последнего и самого глубокого вдоха совершается несколько максимальных по объёму выдохов и вдохов. Затем руки опускаются. Можно расслабиться.

«Пузырьки» (3 – 5 лет)

Цель. Тренировка дыхательных мышц, обучение правильному ритмичному выдоху, улучшение носового дыхания (при заболеваниях верхних дыхательных путей).

Описание. Для игры понадобятся стакан, наполненный водой и соломинка для коктейля. Ребёнку предварительно нужно показать правильное выполнение действий. Для начала надо поставить на стол стакан с водой и опустить в него соломинку. После этого через нос делается глубокий вдох, а потом такой же глубокий выдох, только через соломинку. Чем продолжительнее бульканье, тем лучше.

При участии в игре нескольких детей можно организовать соревнование с призами.

«Лыжник» (5 – 7 лет)

Цель. Тренировка согласованности динамических и дыхательных движений, улучшение дыхания (при заболеваниях нижних дыхательных путей).

Описание. Поведайте малышу, что скоро должны состояться Олимпийские игры и вам предложили участвовать в лыжных гонках. Однако для успешного участия необходимы тренировки. Для начала нужно освоить технику. С этой целью ребёнок, слегка расставив ноги, по команде изображает спуск с горы. При этом, вытягивая руки вперёд, им совершается вдох, а на выдохе руки вытягиваются назад, и делается глубокое приседание. Повторить 5 – 6 раз.

Игры при ДЦП

ДЦП (детский церебральный паралич) – это группа двигательных нарушений, формирующихся при поражении двигательных центров головного мозга и проявляющихся в недостатке или полном отсутствии контроля со стороны центральной нервной системы за функционированием мускулатуры.

«Встречи-проводы» (2 – 3 года)

Цель. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Описание. К ребёнку поворачивают открытые ладони обеих рук, и он повторяет:

«Серёжина (имя малыша) ладошка – мамина ладошка».

«Здравствуйте, ладошки!» (обе пары ладошек прижимаются друг к другу).

«И до свидания!» (ладошки расходятся).

«Серёжин пальчик – мамин пальчик».

«Здравствуйте, пальчики!» (кончики пальцев соприкасаются).

«До свидания, пальчики!» (пальцы нужно разъединить и помахать ими).

Существует и более сложный вариант:

«Серёжино колечко – мамино колечко» (соединяются сначала большой и указательный пальцы, затем большой и средний и т.д.).

Следует отметить, что каждый детский пальчик должен уметь двигаться самостоятельно, а не только одновременно с другими пальцами.

«Мяч» (3 – 5 лет)

Цель. Расслабление спастичных (напряжённых) мышц, улучшение координации движений.

Описание. Упражнения выполняются при помощи методиста, встающего сзади ребёнка и удерживающего его на мяче.

  1. Ребёнок стоит на полу на коленях перед мячом, опираясь на него руками. Затем поочерёдно поднимается на каждую ногу, а потом встаёт на обе ноги и катается по мячу вперёд-назад.
  2. Малыш лежит животом на мяче, руками опираясь на пол, и катается на животе вперёд-назад, перебирая руками по полу.
  3. Ребёнок лежит животом на мяче и опирается на ноги, выполняя круговые вращения на мяче, перебирая при этом ногами по полу в одну и в другую сторону.
  4. Малыш сидит на мяче верхом и качается из стороны в сторону с поочерёдной опорой на каждую стопу.
  5. Ребёнок лежит на мяче боком и опирается на пол одной рукой, а затем начинает кататься вперёд-назад, перебирая по полу опорной рукой (с помощью взрослого).
  6. Ребёнок лежит на мяче спиной (взрослый поддерживает его за руки) и при помощи рук выполняет подтягивание корпуса вперёд.
  7. Малыш, стоя перед мячом, катает его с помощью ноги. Стопа при этом должна быть сверху. Спину необходимо держать прямо. Повторить другой ногой.
  8. Ребёнок, сидя на мяче, выполняет повороты туловища в стороны. Спина должна быть прямой.
  9. Малыш, сидя на мяче, выполняет наклоны в стороны, опираясь поочерёдно на каждую стопу.

«Добрая сказка» (5 – 7 лет)

Цель. Развитие воображения, образного мышления, умения работать в команде.

Описание. В игре принимают участие 4 – 5 детей. За основу берётся любая сказка с грустным концом, например «Снегурочка» или «Русалочка» и т.п. Детям предлагается подумать, как эту сказку можно изменить, используя героев из других сказок, так, чтобы она закончилась положительно.

Побеждает команда, наиболее интересно и весело представившая сказку в виде мини-спектакля.

Если вдруг у ребят не получится предложить ни одной сказки, которая бы ещё не принимала участие в игре, можно придумать новые финалы известных детям сказок.

Профилактические и восстанавливающие игры

Игры этой группы улучшают настроение, стабилизируют работу сердечно-сосудистой и нервной систем, укрепляют ослабленные во время болезней мышцы, улучшают обменные процессы и повышают сопротивляемость организма инфекциям.

«Поймай птичку» (2 – 3 года)

Цель. Развитие быстроты реакции.

Описание. Одна ладонь ребёнка кладётся на ладонь взрослого. После этого нужно начать медленное и плавное поглаживание детских пальчиков поочерёдно, приговаривая: «Синичка, синичка». А затем быстро сказать: «Сорока», схватив при этом малыша за пальчик и потрясти его, сопровождая это следующими словами: «Поймал, поймал!». Ребёнок должен успеть убрать руку при произнесении слова «сорока». Если это у него получается, нужно сказать: «Улетела, улетела!», после чего поменять руки.

Можно поменяться ролями в том случае, если малыш будет хорошо справляться с поставленной задачей.

«Полёты на облачке» (3 – 5 лет)

Цель. Улучшение сна и процесса засыпания.

Описание. Эту игру следует проводить вечером перед отходом ребёнка ко сну. Малыш должен лечь в постель. Предложите ему закрыть глаза и представить себя сидящим в небе на белом пушистом облачке, медленно плывущем и уносящем его в страну снов. Пусть малыш ощутит, как его ножки расслабляются и становятся лёгкими-лёгкими, а затем расслабляются ручки и также становятся лёгкими. По всему телу разливается приятное тепло. Веки становятся тяжёлыми. После этого пусть ребёнок вообразит, что сам превращается в белое облако и плывёт по небу вместе с другими облаками, а затем представит, что видит сверху: такие же облака, плывущие рядом, лужок с мягкой зелёной травкой внизу. Пусть он «увидит», как блеснула речка, «услышит», как журчит вода и т.п.

«Угадай, что шумит» (5 – 7 лет)

Цель. Улучшение слуховой функции за счёт отработки различения неречевых звуков.

Описание. Для игры нужны предметы, издаваемые шум (фантик, лист бумаги и т.д.). Играть можно как с одним, так и с несколькими детьми. Водящий (взрослый) должен усадить детей в ряд спиной к себе, чтобы никто из них не увидел, что он делает. Затем, используя подручные предметы или вещи, присутствующие в помещении, он начинает издавать определённые звуки. Задача детей – отгадывать источники звука.

Воспроизводить можно любые более или менее узнаваемы детьми шумы: шорох сминаемой бумаги или перелистываемой страницы, шуршание конфетного фантика, хлопок в ладоши, цоканье языком, гудок детской машинки, щелчки пальцами, звон колокольчика и др. Участник, отгадавший наибольшее количество звуков, побеждает.

Логопедические игры

Посетив консультацию логопеда, можно, основываясь на его рекомендациях, использовать некоторые игры, направленные на решение конкретных проблем с речью ребёнка.

«Зарядка для губ и языка» (3 – 5 лет)

Цель. Развитие моторики речевого аппарата (тренировка артикуляционного аппарата).

Описание. Можно предложить ребёнку сделать весёлую зарядку.

Если вдруг малыш заскучал, можно найти или сочинить интересные стишки к каждому из упражнений.

«Времена года» (4 – 6 лет)

Цель. Развитие связной речи, обучение ребёнка абстрактным понятиям.

Описание. Для этой игры нужны будут картинки с изображениями разных времён года. Необходимо рассказать ребёнку о разных временах года, месяцах и признаках времён года. После этого поговорите с ребёнком о зиме, весне, лете и осени. Спросите у него, какая погода, во что одеты люди, какие признаки наблюдаются в природе.

Можно разучить небольшие стихи, приметы о временах года, использовать загадки.

Вы также можете выбрать любые другие темы для обсуждения и использовать соответствующие картинки или окружающие предметы.

«Где спрятался звук» (6 – 7 лет)

Цель. Обучение дифференциации звука в слогах, словах и предложениях.

Описание. Ребёнку предлагается слово, предложение или небольшой текст, в котором он должен найти определённый звук. Со временем можно усложнить задание – определить слова со схожими звуками «з» и «ж», «с» и «ш», «л» и «р». Например, коза и кожа, Сашка и шашка, ложки и рожки. Объясните ребёнку, как меняется смысл слова, если один звук заменить на другой.

Подобранный вами текст должен быть интересен малышу.

Игры при различных нарушениях

Игры этой группы подбираются в зависимости от определённых нарушений.

«Постирушки» (2 – 3 года)

Цель. Развитие мелкой моторики, внимания и обучение различению цветов (при отставании в психомоторном развитии).

Описание. Для игры нужны пластмассовые ведёрки и разноцветные прищепки. Необходимо разделить прищепки пополам и поместить по такому набору прищепок в каждое ведёрко. Для начала покажите ребёнку прищепки разных цветов и назовите эти цвета. Затем продемонстрируйте, как нужно брать прищепки тремя пальцами и крепить их к краю ведёрка. Далее предложите малышу поиграть в следующую игру: вы называете цвет, а он достаёт соответствующую прищепку и прикрепляет её к краю ведёрка. Если вы видите, что ребёнку трудно, помогите ему. После этого можно попробовать поменяться ролями. Можно также предложить ребёнку крепить прищепки, чередуя цвета.

«Парашютисты» (3 – 5 лет)

Цель. Развитие координации движения, укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие равновесия (в случае нарушения качества движений при некоторых хронических заболеваниях).

Описание. Вам понадобятся скамейка и мел. Рядом со скамьёй при помощи мела рисуются три круга: один – рядом, второй – немного дальше, третий – ещё дальше. Игроки должны изобразить парашютистов. Скажите детям, что хороший парашютист умеет приземляться точно в круг. Далее ребята поочерёдно прыгают со скамейки в каждый из кругов. Победителем объявляется тот, кто выполнит задание и приземлится точно в круг, сохранив при этом равновесие.

Продемонстрируйте детям, как прыгать правильно, мягко пружиня на носках.

«Ручеёк-ручей» (4 – 7 лет)

Цель. Развитие ловкости, обучение прыжкам, укрепление различных мышечных групп (при некоторых нарушениях обмена веществ).

Описание. Для игры нужен только мел. Мелом рисуется ручеёк, русло которого постепенно расширяется. Дети поочерёдно прыгают на двух ногах сначала через узкий участок ручейка, а затем продвигаются дальше. Победителем считается тот, кому удалось перепрыгнуть ручей с самой широкой его части, или тот, кто продвинулся вдоль ручья как можно дальше.

Признаки детского утомления и их устранение

Детская усталость может быть вызвана чересчур эмоциональной игрой, недостаточным пребыванием на свежем воздухе, плохим освещением, шумом и т.п. Кроме того, дети, страдающие определёнными заболеваниями, быстро утомляются и теряют интерес к играм, поэтому очень важно вовремя это заметить. Существуют следующие признаки утомления:

  • ребёнок начинает тереть глаза и зевать;
  • ребёнок начинает отвлекаться;
  • ребёнок капризничает и плачет;
  • ребёнком допускаются ошибки в ходе игры;
  • движения становятся вялыми и замедленными;
  • ребёнок проявляет агрессию к окружающим;
  • наблюдается гиперактивность;
  • неразговорчивость и поиск уединения (индивидуальные особенности).

Следует также учитывать скорость утомления, которая может зависеть от возраста, типа темперамента ребёнка, степени тяжести заболевания, наличия или отсутствия у него опыта общения со сверстниками, а также умения окружающих в нужный момент объяснить, подбодрить и похвалить ребёнка.

Во избежание усталости ребёнка родители должны придерживаться следующих правил:

  • соблюдать режим дня ребёнка;
  • как можно чаще бывать с ним на свежем воздухе;
  • обеспечивать комфортный температурный режим в игровой комнате;
  • как можно чаще разнообразить игры;
  • чередовать активные игры со спокойными;
  • не прерывать неожиданно интересную для ребёнка игру;
  • уважать потребность ребёнка в движении, общении, познании нового и помогать ему в этом.

Что такое арт-терапия?

В нашем 21 веке уже не осталось людей, которые хоть раз бы в жизни не слышали слово “арт-терапия”. Очень часто его толкуют очень пространно, хотя оно имеет чёткое значение. Арт-терапия (от англ. art - искусство; therapy - терапия, лечение) это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента (1). Проше говоря, арт-терапией называют такие психотерапевтические методы, в которых для лечения и психокоррекции используются художественные приёмы и различные виды творчества.

Арт-терапия используется психологами в работе как с взрослыми, так и с детьми. В работе с детьми этот метод особенно хорош тем, что позволяет ребенку выразить себя без речи (которая может быть еще недостаточно развитой или вовсе отсутствовать у ребенка). Если нам, взрослым, часто бывает сложно выразить свое внутреннее психологической состояние словами, то как же это сделать маленькому ребенку? Тут как раз на помощь к нам приходит арт-терапия.

Как занятия арт-терапией могут помочь ребенку?

  • Помочь в творческой форме выразить свои негативные эмоции (агрессию, гнев, обиду). Психологи называют это “контейнированием” эмоций.
  • Эффект релаксации. После творческого действия ребёнок становится спокойнее.
  • Самоактуализация. Посредством творческого акта ребёнок самовыражается, реализует свои возможности.
  • Развивающая роль. Такие арт-сеансы способствуют гармоничному развитию личности ребёнка.

Правила организации занятий:

1. Организация рабочего места.

Ребёнка не должно что-либо стеснять. Простор, безопасность, удобство - вот чему стоит следовать в этом деле. Можно постелить клеёнку, надеть удобную одежду, которую не жаль вымазать, и вперёд к творчеству! Пусть ребёнок сам выразит желание, чем бы он хотел заняться. Рисовать, лепить, клеить: каждому предпочтительнее что-то своё. Если ребёнок в замешательстве, можно подсказать ему несколько вариантов.

2. Правила безопасности.

Не пачкаться, не брать в рот краски, мыть краски и кисточки после использования, убирать рабочее место.

3. Необходимый запас материалов.

Хорошо, если количество материалов будет достаточным, чтобы удовлетворить потребности ребенка. Не лист бумаги, а целый альбом. Даже если в планах рисование, и пластилин, и цветную бумагу, и клей нужно иметь под рукой. Мало ли куда заведёт ребёнка фантазия!

4. Результат не подвергается критической оценке.

Прежде всего, нужно отказаться от оценивания качества работы и уважения ко всему, что бы ни создал ребёнок. Это его внутренние переживания, эмоции, он показывает их неосознанно, по-своему. Пусть вам произведение ребенка кажется бессмысленными каракулями, для него это отражение его самого. И то, как вы относитесь к его работе, ребенок воспринимает как ваше отношение к нему самому. Поэтому – относитесь к работе ребенка с уважением, уделите им должное внимание, не пытайтесь что-то добавлять к работам ребенка и обязательно сохраняйте их (пусть ребенок, когда будет в состоянии, сам решит, что делать со своими творческими продуктами).

Стоит завести для работ ребенка специальную папку, подписывать их и относиться к ним с уважением. Как еще можно использовать работы ребенка? Можно создать уголок с постоянной выставкой творческих достижений ребенка, где на них могут полюбоваться взрослые члены семьи (это будет способствовать развитию его позитивного самовосприятия). Рисунки и другие поделки ребенка – повод для обсуждения с родителями, рассматривания вместе.

5. Самостоятельность действий ребенка.

Ваша роль в творческом процессе ребенка – только вспомогательная. Учите малыша, как обращаться с кисточкой, как рисовать красками, как лепить.

Вы можете помочь ему подержать стаканчик с водой, чтобы не пролилась, но не пытайтесь рисовать рукой малыша, лучше покажите, как делаете это сами – но на своем листе рядом. Ребенок учится, слушая вас и наблюдая за вами.

6. Общение с ребенком во время занятий.

Важно находиться на одном уровне с ребенком, смотреть в глаза, поощрять, хвалить, поддерживать.

7. Темы для работ.

Конечно, вам не составит труда самим придумать темы. Но для терапевтического эффекта необходимо затронуть такие темы “Моя семья”, “Я боюсь”, “Мне нравится”, “Я злюсь”. В конце концов, вы видите проблемы ребёнка и их стоит взять за основу, естественно, делая это мягко и не откровенно для ребёнка.

Материалы для проведения занятий

Материалы зависят от возраста, лучше всего натуральные:

  • кисточка – 2 кисточки могут вводиться после 3-х лет;
  • краски – гуашь (до 1,5 – 1 цвет и можно фломастер, потом – 6 цветов до 3 лет), пальчиковые (от 6 мес.), акварель (после 3-4 лет);
  • пастель, мелки и др. (2,5 – 3 года);
  • бумага (сначала – 1 лист, потом – пачка бумаги, потом после 2-х – эксперименты с форматами);
  • вода в кружке-непроливайке;
  • тесто (лучше начинать с него), пластилин, глина и т.д.
  • картон и цветная бумага, клей ПВА с кисточкой и др. материалы для аппликаций. Сначала нужно научить ребенка клеить заранее вырезанные фигуры, потом составлять композицию, потом вырезать – с 3-х лет. Можно рвать бумагу;
  • трафареты и шаблоны (губки, кисточки, кусочки чего-то);
  • крупы.

Рецепты теста и пальчиковых красок:

Тесто для малышей до 12 месяцев – без соли:

  • 300гр муки
  • 150гр воды
  • 1ч.л. растительного масла

Соленое тесто – для детей от года – можно запекать:

  • 2 стакана муки
  • 1 стакан мелкой соли
  • 1 стакан воды – можно подкрасить пищевым красителем
  • 2 ст.л. растительного масла

Пальчиковые краски

  • 1 часть муки
  • 1 часть соли – можно крупную (массаж пальчиков, когда высохнет, будет красиво блестеть)
  • Разбавить водой (+краситель) до консистенции густой сметаны
  • Добавить в качестве красителя гуашь или пишевой краситель (тогда надо растворить в воде)

Техники для проведения арт-терапевтических занятий с детьми в домашних условиях

“Волшебные краски”

Задачи: сенсорно-перцептивное развитие, снятие эмоционального напряжения, развитие креативности.

Необходимые материалы: гуашь жидкая, пластмассовые стаканы из-под йогурта или сметаны (500 мл), количество которых должно быть равно количеству детей или цветов изготавливаемой краски, растительное масло, мука, клей ПВА, крупная соль, картон прессованный или картон для труда, клеенка, газеты, ветошь для вытирания рук. Так же может понадобиться магнитофон и приятная релаксирующая музыка.

Методика может проводиться с одним или несколькими детьми.

Ход работы: “Волшебная краска” изготавливается вместе с ребенком (или ребенком самостоятельно, в зависимости от возраста).

Рецепт краски (в расчете на одного ребенка): 150 г муки, щепотка соли, столовая ложка растительного масла, столовая ложка клея ПВА, воды добавляется столько, чтобы краска по консистенции была как густая сметана. Можно расстелить на полу клеенку, покрыть ее газетами. В центре ставится все необходимое для изготовления краски. Хорошо, если ребенок будет одет так, чтобы не боялся испачкаться.

Первый этап: в стаканчик насыпаем необходимое количество муки, куда постепенно добавляем соль, масло, воду, клей. Очень важно, чтобы все компоненты смешивались руками.

При добавлении нового компонента в основу краски меняются сенсорные ощущения ребенка. В процессе смешивания компонентов нужно попросить малыша прокомментировать свои ощущения, чувства. Когда основа под краску готова, ребенку предлагается выбрать любимый цвет краски, и добавить ее в основу. Если нужен яркий тон краски, то гуаши добавляется много, если бледный – то немного. Таким же образом можно будет отрегулировать желание нескольких детей создавать один цвет. Он будет один, но разной интенсивности.

Готовая краска выставляется в центр. Ребенку (детям) дается картон и под приятную музыку предлагается пальчиками, используя полученную краску, нарисовать что-нибудь. Это может быть и заданная тема.

Когда работы будут готовы, можно сделать выставку с последующими комментариями.

“Пластилиновая композиция”

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие воображения, оригинальности мышления, творческое самовыражение.

Необходимые материалы: картон для труда, пластилин, различные виды макаронных изделий по 100 г, различные виды круп по 100 г, другие мелкие предметы: бусинки, пуговицы, кнопки и др.

Ход работы: ребенку даётся листочек картона и пластилин. Ребенок может взять кусок пластилина понравившегося цвета и размять его в руках так, чтобы он стал мягкий. Затем пластилин наносится пальцами на картон, как бы намазывается, слоем в 3 миллиметра. При этом можно использовать и другие цвета, он не обязательно должен быть однотонным.

После этого ребенку предлагается набор крупы, макарон и мелких предметов. Вдавливая их в пластилиновую основу, ребенок тем самым создаёт композицию на свободную или заданную тему. Затем можно придумать название поделки, сказочную историю к ней, сделать выставку.

“Рисование клубком”

Задачи: повышение самооценки детей с симптомом “Я не умею рисовать”, развитие креативности, диагностика.

Методику можно использовать как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Необходимые материалы: клубок ниток или веревки.

Ход работы: сначала нужно размотать клубок ниток и показать ребенку, как создать на полу или столе узоры или картины. Затем клубок берет ребенок и, разматывая его, создает композицию. После того, как композиция создана, можно обсудить то, что получилось. Можно задать следующие вопросы:

  • Какие буквы ты здесь видишь?
  • Какие фигуры ты здесь видишь?
  • Можешь ли ты здесь разобрать какие-либо цифры?
  • Какое блюдо здесь нарисовано?
  • Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-нибудь события и т.д.?

В индивидуальном режиме эта техника может быть использована с агрессивными детьми, гиперактивными, легко отвлекаемыми и замкнутыми.

“Рисование истории”

Задачи: диагностика, коррекция неадекватных моделей поведения, разрешение внутренних конфликтов, снятие эмоционального напряжения.

Данная технология проводится в индивидуальном режиме.

Необходимые материалы: бумага, краски, карандаши или фломастеры, простой карандаш, ластик.

Ход работы: ребенку предлагается нарисовать иллюстрацию к какой-либо истории. Затем психолог проводит с ребенком обсуждение. Если предложенный ребенком сюжет носит проблемный характер, ему предлагается нарисовать следующий рисунок на тему “Если бы эта история продолжилась, то как бы развивались события?” или “Что бы ты изменил в этой истории к лучшему”.

Следующие рисунки создаются по принципу комиксов, пока проблемная ситуация не разрешится. После каждого рисунка психолог проводит обсуждение.

“Работа с соленым тестом”

Задачи: развитие сенсорно-перцептивной сферы, развитие креативности, снятие напряжения, повышение самооценки, развитие навыков невербальной экспрессии.

Техника проводиться как в индивидуальном, так и в групповом режиме.

Необходимые материалы: мука, вода, соль, пищевая или порошкообразная краска, клеенка, формочки кулинарные в виде фруктов, зверей, людей, домиков и др., скалка, зубочистки, ножницы, стеки.

Ход работы: приготовить тесто по следующему рецепту: смешать два стакана муки, три четверти стакана соли, одну столовую ложку масла, половину или более стакана воды. Затем к этой смеси можно добавить пищевые краски или порошкообразную краску. Готовое тесто может долго хранится в холодильнике в полиэтиленовом пакете.

Сначала необходимо дать ребенку “познакомиться” с тестом, изучить его свойства, поиграть с ним. Психолог может показать разные способы выражения чувств через создание образов из теста, ролевые игры. Во-первых, это могут быть единичные символические образы, скульптурные изображения на различную тематику. Во-вторых, - фигуры или изображения для ролевых игр. Эта работа интересней, так как позволяет трансформировать образы, дополнять их новыми деталями, разрушать и опять создавать. Например, вылепить из соленого теста свой страх и затем разрушить его, украсить, либо трансформировать во что-то другое. Если заняться лепкой героев любимой сказки, то с их помощью в дальнейшем можно проигрывать его проблемные ситуации. Ребенок свободно может изменять ход сказки, придумывать новых героев и др.

Игры с крупой

Рассмотрим несколько популярных и эффективных упражнений:

  1. Поставьте перед ребенком две миски (идеально подойдет детская пластмассовая посуда). В одну насыпьте любой крупы (гречки, пшено, рис и др.), а другую оставьте пустой. Пусть малыш ложкой пересыпает крупу из одной миски в другую.
  2. Возьмите фасоль красную и белую (или разноцветные бусины) и ячейки из под яиц. Предложите ребенку положить в каждую ячейку по одной фасолине определенного цвета. Ребенок должен выбрать фасоль нужного цвета, взять одну штуку тремя пальцами и положить в ячейку. Затем можно добавить в каждую ячейку по одной фасолине другого цвета. Подобных вариантов с сортировкой разных мелких предметов можно придумать множество.
  3. Заполните емкость мелкой крупой и положите несколько небольших игрушек или крупных стеклянных камешков так, чтобы их было не видно. Пускай ребенок опустит руки в емкость и постарается найти в крупе, спрятанные там предметы.
  4. Возьмите поднос яркого цвета и насыпьте на него равномерным слоем крупу. Проведите пальцем по ней и покажите малышу, что получилась яркая линия. Пусть ребенок сам попробует порисовать. Предложите ребенку нарисовать прямые линии (забор), волны (море), точки (дождик).
  5. Насыпьте в кастрюлю горох, фасоль или любую крупную крупу. Пусть ребенок опустит туда руки и попробует замесить это как тесто - получится отличный массаж для детских ладошек.

Описанные упражнения - только самые распространенные примеры упражнений для развития мелкой моторики у детей. В процессе занятия Вы со своим ребенком сможете придумать еще больше полезных и занимательных игр.

Литература

  1. Арт-терапия. ред.-сост. А.И.Копытин. - СПБ., 2001.
  2. Материалы с сайта http://neuch.org/
  3. Собченко Ксения “Арт-терапия для ребенка в домашних условиях”
  4. Сенаторова Наталья Николаевна “ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ”

Педагогическая технология по дополнительному образованию арт-терапия "Цветной мир". Младший дошкольный возраст

Данная технология будет полезна воспитателям, педагогам по дополнительному образованию. Технология разработана для детей младшего дошкольного возраста.

Пояснительная записка
«То, что является творческим, зачастую
терапевтично, то, что терапевтично,
часто представляет творческий процесс»
Карл Роджерс

Искусство - невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности. Часто тайные желания, подсознательные чувства и эмоции, более легко изложить в творчестве, чем выразить в словесной форме. Поэтому в последнее время большую популярность приобретает метод лечения с помощью художественного творчества или арт-терапия.
Термин «арт-терапия» стал использоваться в нашей стране сравни¬тельно недавно. Относительно молодой возраст имеет и направление лечебно-реабилитационной, педагогической и социальной работы, кото¬рое он обозначает. С английского языка это понятие можно перевести как «лечение, основанное на занятиях художественным (изобразитель¬ным) творчеством...» Однако на практике арт-терапия далеко не всегда связана с лечением в строгом медицинском смысле слова. Хотя лечеб¬ные задачи, несомненно, ей свойственны, существует много примеров применения арт-терапии скорее как средства психической гармонизации и развития человека (например, в образовательной практике), как пути к разрешению социальных конфликтов или с другими целями.
Арт-терапия обладает очевидными преимуществами перед другими - основанными исключительно на вербальной коммуникации - формами психотерапевтической работы.
1. Практически каждый человек (независимо от своего возраста, куль¬турного опыта и социального положения) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо спо¬собностей к изобразительной деятельности или художественных на-выков. Каждый, будучи ребенком, рисовал, лепил и играл. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к уча¬стию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.
2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального об¬щения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хо¬рошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих пере¬живаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного ис¬кусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои пе¬реживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.
3. Арт-терапия является средством свободного самовыражения и само¬познания. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер - предпола¬гает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутрен¬нему миру человека.
4. Продукты изобразительного творчества являются объективным сви¬детельством настроений и мыслей человека.
5. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у лю¬дей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безыни¬циативность, сформировать более активную жизненную позицию.
6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала чело¬века, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отве¬чает фундаментальной потребности в самоактуализации - раскры¬тии широкого спектра возможностей человека и утверждения им сво¬его индивидуально-неповторимого способа бытия-В-мире.
Основные функции арттерапии:
- катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)
- регулятивная (снятие нервно–психического напряжения, моделирование положительного состояния)
- коммуникативно–рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).
Различные варианты арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Существует несколько видов арт-терапии – в зависимости от того, посредством чего человек хочет выражаться:
- сказкотерапия;
- маскотерапия;
- музыкотерапия;
- цветотерапия;
- куклотерапия;
- игротерапи;
- драматерапи;
- изотерапия и т.д.

Любой из этих видов арт-терапии несет в себе огромный заряд энергии, помогает расширить своё восприятие к творчеству, раскрыть свои творческие способности.
Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арт-терапия преследует одну цель – гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

Здоровьесбережение в нашем детском саду - это не дань моде, а вид педагогической деятельности, которая предполагает особую организацию образовательного процесса: целью, объектом и результатом которого является здоровье.
С целью создания благоприятного климата и стимулирования положительных эмоций у детей младшего дошкольного возраста пришла идея в разработке программы «Цветной мир».
Именно в младшем дошкольном возрасте ребенок впервые идет в детский сад.
- у детей развивается эмоционально-стрессовая реакция, приводящая к нарушению здоровья. Наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства.
- привыкание к детскому саду совпадает с кризисным периодом в психическом развитии ребенка. К трем годам серьезные изменения в ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным, кризисное, переходное состояние, ощущение неопределенности и беспокойства, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки.
- особенности межличностной коммуникации в детском коллективе, проблема социально-психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками.
Чрезвычайная актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиски оказания помощи детям привели к созданию программы художественного развития и коррекции личностных качеств детей средствами арт-терапии.
Структура и содержание технологии
Необходимым требованием, предъявляемым к содержанию, является то, что оно должно быть насыщенно, интересно и эмоционально значимо для детей, разнообразно и должно удовлетворять потребностям каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.
Создание программы «Цветной мир» средствами арт-терапии» - как один из путей решения проблемы психологического здоровья детей. Программа разработана для детей 2-4 лет.
Наиболее распространенным видом арт-терапии является изотерапия. Возможность не говорить, а выражать свои переживания в виде рисунка представляется как одно из важнейших преимуществ воспитательной работы с детьми.
Изотерапия (рисование) – одна из основных техник арт-терапии. Рисуя, играя, ребенок дает выход своим желаниям, мечам, чувствам, переживает свои отношения в различных ситуациях. Поэтому очень благотворно эти занятия сказываются на детях с особенностями в поведенческой и личностной сферах.
Изотерапия оказывает развивающее воздействие и на познавательную сферу психики ребенка через сенсорное восприятие. Именно с сенсорного, в том числе тактильного восприятия начинается формирование и развитие мыслительных процессов. Неудивительно, что маленький ребенок реагирует на все: приятный свет, на красивую музыку и любые другие звуки, на ощущения от прикосновения к чему - либо. Если ребенок весь этот многообразный мир постигает рядом с родителями и педагогами, он растет доброжелательным, спокойным и любознательным. Изодеятельность для ребенка возможность выплеснуть на бумагу свои чувства, главным является их успокаивающее и расслабляющее действие.
Эффективность программы отмечена положительной динамикой и позитивными изменениями в эмоционально-личностной сфере, повышение самооценки, коммуникабельности и эмпатии, снижение агрессивных тенденций, уменьшение тревожности и беспокойства. Она имеет «инсайт-ориентированный» характер; предполагает атмосферу доверия, высокой терпимости и внимания к внутреннему миру человека. Художественное самовыражение детей помогает восстановить эмоциональное равновесие или устранить нарушение поведения, снять агрессию. Участники программы "Цветной мир", играют с красками, карандашами, фломастерами и всем тем, чем можно создать изображение. Но их не учат рисовать. Ведь главное - это уникальность каждого ребенка, возможность создать такое произведение, которое будет только его. Ребята могут делать то, что в обычной жизни либо строго запрещено, либо неприемлемо. Вот тут-то они позволяют себе расслабиться и в прямом, и в переносном смысле! Удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.
Цель:
Достижение психологической комфортности и развитие эмоциональной сферы средствами изотерапии.
Задачи:
1. создать оптимальные условия для психологического благополучия, самореализации, самовыражения детей;
2. способствовать формированию мотивации к различным видам художественной деятельности;
3. обеспечивать художественно-познавательные потребности детей через активное участие в творческих видах деятельности;
4. способствовать повышению адаптационных способностей личности, изменению негативных стереотипов поведения, к активной индивидуальной и коллективной деятельности в рисовании.
5. активизировать творческий потенциал личности ребенка средствами изобразительной деятельности.
6. корректировать сенсорное восприятие способствовать укреплению моторики руки.

Организационно-методические условия
Необходимым условием для качественного осуществления программы является создание развивающего художественного предметного пространства, включающего в себя «культурные зоны», где ребенок может функционировать в искусстве, а также предметы, дающие сенсорный опыт взаимодействия с вещами, атрибутами как средством познания.
Арт-терапевтические занятия проводятся в специально оборудованной изостудии, оснащенной необходимыми дидактическими пособиями, наглядным материалом, техническими художественными средствами.
«Рабочая» зона пол и стол – для изобразительной деятельности.
Перед занятиями на детей надевают фартуки и налокотники. Детям предоставляется возможность выбора, они занимают место в соответствии со своими предпочтениями.
Арт-терапевтическая изобразительная деятельность предполагает широкий выбор различных материалов, техник и приемов создания изображений. Арсенал способов создания изображений широк: красками, карандашами, восковыми мелками, используются также бумага разных форматов и оттенков, пластилин, губки, трафареты, палочки, рисование пальцами и ладонями, ступнями ног, сухими листьями и т.д.
Использование нестандартных изобразительных техник подбираются по принципу простоты и эффектности, с применением разнообразного материала, специально подобранное музыкальное сопровождение способствует снятию психо-эмоционального напряжения, развитию творческих способностей детей.
Приемы работы: изобразительные техники
1. Марания

В буквальном понимании «марать» - значит «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоев и смешивании цветов.
2. Штриховка, каракули
Штриховка – это графика. Изображение создается без красок, с помощью карандашей и мелков. Под штриховкой и каракулями понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми, либо, наоборот, выверенными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере.
3. Монотипия
Базовая графическая техника, описанная в брошюре О.А. Никологорской и Л.И. Маркус «Излечивает гнев и заполняет время», заключается в следующем. На гладкой поверхности – стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге – делается рисунок гуашевой краской. Материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Он может быть менее четким по сравнению с оригиналом, более расплывчатым, могут стереться границы между разными красками.
4. Рисунок на стекле
Перед тем как предложить ребенку стекло, надо обязательно обработать его кромку (техника безопасности).
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Процесс рисования: гуашь (именно ее свойства лучше подходят для рисования по стеклу) скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает. Прямо в процессе рисования стекло можно промыть мокрой губкой, нанести новый рисунок, снова смыть.
5. Пальчиковая живопись (рисование ладошками, ступнями ног).
Пальчиковая живопись – это разрешенная игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально принимаемой форме.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощущения, которые испытываешь, когда опускаешь палец в гуашь - плотную, но мягкую, размешиваешь краску в баночке, подцепляешь некоторое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок.
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.
В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, рисование сопровождается эмоциональным откликом.
6. Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)
Сухие листья приносят много радости детям. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, шершавы и хрупки на ощупь.
С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На лист бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д
7. Рисование предметами окружающего пространства
Рисовать мятой бумагой, губками, палочками, нитками, коктейльными соломинками. Привлечение окружающих предметов служит знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей.
Форма занятий
Наиболее доступная, эффективная, соответствующая возрастным особенностям этого детского возраста форма работы с детьми является групповая, т.к. позволяет работать с более широким кругом детей, воздействует на эмоционально-аффектную сферу ребенка.
Как правило, дети выполняют задания индивидуально, каждый создает свой рисунок или изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ - общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы.
Программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю в первой младшей и 1 раз в неделю во второй младшей группе по подгруппам, во вторую половину дня. Продолжительность занятий – от 10 минут, в зависимости от интереса детей к содержанию занятия. В форме игры и предполагают неформальное творческое общение в совместной художественной деятельности, где каждый ребенок чувствует поддержку и одобрение педагога.

Литература
1. Н.В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках» - Санкт-Петербург 2003г
2. Р.Г.Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста» - Москва 2005г.
3. И.А. Лыкова « Изобразительная деятельность в ДОУ младший возраст – Москва 2007г.
4. Л. Мадлер «Цветной мир» - Москва 2007г
5. Н.О. Сучкова Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей – Санкт-Петербург 2008г.
6. Рей Гибсон и Дженни Тайлер «Делай и играй» - Москва 1995г
7. С.Г. Рыбакова – Арт-терапия для детей ЗПР - Санкт-Петербург 2008г.
8. К.К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» - Москва 2005г
9. Интернет ресурсы

- метод психотерапии, использующий для лечения и психокоррекции художественные приёмы и творчество , такие как рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актёрское мастерство, создание историй и многое другое. Арт-терапия сочетает традиционные теории и техники психотерапии с пониманием психологических аспектов творческого процесса, особенно тех частей художественного материала, которые вызывают эмоции .

Арт-терапия используется психологами в работе как с взрослыми, так и с детьми. В работе с детьми этот метод особенно хорош тем, что позволяет ребенку выразить себя без речи (которая может быть еще недостаточно развитой или вовсе отсутствовать у ребенка). Если нам, взрослым, часто бывает сложно выразить свое внутреннее психологической состояние словами, то как же это сделать маленькому ребенку? Тут как раз на помощь приходит игровая и арт-терапия.

Арт-терапия – это не просто создание художественных образов. Худжественный образ – это всего лишь повод для обсуждения с арт-терапевтом. Суть процесса – во взаимодействии психолога и клиента через созданный образ .

Строго говоря, арт-терапия – это обязательно союз трех составляющих: терапевт, клиент и художественный образ. Но и сам по себе процесс творчества может быть терапевтичным, если вы отпустите свое сознание и позволите себе свободное самовыражение , не задумываясь над критической оценкой результата своего творчества.

Вы, наверное, догадываетесь, что часто мы неосознанно используем метод творческого самовыражения в своей повседневной жизни. Например, играя с песком на пляже и строя песчаные замки, в спонтанном рисовании на полях записных книжек и кусочках бумаги различного происхождения, слушая музыку… Сюда же можно отнести и кулинарию, оформление интерьера своего дома и выбор нами одежды.

Как помогает арт-терапия, и чем эти занятия будут хороши для вашего ребенка?

  • Это, во-первых, - «контейнирование» эмоций, то есть выражение в творческой форме агрессии, отрицательных эмоций.
  • Потом, это самоактуализация - самовыражение, полная реализация собственных возможностей.
  • Это способствует релаксации (ребенок порисовал и стал спокойнее). Этот метод можно также использовать для того, чтобы способствовать гармоничному развитию наших детей.
    Каким образом?

    Чтобы правильно организовать развивающий творческий процесс для ребенка в домашних условиях, необходимо соблюсти несколько не сложных, но очень важных правил:

    1. Минимум ограничений Постарайтесь организовать процесс таким образом, чтобы количество запретов было минимальным , а сами запреты были обоснованы и связаны с безопасностью ребенка и окружающего пространства .

    Снять ограничения поможет организация рабочего места: расстелите достаточно большую клеенку, пусть ребенок оденет защиный фартук или старую одежду, которую не жалко будет испачкать. Иногда можно позволить ребенку рисовать в ванной, повесив листы бумаги на кафель, или прямо на кафеле (для этого продаются пециальные краски), там можно вовсе не бояться испачкаться.
    Важно ввести правила пользования материалами (не есть краски, кисточку смывать, краски закрывать и т.д.). Их должно быть немного, только необходимое.

    Позвольте ребенку самому решать, каким видом творчества сегодня заняться и что изобразить. Ребенку от 3х лет можно подсказать тему для творчества (не настаивая), но, в рамках этой темы, позвольте ему действовать самостоятельно.

    2. Изобилие материалов
    Хорошо, если количество материалов будет достаточным, чтобы удовлетворить потребности ребенка .

    Например, ему может понадобиться не один лист бумаги, а целый альбом или стопка листов – позвольте ему исписать их каракулями – ребенку это зачем-то нужно!
    Хорошо иметь дома различные материалы для творчества – и краски с бумагой, и пластилин, и цветную бумагу с цветным картоном и природные материалы, клей ПВА и так далее, на что у вас хватит фантазии (конечно, осваивать это все нужно постепенно), и чтобы ребенок мог сам выбрать, чем ему сегодня заняться.

    3. Результат не подвергается критической оценке

    Если вы хотите, чтобы творческий процесс был терапевтичным, откажитесь от оценивания результата .

    Пусть вам произведение ребенка кажется бессмысленными каракулями, для него это отражение его самого. И то, как вы относитесь к его работе, ребенок воспринимает как ваше отношение к нему самому. Поэтому – относитесь к работе ребенка суважением , уделите им должное внимание , не пытайтесь что-то добавлять к работам ребенка и обязательносохраняйте их (пусть ребенок, когда будет в состоянии, сам решит, что делать со своими творческими продуктами).
    Стоит завести для работ ребенка специальную папку, подписывать их и относиться к ним с уважением. Как еще можно использовать работы ребенка? Можно создать уголок с постоянной выставкой творческих достижений ребенка, где на них могут полюбоваться взрослые члены семьи (это будет способствовать развитию его позитивного самовосприятия). Рисунки и другие поделки ребенка – повод для обсуждения с родителями, рассматривания вместе.

    4. Самостоятельность действий ребенка
    Ваша роль в творческом процессе ребенка – только обслуживающая. Главное для вас – грамотно организовать пространство и процесс и страховать при надобности. Учите малыша, как обращаться с кисточкой, как рисовать красками, как лепить, только показывая.

    Вы можете помочь ему подержать стаканчик с водой, чтобы не пролилась, но не пытайтесь рисовать рукой малыша, лучше покадите, как делаете это сами – но на своем листе рядом. Ребенок учится, слушая вас и наблюдая.
    Также нужно привлекать ребенка к ритуалам подготовки и к уборке после занятия. 1,5 – 3 года – как раз наиболее благоприятный возраст для приобщения к порядку. У занятия обязательно должны быть начало и конец – в форме ритуалов (например, в начале – готовим рабочее место, одеваем фартук, в конце – убираем за собой).

    5. Общение с ребенком во время занятий
    Важно находиться на одном уровне с ребенком, смотреть в глаза .

    Поддерживать эмоционально положительное общение – поощрять, хвалить, поддерживать. Использование работ: создать уголок славы выставка работ, обсуждение с родителем, рассматривание вместе.

    Материалы и техники арт-терапии:

    Материалы зависят от возраста, лучше всего натуральные:
    кисточка – 2 кисточки могут вводиться после 3-х
    краски – гуашь (до 1,5 – 1 цвет и можно фломастер, потом – 6 цветов до 3 лет), пальчиковые (от 6 мес.), акварель (после 3-4 лет),
    пастель, мелки и др. (2,5 – 3 года)
    бумага (сначала – 1 лист, потом – пачка бумаги, потом после 2-х – эксперименты с форматами)
    вода в непроливайке
    тесто (лучше начинать с него), пластилин, глина, джампинг-клей и т.д.
    картон и цветная бумага, клей ПВА с кисточкой и др. материалы для аппликаций. Сначала учится клеить заранее вырезанные фигуры, потом составлять композицию, потом вырезать – с 3-х лет. Можно рвать бумагу.
    трафареты и шаблоны (губки, кисточки, кусочки чего-то)
    крупы

    Определенный материал или способ работы уже является достаточной техникой. Задача этих техник – показать различные варианты и способы работы с материалами. Хорошо, когда ребенок сам выбирает, чем ему заняться.
    Например: рисование, лепка, работа на влажной бумаге, лепка из глины, тесто и его раскрашивание, размазывание пластилина на листе, аппликация и др.
    Баночку или что-то другое можно обмазывать пластилином
    Комбинированные техники: мелки+краски; свечка+краска (после 4-5 лет)
    Предлагать шаблоны и контуры, трафареты
    Коллаж (после 5 лет)
    Поднос или коробка с цветным дном, насыпать туда манку и рисовать палочкой или пальцем
    игры с крупой – пересыпание, аппликации, рисование
    тематические рисунки с обсуждением (родитель может сделать рисунок на ту же тему):
    «Моя семья»
    «Каким я буду, когда вырасту» «Что я больше всего люблю делать»
    «Чего я боюсь»
    «Я злюсь»

    Тема может быть обоснована насущной ситуацией или проблемой.

    Рецепты теста и пальчиковых красок:
    Тесто для малышей до 12 месяцев – без соли:
    300гр муки
    150гр воды
    1ч.л. растительного масла

    Соленое тесто – для детей от года – можно запекать:
    2 стакана муки
    1 стакан мелкой соли
    1 стакан воды – можно подкрасить пищевым красителем
    2ст.л. растительного масла

    Пальчиковые краски
    1 часть муки
    1 часть соли – можно крупную (массаж пальчиков, когда высохнет, будет красиво блестеть)
    Разбавить водой (+краситель) до консистенции густой сметаны
    Добавить в качестве красителя гуашь или пишевой краситель (тогда надо растворить в воде)

Подборка арттерапевтических игр и упражнений для детей 5 – 6 лет

Упражнение «Цвет моего настроения».

Каждый ребенок получает по листу бумаги формата А2, на котором нарисован силуэт человека.

« Какое бывает настроение у человека. Каждый из вас попробует раскрасить силуэт человека теми красками, теми цветами, которыми можно передать ваши настроения. Готовые силуэты уже есть, выбирайте кисточку, открывайте гуашь и приступайте к рисованию».

Упражнение «Рисуем круги».

Нарисуйте кружок желаемого размера и понравившегося цвета.

Нарисуйте еще один-два круга любого размера и цвета. Посмотрите, как они выглядят со стороны. Заполните пространство кругов сюжетными рисунками, значками, символами.

Упражнение «Рисуем имя».

Включается запись спокойной музыки. Дети берут все необходимое для рисования и рисуют свои имена так, как они их себе представляют.

После окончания работы дети садятся в круг и представляют свое имя, какое оно.

Работа со сказкой « Страна Чувств».

«Сегодня мне приснился очень необычный сон. Будто я попала в сказочный мир страны чувств. В каждом ее городе проходила своя, совсем не похожая на другие жизнь. Проходя мимо одного города, я слышала веселый смех. Все жители бегали по улицам, играли в салочки и звонко хохотали. Их лица озаряла улыбка, и сразу было видно, что все рады видеть друг друга. Как вы думаете, как назывался этот город? Правильно это был город радости. А жителей его звали Радужки.

В другом городе шли настоящие сражения. Все жители ходили хмурые, в их глазах горели злые огоньки. Они то и дело пытались подставить кому-нибудь подножку или закидать его помидорами. А перед заходом солнца все жители этого города собирались на поляне и колотили друг друга подушками. Поэтому все вокруг было в перьях. И каждый день они только и думали о том, как сделать кому-нибудь пакость. Задерживаться в этом городе совсем не хотелось. Как вы думаете, как назывался этот город? Правильно, это был город злости. А жителей его звали Злостиками.

Проходя мимо следующего города, я увидела пустынные улицы. Казалось, все жители покинули этот город навсегда. Но вдруг впереди показался велосипедист. Он быстро ехал по улице, и все время оглядывался вокруг. Казалось, что он от кого-то убегал. Едва велосипедист заметил меня, у него широко открылись глаза и рот, и казалось, он вот-вот закричит. Велосипедист тут же повернул обратно и скрылся из виду. Как вы думаете, что это был за город? Правильно, это был город страха, и жители его назывались Боязливиками.

Пришлось мне путешествовать и мимо города грусти с его мрачными Грустишками. Они то и дело грустили по прошедшим выходным, по съеденному мороженому, и еще много-много о чем. И никто в округе не мог их развеселить. А еще в той стране мне пришлось проходить мимо городов Удивления, Обиды, Удовольствия. Города так быстро сменяли друг друга, было очень легко заблудиться, и кругом шла голова. Казалось, в этой стране никогда не будет порядка. Жители сказочных городов так устали только радоваться, злиться или только грустить, что их лица стали потихоньку исчезать, а на их месте появлялась только безмолвная маска. А потом постепенно стали исчезать и сказки сказочного мира. Так, день за днем проходила жизнь сказочного государства. И никто не мог ничего изменить. Оказывается, когда-то у страны чувств была совсем другая история. В ней жили совершенно счастливые люди. Они умели радоваться и грустить, обижаться и прощать. Жили они все вместе и во всем помогали друг другу.

Но вот однажды злой волшебник, обходя свои владения, увидел в зеркале мира чудесный волшебный уголок страны Чувств. И теперь ему не давала покоя мысль, как завладеть этим сказочным миром. Он решил стать королем. Но для этого нужно было узнать секрет счастья сказочного мира. А жители не хотели открывать свою тайну. И тогда злой волшебник наслал чары на ту страну, и теперь жители ее стали забывать сое счастье и постепенно превращаться в его подданных, рыцарей Безличия. Но эту страну можно спасти. Еще не все волшебные краски смыты с ее лица. Нужно всего лишь найти человека, который помнит секрет счастья и не разучился радоваться, грустить, удивляться и прощать.

Ребята как вы думаете, мы с вами можем спасти эту страну?

Упражнение «Мимическая гимнастика».

Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох. Вдох – выдох. Отлично! Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы!

Упражнение «Рисуем маски»

Каждый ребенок берет заготовку «маску» и с помощью разнообразных изобразительных средств «оживляет» ее, рисуют маски. Включается спокойная музыка.

Упражнение « Драматизация с масками».

«Сейчас каждый из вас возьмет маску, которую вы изготовили. Придумайте историю в которой будет участвовать эти маски. А затем попробуем проиграть ее.»

Музыкотерапия. Прослушивание произведений классической музыки для детей.

Обсуждение: О чем думали, когда слушали музыку?

Что чувствовали?

Что хочется делать под такую музыку?

Графическое упражнение для совместного выполнения «Нарисуем радость вместе»

Подгруппе дается один лист бумаги. Необходимо вместе нарисовать радость.

Рисование на тему «Радость».

Предложить желающим рассказать о своем рисунке. Придумать название альбома, в который можно сделать из детских рисунков.

Упражнение « Радостный танец».

Один участник встает напротив всей группы и под радостную, ритмичную музыку танцует, стараясь передать в своем танце радость и счастье. Группа напротив тоже танцует в точности стараясь повторять его движения.

Графическое упражнение « Изобрази злость».

Предлагается индивидуально каждому участнику с помощью линий и цвета изобразить злость. Основное условие рисунки должны быть абстрактными не должны содержать символов, конкретных образов, пиктограмм.

Упражнение « Простучи злость на барабане».

Детям предлагается придумать (пофантазировать), что они на кого-то рассердились и простучать злость на барабане.

Упражнение «Сундук того, что меня сердит»

« Представь, что тебе дали волшебный сундук, который можно запереть. Ты можешь положить в этот сундук то, что тебя сердит, злит. Ничего не может ускользнуть из этого сундука. Но когда тебе захочется подумать о чем-то или решить, что с этим можно сделать, ты можешь достать это из сундука. А когда закончишь ты можешь положить это обратно. Нарисуй свой сундук. Затем нарисуй то что тебе сердит и положи их в сундук.

Упражнение «Мысленная картинка» « Что-то очень страшное».

Участникам предлагается закрыть глаза и представить ситуацию, ощущения, когда вам было очень страшно. Придумайте этому названия. Откройте глаза и расскажите о своих чувствах.

Игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь - превращусь»

Участники идут по кругу, держась за руки, и проговаривают хором эти слова. Ведущий называет какого-либо страшного персонажа, детям нужно быстро превратиться в него и замереть. Ведущий выбирает самого «страшного» и он становится водящим и продолжает игру.

Упражнение « Нарисуйте свой страх на бумаге».

Каждому ребенку предлагается закончить незаконченное предложение.

Задание «Ритуал уничтожения страха»

Участникам предлагается, поступите с рисунком так, как им хочется порвать, смять, сжечь и т.п.

Графическое задание «Нарисуй что-нибудь грустное»

Спонтанное рисование под музыку. Л. Бетховен «К Элизе».

Участникам предлагается рисовать все, что они захотят пока звучит музыка. Ассоциации, рожденные музыкой, свободно выражаются ими на бумаге.

Музыкотерапия. «Музыкальные каракули».

Участникам предлагается поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом. Затем предлагается поиграть вместе, продолжить музыкальную фразу.

Обсуждение: Что можно сказать о звуках мелодии?

Упражнение «Дирижер».

Участникам предлагается продирижировать звучание музыки.

Танцедвигательное упражнение «Круговые танцы».

Расслабляющие упражнения под спокойную музыку. Круговые танцы – хороводы

Музыкотерапия. «Мелодия группы».

Участникам рассаживаются по кругу. Каждый решает каким инструментом он будет. Вся группа это оркестр. Звучание осуществляет музыкальными инструментами или подручными средствами.

1 задание. Участники пробуют звучание инструмента.

2 задание. Группа делится на пары. Инструменты воспроизводят мелодию в дуэте.

3 задание. Вся группа начинает играть на своих инструментах, создавая мелодию.

Какие звуковые сочетания запомнились? О чем рассказывает музыка?

Изотерапия.

«Изобрази на листе бумаги, используя любые изобразительные средства, те чувства, которые возникали в процессе упражнения «Мелодия группы». Обсуждение упражнения.

Танцедвигательное упражнение.

Звучит музыка. Участники выстраиваются в ряд и начинают двигаться. Один из участников ведущий, а остальные ведомые. В качестве ведущего участник группы спонтанно и свободно выражается, максимально использую свой танцевально-экспрессивный репертуар, остальные члены группы следуют за ним, стараясь точно воспроизвести его движения. Через некоторое время он первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым

Список литературы:

  1. Копытин А.И., Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. М: Когото-центр. 2012г.
  2. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми. СПБ: Речь.2006г.
  3. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, система занятий. СПБ: Речь. 2003г.
  4. Мардер Л.Д. Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М: Генезис.2006г.
  5. Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М. Тропинка к своему Я. М: Генезис 2004г.